Проблема формирования гражданской и духовно-нравственной позиции молодежи в условиях современности

29 октября 2016
Гражданская ответственность, патриотизм и духовно-нравственная позиция народа, прежде всего молодежи, которой принадлежит будущее, - одно из важнейших условий социального, политического и экономического развития России, ее продвижения по пути демократического и гражданского общества.
Формирование гражданского, патриотического и духовно-нравственного сознания молодежи становится в настоящее время стратегически важной задачей. Воспитание гражданина и патриота – многогранный, динамичный процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, трудовой коллектив, общественные и молодежные объединения и организации, средства массовой информации, армия, церковь и другие.
Сердцевиной гражданского воспитания является патриотическое и духовно-нравственное воспитание личности, где главной задачей выдвигается формирование ее сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремления  отдать  свои силы, знания, трудовой потенциал, духовно-нравственные убеждения на благо Родины.
Вопросы гражданского воспитания молодежи тесно связаны с понятием гражданственности. Оно появилось в V в. до н.э. в Древней Греции в городе-полисе Афины и обозначало «город, обнесенный оградой». Понятие «гражданин» с глубокой древности соотносилось с интересами людей, живущих на одной территории, находящейся в пределах определенных границ, и имеющих общие органы управления.
В нашей стране понятие «гражданственность» стало формироваться на рубеже XVI-XVII вв. в процессе создания централизованного Московского государства, что способствовало становлению гражданского сознания. В начале XVII в., в годы смуты, в сознании народа вызревало понимание необходимости крепкого государства, которое бы защитило Русь и сплотило вокруг себя. В 1611 г. гражданин и патриот земский староста Козьма Минин, собирая ополчение для освобождения  Москвы от поляков, обратился к своим землякам-нижегородцам, назвав их гражданами ..
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» в середине XIX в. определял гражданственность как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». В.И. Даль проследил специфику понимания гражданственности в России непременно на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом в отличие от западного понимания, где превалирует правовая трактовка.
Понятие «гражданственность» пока не получило всестороннего рассмотрения  в научной литературе. Так, в статье В.В. Гаврилюк и В.В. Маленкова  дано определение гражданственности как «совокупность базовых, сложившихся на определенный момент времени ценностей, норм и ролей, принятых за образец». Критерием установления степени гражданственности личности они считают «соответствие между социальной моделью, объективированной как декларируемые, возможные, желаемые характеристики человека, и реальным поведением индивида как исполнителя гражданских ролей».  
В настоящее время утвердилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным (А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов).
В социально-нравственном контексте «гражданин» рассматривается как человек, обладающий определенными ценностными ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу, своему Отечеству. Именно как гражданин он обладает правами, свободами и несет ответственность, предусмотренную Конституцией, законами.
Гражданственность подразумевает определенный уровень сформированности духовной культуры человека. А.Ф. Никитин справедливо считает основным звеном духовной культуры нравственную культуру. Это сложное психическое образование характеризуется тесным единством широких этических знаний, нравственных убеждений, чувств, потребности жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро.  Мы разделяем точку зрения А. Ф. Никитина, который рассматривает духовность как высшее проявление культуры и гражданственности. 
Сегодня гражданское воспитание осуществляется через ценности внутренние, природно присущие человеку. Вновь востребованы ключевые ценности, свойственные российскому менталитету: патриотизм, гордость, человеческое достоинство, совесть, честь, благородство, великодушие, милосердие. Таким образом, общим основанием новой идеологии (а значит, и основой воспитания) сегодня могут выступать идеи гражданственности и патриотизма, духовности и нравственности.
Преобладание технократического мышления, дегуманизация человеческих отношений, подмена социокультурной ориентации на абсолютно чуждые для России ценности – обострили интерес к проблемам духовности и нравственности. Осознание приоритета духовных ценностей связано с пониманием  нависшей над обществом реальной угрозы, причинами которой являются кризис человека – «антропологическая катастрофа (М.К. Мамардашвили и др.) и кризис нравственности – «моральный кризис» (Ж.Д. Валеев и др.) «Противостоять ей может только гражданин, имеющий и реализующий право мыслить своим умом».
Особый интерес к вечным вопросам о смысле существования человека, его отношений с обществом возникает в кризисные моменты истории и обостряется потребностью человека в духовном. Поэтому в современных условиях востребована личность с широким мировоззренческим кругозором, активной жизненной позицией и высоким уровнем нравственной и эстетической культуры. А вопросы, связанные с интерпретацией понятий «духовность» и «нравственность», их содержанием, принципами существования человека в системе их взаимосвязей и отношений – требуют своего разрешения.
В работах философов, историков, теологов, культурологов и других специалистов отмечается, что духовность присуща и отдельно взятой личности, и обществу в целом. Человеку – как носителю, а обществу – как ее соборному обладателю. Духовность обеспечивает содержательную сторону человеческой жизни, повышает ее качество, помогает реализовать индивидуальность человека, делает его сопричастным к деятельности общества. 
