Военные политологи

Проблемы местного самоуправления в сельских поселениях и некоторые пути их решения

29 октября 2016

С января 2006 г. в нашей стране начал действовать Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (далее №131-ФЗ). Практика функционирования поселенческих муниципальных образований уже в первые месяцы своей работы в новой социальной системе управления выявила ряд серьезных проблем.

Наиболее серьезными из них являются следующие.

1. Отсутствие необходимых и предусмотренных законодательством Российской Федерации ресурсов (организационных, финансовых, материальных, земли и других объектов муниципальной собственности) даже в тех сельских поселениях, которые формально имеют статус муниципальных образований, а на деле находятся в полной зависимости от районной власти, позиция которой поддерживается властью региональной.

2. Отсутствие со стороны государственных органов власти какой-либо поддержки или даже простого внимания к жизни сельского населения, концентрация ресурсов и реальных властных полномочий в районных центрах, являющихся, как правило, городами.

3. Неразвитость коммунальной инфраструктуры и муниципального хозяйства на селе, информационная изоляция, плачевное состояние сельского здравоохранения, образования коммуникаций, что не позволяет вновь создаваемым органам местного самоуправления на селе заниматься организацией предоставления необходимых услуг сельским жителям, как того требует начавшаяся реформа местного самоуправления.

4. Низкая гражданская активность жителей и повышение социальной апатии, дальнейшее усиление оттока ресурсов с сельских территорий (включая финансы и кадры), рост бедности и восприятия безысходности жителями села.

Кроме того, нельзя упускать из виду и такой стандартный набор, как воровство, безработица, пьянство, отсутствие квалифицированных специалистов, что для села наиболее актуально.

Одним из способов минимизировать имеющиеся негативные факторы является совершенствование и дальнейшее развитие законодательной базы, касающейся вопросов сельского самоуправления.

Решение проблем может проходить по нескольким направлениям.

А. Формирование представительных органов местного самоуправления муниципального района из представителей поселений.

Б. Выстраивание межбюджетных отношений поселения и района и перераспределение имущества между поселением и районом.

В. Разграничение полномочий между уровнями местного самоуправления.

Направление А. Следует разрабатывать и осуществлять мероприятия, которые должны быть направлены на формирование навыков участия населения в решении вопросов, максимально приближенных к нуждам отдельного человека. Становление самоуправления в его последовательном движении должно отталкиваться от вопросов личного характера и эволюционировать к вопросам местного значения.

Направление Б. Второе направление является наиболее трудоемким и требует значительных умственных усилий законодателя. Главы муниципальных образований озабочены прежде всего вопросами экономического порядка, и, как им представляется, решение финансово-экономических проблем поселения зависит от полноты их властных полномочий. Между тем практика реальной жизни такова, что функция распоряжения предметами муниципальной собственности данного должностного лица минимизирована, поэтому властная компетенция на этом уровне более формальна, чем реальна. Можно понять главу сельского или небольшого городского поселения, который избирался на альтернативной основе, нередко в жесткой борьбе, чтобы управлять, а объективных предпосылок к этому нет. Второе направление также состоит в формировании необходимой экономической базы муниципалитета с перспективой, что глава поселения будет распоряжаться предметами муниципальной собственности и, соответственно, являться носителем муниципальной власти. Причем это предполагает, что в этот процесс включено все местное население (или значительная часть), а, соответственно, носителем условно властных полномочий становится местное сообщество.

Направление В. Среди вопросов местного значения и государственных полномочий часто встречаются дублирующие исходные вопросы. Например, каково должно быть участие муниципальных образований в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, профилактике терроризма, экстремизма, обеспечении первичных мер пожарной безопасности, и как соотносятся в этом смысле местные и государственные полномочия, где границы ответственности тех или иных органов перед населением. Значительная неясность остается с разграничением функций в организации библиотечных услуг, услуг учреждений культуры и ряд других вопросов.

Кроме того, к вопросам местного значения добавлены так называемые права, которые местные власти могут использовать, но не обязаны исполнять определенные функции. Законодательством закреплено их право решать эти вопросы. Но если в сельской местности, например, нет нотариуса, то понятно, что муниципалитет будет вынужден выполнять эту работу независимо от того, есть средства на исполнение этой функции или нет.

Среди обязанностей местных властей федеральными законами предусмотрены и такие, статус которых не определен ни как вопросы местного значения, ни как переданные государственные полномочия. Это относится, например, к обязанности распоряжаться не разграниченной в собственности государственной землей, организовывать открытые конкурсы по выбору управляющих компаний, вести регистрацию граждан в местах, где нет государственных органов, и так далее.

Согласно п. 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Такие соглашения должны:

1) заключаться на определенный срок;

2) содержать положения, устанавливающие:

  • основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного;
  • порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;

3) предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Кроме того, нельзя забывать и о земельных ресурсах деревни, которых в России более чем достаточно. Проводя опрос в одном из Ульяновских вузов, студентам был задан вопрос «Какие пути вы видите в развитии Вашего муниципального образования?». Студенты выразили надежду на то, что рентабельная деятельность сельскохозяйственных предприятий будет основой повышения благосостояния жизни села. Однако понимание руководителями сельхозуправлений фактического положения экономики сельхозпредприятий вынуждает их очевидно, надеяться в большей степени на целевые государственные, региональные программы развития села.

Социальное преобразование села, формирование в сельской местности оптимальной среды обитания – важнейший фактор эффективного использования земельных ресурсов. Приоритетными направлениями земельной политики на селе и не только являются организация эффективного использования всех земель; обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, а также земель сельскохозяйственного назначения и особо охраняемых природных территорий.

Тенденция становления местного самоуправления в нашей стране приобретет устойчивость, если местные сообщества наряду с финансово-экономическими основами будут развивать и свои культурные основы. Нельзя не согласиться с Б.Г. Юдиным, что «…мерой совершенства общества или государства является его способность обеспечивать сохранение, реализацию и развитие человеческого потенциала граждан».

Комментарии 2

<p>
В статье подняты очень важные для России темы!
</p>
<p>
В статье подняты очень важные для России темы!
</p>