Проблемы безопасности Крыма и Причерноморья в свете отношений между Россией и НАТО

Присоединение Крыма к России стало ответом на смену власти на Украине и возникшие в связи с этим угрозы. Вооруженный конфликт на территории Донбасса, напряженные отношения Украины и России, борьба с международным терроризмом на Ближнем Востоке и действия НАТО создали новый расклад сил в Причерноморье.

Крым является территорией, которой касаются интересы всех ключевых стран мира и их объединений. США и НАТО проявляли постоянное стремление закрепиться на новом плацдарме, занимающем центральное положение в Черном море. Кроме того, США и НАТО рассматривают регион как альтернативный источник энергетических ресурсов, а также базу для продвижения на Ближний Восток и буферную зону, ослабляющую угрозы терроризма [1]. В подписанной в декабре 2008 г. «Хартии о стратегическом партнерстве между США и Украиной» из всех регионов последней Крым был единственным, выделенным отдельно [2]. Это свидетельствует о приоритетном значении полуострова для американской политики в отношениях с Киевом в период, предшествовавший смене власти на Украине.

Ее власти до присоединения Крыма к России обсуждали с НАТО вопросы безопасности в Черноморском регионе, будущее дислоцированных в Крыму частей Черноморского флота РФ и европейский сегмент системы американской глобальной ПРО. Украина регулярно разрешала нахождение в крымских водах и Севастополе ВМС США, давая возможность вести ближнюю радиоэлектронную разведку в отношении российских вооруженных сил и отрабатывать морские компоненты ПРО США. Американские крылатые ракеты «Томагавк» из восточной части Черного моря имеют возможность поражать объекты геополитических соперников США, Ирана (на всей территории) и России (часть европейской территории, включая Москву), а ракеты ПРО «Стандарт» – препятствовать ответным ударам по объектам НАТО в Турции [3]. Нахождение Крыма в составе Украины с учетом стремления ее руководства к вхождению в НАТО делало угрозу безопасности России и ее вооруженным силам от ВМС США более осуществимой, чем в сегодняшних условиях.

Деструктивная деятельность осуществлялась странами Запада в Крыму и в сфере общественных отношений. Основную работу, материально и организационно поддерживая сеть прозападных НКО, журналистов и националистические организации крымских татар и других этносов в этом направлении проводили различные фонды. В этом участвовали американские Фонд Чарльза Стюарта Мотта и Национальный фонд поддержки демократии, Программа демократических грантов Посольства США на Украине, фонд «Евразия», Восточно-европейский демократический центр, международный фонд «Возрождение» и другие. Финансирование радикальных организаций способствовало нарастанию межэтнической напряженности, а подконтрольные СМИ интерпретировали события в нужном для Запада контексте и формировали необходимую для интересов НАТО, и прежде всего – США, точку зрения аудитории этих медиа [4].

После вхождения Крыма в состав России и реакции на него со стороны Украины и западных стран обстановка в Причерноморье резко изменилась. В обновленной военной стратегии Европейское командование вооруженных сил США (EUCOM) среди шести приоритетов на ближайшие три-пять лет главным назвало «сдерживание российской агрессии» [5]. В 2015 г. НАТО продолжила наращивать военное присутствие на земле, в воздухе и на море в Восточной Европе. Было усилено воздушное патрулирование балтийского региона с одновременным развертыванием воздушных патрулей в Польше и Румынии, продолжила активное функционирование система раннего воздушного предупреждения и наблюдения за всей восточной частью Альянса, прошли крупнейшие воздушные учения в Европе с конца «холодной войны» [6], производилось морское патрулирование вдоль восточных границ, а в Балтийском, Черном и Средиземном морях оно стало более интенсивным, в восточной части Альянса развернуты сухопутные войска для проведения тренировок и учений. Также Североатлантический альянс принял решение о создании шести центров командования и управления в странах НАТО – Латвии, Литве, Эстонии, Болгарии, Польше и Румынии. Эти центры, согласно сообщению альянса, призваны обеспечить связь между национальными силами и многонациональными — НАТО [7]. В Румынии принято решение разместить две базы НАТО – Центр для интеграции сил альянса и Штаб многонациональной дивизии «Юг- Восток», который будет открыт уже к 2016 г. и будет координировать военное командование в двух странах Причерноморья, Румынии и Болгарии [8].