Философы XXI века видят духовность человека в высших способностях: разумности, даре речи, воле, совести, свободе, интуиции,  эстетическом чувстве, творческой активности, открытости к бытию, в стремлении к совершенств, в способности к любви, а с религиозных позиций – в связи с Высшим. Именно религиозная составляющая послужила причиной исключения духовности из системы общечеловеческих ценностей  советского периода.
      Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия  Александра Невского, Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Толстого, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
На всех нас лежит колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения. Только всей своей жизнью, где каждое слово неразрывно с делом, можно свидетельствовать о непреходящих духовных ценностях. Перед всеми нами стоят общие цели — формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций.
Необходима углубленная разработка нового содержания образования, чтобы на всемирном состязании народов наш народ смог явить все богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце.  
В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодежь, мы должны свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях. Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.
Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения.
    Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежит заслуга введения христианского определения человека в научно-педагогический обиход. Исходя из определения, данного человеку христианской антропологией, можно сделать вывод о том, что его важнейшими, базисными характеристиками является духовность и нравственность. 
Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. Особое понимание духовности существует в православии, где понятие «дух» в его предельном значении идентично понятию «Бог»: «Дух есть Бог» (Ин.4, 24). Бог – это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В Нем нет зла, греха. Он свят. Поэтому духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто ему уподобился. Первое условие принятия Бога воплотившегося, вочеловечившегося, Иисуса Христа, - осознанное видение себя: кто я? каков я на самом деле? Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), постольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию. Нормы христианской духовности (святости) даны в Евангелии, они раскрываются также в конкретных личностях (святых). Основные характеристики православной духовности – смирение (осознание своего недостоинства перед Высшим Началом бытия) и любовь (как высшая способность человека); первостепенное значение в христианской этике имеет то, как они приобретаются. 
В светском понимании духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовность – это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это «самое высокое» может быть низким, но духовность всегда - предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям).              Основными показателями, характеризующими духовность, являются:  обращенность человека к высшим ценностям;  сознательное устремление человека к совершенству; освоение высших ценностей,  приближение к идеалу,   ценностная характеристика сознания.  
  Духовность – вектор вертикальных устремлений человека, нравственность – горизонтальных. Своим пересечением они образуют как бы невидимый крест, являющейся основой личности. Духовность как сущностная черта личности, как способность человека к духовной жизни имеет атрибутивный характер, она присуща всем без исключения индивидам. Однако эта способность заложена в человека лишь потенциально.  
Сегодня, когда из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к изначальному, то незнание родных чистых истоков культуры нашей – это недопустимо, это не современно, не престижно, не красиво, не патриотично, ибо истинное погружение и постижение глубочайшего неисчерпаемого нравственно-эстетического потенциала русской культуры – это поистине «неупиваемая чаша» нашей духовности. И у преподавателя высшей школы (равно как и средней)  есть богатые возможности в процессе общения, взаимодействия с воспитанниками творить Добро, Истину и Красоту, лепить души юношеские по законам высшей Духовности и Нравственности.   
В чем смысл современного образования? Только ли в  получении знаний. Кто нам нужен "на выходе"? Многогранная личность, культурный, интеллигентный человек или узкий специалист, отбросивший всякие гуманистические химеры? Нацеленность на подготовку узких специалистов и привела к духовному кризису общества. Психолог В. Зинченко писал по этому поводу: "Мы забыли о том, что школа, вуз должны выводить прежде всего в люди, а уже потом в солдаты, рабочие, ученые, патриоты и т. д.".           Образование — длительный этап жизни человека, в эти годы он не только обучается, но и формируется как личность вне учебного заведения. Самый верный компас личности в трудную пору ее становления — это извечные заповеди добра и совести, которые так щедро вобрала в себя русская  культура. 
Значение образования и воспитания — в решении той сверхзадачи, которую не решишь набором специальных знаний. "Надо раз навсегда установить и признать, — настаивал русский философ И. Ильин, — что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации". Слова эти становятся особенно понятными теперь, когда мы едва вкусили "сладкого" пирога цивилизации в родных пределах. Однако без духовного очищения и преображения, предупреждал Ильин полвека назад, Россию "не возродить и величие ее не воссоздать. Без этого русское государство, после неминуемого падения большевизма, расползется в хлябь и в грязь". Не пора ли прислушаться к изгнанным пророкам своего Отечества?
В связи с этим задача гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Пространство  гражданского и духовно-нравственного воспитания — это пространство жизнедеятельности школьника, студента, педагогически организованное на началах российской духовности и общечеловеческой нравственности.
Чтобы обеспечить молодому человеку условия здоровой и духовно полноценной жизни, считает В.И. Слободчиков, необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая доказательства. Можно сказать, что "собственно человеческое в человеке" — это всегда Другой человек. Иными словами, именно взрослые обеспечивают юному презумпцию человечности — право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительным автором собственного развития.