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что такая активность связана с тем, что «Россия ведет себя очень агрессивно в восточном направлении» и стремится к изменению границ в Европе, в связи с чем большинство стран НАТО прекратило сокращение военных бюджетов [9]. Но действия НАТО до 2014 г. свидетельствовали, что эта организация (главным образом – США) стремилась к созданию на территории Украины внутренних конфликтов, ослаблению этой страны и вовлечению в сферу своего влияния с целью дальнейшего продвижения на восток и ослаблению внешнеполитического и экономического влияния России в Причерноморье. Присоединение Крыма к РФ предотвратило развитие межэтнических и межрелигиозных конфликтов на его территории, решив замороженный конфликт населения полуострова с Украиной по поводу своей идентичности и языка. А с исчезновением неоднозначного статуса Крыма как места базирования вооруженных сил двух государств и с установлением полного контроля российской армией над полуостровом его военная безопасность значительно повысилась.

Таким образом, присоединение Крыма не поменяло конечных целей НАТО в Черноморском регионе по сдерживанию России, но серьезно затруднило их выполнение. Кроме того, оно дало повод для усиления милитаризацию Причерноморья и всей Восточной Европы. Несмотря на это, для территории самого Крыма смена власти и ставшие его следствием действие более жесткого по отношению к экстремистской деятельности законодательства, наличие военной группировки, принадлежащей лишь одной стране, России, даже в отношениях с НАТО уменьшило риски безопасности, как военные, так и внутриполитические. А их окончательное исчезновение возможно лишь с исчезновением конфронтации и отказа сторон от логики противостояния времен «холодной войны».

1. Кучеренков А. Крым в современных реалиях европейской и региональной безопасности // Проблемы национальной стратегии. 2012. № 5.

2. Хартія Україна-США про стратегічне партнерство. США, Україна; Хартія, Міжнародний документ від 19.12.2008 [Электронный ресурс] // Верховна Рада України. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/840_140 (дата обращения: 01.02.2016).

3. Панов В. Ключ к Евразии. О роли Крыма в реализации геостратегических планов США и НАТО [Электронный ресурс] // Столетие. — 06.03.2012. URL: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/kluch_k_jevrazii_2012-03-06.htm (дата обращения: 01.02.2016).

4. Черкащенко И. Что ищут США в Крыму далёком? [Электронный ресурс] // Геополитика и мировая политика. — 18.12.2011. URL: http://mirpolitiki.net/politika/chto_ishhut_ssha_v_krymu/ (дата обращения: 01.02.2016).

5. United States European Command. Theater Strategy [Электронный ресурс] // United States European Command. — 26.01.2016. URL: http://www.eucom.mil/media-library/document/35147/useucom-theater-strategy (дата обращения: 01.02.2016).

6. Nato launches largest airborne drills in Europe since end of Cold War Telegraph [Электронный ресурс] // Telegraph. — 18.08.2015. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/northamerica/usa/11810925/Nato-launches-largest-airborne-drills-in-Europe-since-end-of-Cold-War.html (дата обращения: 01.02.2016).

7. The Secretary General's Annual Report 2015 [Электронный ресурс] // North Atlantic Treaty Organization. — 28.01.2016. URL: http://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_01/20160128_SG_AnnualReport_2015_en.pdf (дата обращения: 01.02.2016).

8. Statement by the NATO Defence Ministers on the Readiness Action Plan [Электронный ресурс] // North Atlantic Treaty Organization. — 05.02.2015. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_117222.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 01.02.2016).

9. Генсек НАТО: Россия стремится к изменению границ в Европе [Электронный ресурс] // Газета.Ru. — 28.01.2016. URL: http://www.gazeta.ru/army/news/8178011.shtml (дата обращения: 01.02.2016).

Специально для интернет-конференции «Крым: вчера, сегодня, завтра».