Взросление — дело трудное и даже 6oлезненное. Если воспрепятствовать развитию человеческих способностей, ребенок может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. К сожалению, иногда случается и такое. Если детскую душу ранить, или оставить в запустении, или, воспользовавшись его неискушенностью, вовлечь в пагубу, ребенок заболевает.
В известных с детства сказках (будто написанных на злобу дня сегодняшнего) это называется колдовством. Как тут не вспомнить Иванушку, который ослушался  сестрицу и напился из болота; героя сказки Андерсена—  Кая, которому в глаз попал  осколок разбитого дьявольского зеркала, и сердце его оледенело; братьев, превращенных в диких птиц. Метафоричность потери человеческого облика будто списана с реалий дня сегодняшнего — с уже привычными нарицательными обобщениями: наркоманы, ущербные, "отморозки". На некоторых детей тень "колдовства" падает с рождением. О них мы говорим "дети с особенностями развития". Чтобы расколдовать ребенка, помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни, необходим близкий — Другой человек. 
 Специфика духовной близости ребенка и взрослого (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого отношения есть любовь взрослого к человеческому в человеке, непосредственно — в ребенке, как его устремление навстречу становящемуся индивидуальному духу. Такое отношение - по сути, благодатно. Таким образом, духовность — это действительно новое качество и новый принцип жизни, делающий человека человеком.
  Важнейшая задача современного образования  – воспитание личности.
Личностью мы можем назвать того, кто истинно способен чувствовать себя человеком, кто ощущает своё высокое человеческое достоинство и одновременно осознаёт глубокую причастность к людям, к Отечеству, к народу. Истинная личность – это тот, в ком мощно выражены собственно человеческие качества – совести, чести, воли и стремления к Высшим ценностям;  без человеческих качеств, без стремления к Высшему началу сила человека становится силою зверя. Поэтому сильная, волевая натура не всегда личность. Личность – это тот, кто в человеческих формах отстаивает свое право на уважение своей самостоятельности, своей духовной свободе и вместе с тем видит себя частью чего-то более высокого и значительного, чем он сам, ощущает себя созданным по образу и подобию Божию.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств – совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственного облика – терпения, милосердия, кротости, незлобивости, доброты и милосердия; нравственной позиции – способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, сознательное устремление человека к совершенству; нравственного поведения – готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли; нравственной культуры – стремление к приобщению к духовно-нравственным идеалам.  
Образовательный  процесс, организуемый в школе и вузе, имеет большой потенциал для формирования духовно-нравственной позиции учащихся и студентов и является одновременно процессом направленного духовного развития и образования.    
Духовность  же определяется как устремленность личности к избранным целям,  аксиологическая характеристика сознания. Ведь человек  духовен тогда, когда он размышляет о том, что такое зло, вечность, добро, красота и т.д., и менее духовен тогда, когда дает себе право считать, что ответы найдены.
Сформировать у молодежи правильные отношения с миром возможно, если опираться на определенную (в данном случае, православную) систему ценностей. В разобщенном, несистематизированном, неполном виде они содержатся в содержании образования. В базовом компоненте представлены абсолютные ценности бытия: Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота. В перспективе они  должны стать основой обучения. 
Молодое поколение – это наша смена, от того, каким оно будет, зависит наше будущее. Важно не разорвать  невидимую связь времен, соединяющую век нынешний и век минувший, не потерять то главное, что составляло и составляет стержень  духовного наследия отечественной культуры, что делает растущую личность поистине духовно богатой и нравственно просвещенной. 
Важно помнить и предостережение Святейшего  Патриарха   Алексия II о том, что  «от того, как мы справимся с задачей образования и воспитания идущих за нами   поколений и насколько уясним цели, стоящие перед нами не только на ближайшее время, но и в перспективе, зависит само существование нашего народа; если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией  —  и не будет России на свете». 
Воспитывать – значит определять судьбу нации.
Особенность формирования гражданственности и как ее проявления — активной гражданской позиции в системе профессионального образования заключается в том, что на фоне дальнейшего воспитания и развития личности студента, происходит процесс воспитания его как субъекта профессиональной деятельности. Современному обществу нужны образованные, духовно- нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. 
Гражданин современной России - это человек, обладающий духовно-нравственной и правовой культурой, чувством ответственности за свою страну, ее процветание, знающий и уважающий законы, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Поэтому, разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой духовно-нравственной, гражданской, правовой и политической культурой, социальной активностью и качествами гражданина-патриота, является главной целью воспитательной работы в современной школе – как средней, так и высшей.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в общеобразовательной и высшей школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь современного школьника и студента.
Современный национальный педагогический идеал и система базовых ценностей определяют рамочный характер культурно-воспитательного пространства российских школьников и студентов. Национальный воспитательный идеал - воспитание гражданина России - является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного процесса. 
В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды общеобразовательного учреждения в единстве гражданского и духовно-нравственного воспитания. 
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
 

Комментариев пока нет