Проблема этнической самоидентификации коренных горожан Республики Башкортостан

Этническая самоидентификация горожан в многонациональном социуме  является актуальной проблемой для транзитивного общества. Национальная принадлежность горожан при социализме не акцентировалась. Тогда более важными были идеологические ценности интернационализма. В таком подходе имелось свое рациональное зерно. Это позволило дистанцироваться от крайностей национализма, от мировоззренческих вывихов культа этнического максимализма и радикализма, возникавших в процессе развития национального самосознания народов (как сопутствующая патология). Однако, при этом была нарушена мера и национальный нигилизм превратился в доминирующий тренд, а приверженность к национальным ценностям воспринималась как нечто консервативное, патриархальное. Например, многие горожане нерусской национальности в преимущественно русскоязычном городе Бирске в 1960-90-е гг. стеснялись называть свою национальную принадлежность, в бытовых коммуникациях общались друг с другом как представители одной национальности (поскольку русским языком коренные горожане владели в совершенстве).

Переход к рыночной экономике в современной России и, соответственно, к принципиально иной идеологической доктрине позволил переосмыслить многие базовые ценности, в том числе национальные, ориентированные на реанимацию этнического самосознания.

Появились общественные формирования с ориентацией на национальные интересы и ценности. Прошли учредительные конференции Курултая башкир, Съезда татар, Собора русских, съезды чувашей, украинцев, конференции белорусов, удмуртов, мари, мордвы, немцев, евреев, поляков, кряшен. В 1995 г. одним из первых в России открывается Дом дружбы народов Республики Башкортостан.

На практике обнаружилось, что и в этом процессе чувство меры часто не срабатывает. У некоторых национально ориентированных формирований появились нотки радикализма, стремление всецело сфокусироваться на национальной проблематике.

Радикальные, принципиальные перемены в концепциях национального обустройства социума породили проблему этнической самоидентификации городской нерусской молодежи, и особенно коренных горожан. Коренными горожанами мы считаем тех, кто родился и вырос в городе.

Коренные горожане нерусской национальности в советском и постсоветском Башкортостане проходили и проходят процесс социализации по стандартам и ценностям русскоязычных горожан. Не владея родным языком, понимая его лишь на элементарном уровне, значительная часто городской молодежи не воспринимает язык и культуру своей нации как непреходящую ценность.

Следует при этом отметить, что лишь первое поколение коренных горожан нерусской национальности испытывает некоторую склонность к овладению родным языком. Их родители, дедушки и бабушки сумели привить (в большей или меньшей степени) интерес к родному языку и культуре.

Однако и они не готовы прилагать усилия самостоятельно или в рамках специально организованных языковых кружков осваивать тонкости устной и  письменной коммуникации, чтения, усвоения лексического и грамматического минимума.

Низкая мотивация, дефицит временных и, возможно, в некоторых случаях, материальных ресурсов являются основными препятствиями в овладении родным языком хотя бы на элементарном уровне. На этой основе происходит процесс ассимиляции, слияния этнических меньшинств с доминирующим этносом. Следующие генерации нерусских по происхождению коренных горожан фактически становятся идентичными русским горожанам. Об этом свидетельствует и большая доля межнациональных браков среди городской  молодежи Башкортостана.

Противоборство двух тенденций среди коренных горожан – индифферентное отношение к национальному фактору и форсирование этнического компонента разрешается у большинства представителей коренных горожан, согласно нашим наблюдениям, в пользу ассимиляции как наиболее перспективному тренду. Практически они самоидентифицируют себя (во многих городах Башкортостана) как русские, особенно оказавшись в других странах. 

Указанные тренды наблюдаются и среди других слоев горожан, однако, в других количественных параметрах. Мигранты из сельской местности оказываются носителями идей поддержки национального развития. Продолжая общаться между собой на родном языке, поддерживая народные обряды, танцевальные и вокальные традиции, укоренившиеся в городе мигранты являются движущей силой развития национального языка и культуры в преимущественно русскоязычном городе. Овладев русским языком (даже лучше, чем родным), нерусскоязычные мигранты оказываются маргиналами в вопросах освоения некоторых аспектов бытовой культуры. Большинство из них остаются приверженцами национальной кухни, обрядов, традиций, этических и эстетических ценностей. Воспитание детей осуществляется с ориентацией на приоритетное освоение русского языка и культуры.

Некоторым исключением может быть титульная нация (башкиры в Башкортостане). Официально закрепленный статус государственного придает второму официальному языку мощную финансовую, информационно-коммуникационную, культурно-просветительную и идеологическую поддержку. Благодаря этому развитие и популярность башкирского языка в городской среде находится на достаточно высоком уровне. Важно при этом не допускать перегибов, порождающих неприязнь не только среди представителей других национальностей, но и среди части представителей самой башкирской интеллигенции.

Каков круг проблем, с которым сталкивается горожанин в процессе самоидентификации?

Первая проблема – мировоззренческая, философская концепция, которой следовало бы придерживаться. Трудность заключается в том, что нет убедительно обоснованного понимания – для чего необходима самоидентификация. Во многих городских семьях воспитание в духе приверженности национальным ценностям, традициям, языковым компетенциям не является приоритетным фактором. Такое воспитание просто игнорируется как малозначимое явление.

Вторая проблема – если же горожанин придерживается позиции, что национальный фактор имеет для него важное значение, то перед ним встает целый ряд практических вопросов: на какой уровень владения языком, культурой ему следует ориентироваться? Какие методы, инструменты и технологии ему следует использовать? Где возможно и уместно применить приобретенные в процессе учебы навыки речевой коммуникации?

Третья проблема – не приведет ли ориентация на развитие национально-культурных компонентов личности, проживающей в многонациональной среде, к разногласиям и, как крайний случай, межнациональным конфликтам, особенно среди молодежи?

Представляется целесообразным предложить авторское видение решения вышеназванных проблем в условиях Республики Башкортостан первой четверти ХХI в.

Проблема выработки принципиального отношения к национальной самоидентификации должна решаться исходя из признания наличия богатого культурного слоя общечеловеческих ценностей в любой национальной культуре. Владение национально-культурными компетенциями существенно продвигает развитие личности и повышает его конкурентное преимущество. Это обеспечивает разностороннее, гармоническое развитие личности, придает ему важную мировоззренческую точку опоры. Национальная культура предоставляет возможность восприятия уникальных эстетических и этических оттенков общественных отношений, которые не проявляют себя в рамках других национальных культур (у которых, в свою очередь, имеются свои уникальные оттенки восприятия мира).

Проблема освоения знаний, умений и навыков в пространстве национальной культуры решается в зависимости от уровня мотивированности, обучаемости, притязаний личности и сложившихся стандартов и стереотипов конкретного сообщества, с которой эта личность себя идентифицирует. Следует признать, что большинство коренных горожан - симпатизантов в отношении родного языка и культуры – ограничивают свои притязания на уровне элементарного владения родным языком.

Проблема артикуляции возможных межкультурных противоречий в отношениях с количественно доминирующей нацией в городах Республики Башкортостан не является актуальной. Атмосфера доброжелательности, взаимного уважения за последние десятилетия приобрела качество фундаментальной ценности, которая носит непреходящий характер и легко нейтрализует любые проявления деструктивного национализма.

Таким образом, проблема этнической самоидентификации горожан имеет сложные, противоречивые основания, но в настоящее время решается демократически, в рамках развития гражданского общества. Любой выбор горожанина является социально значимым, конструктивным и не подвергается сомнению и осуждению со стороны представителей иной концепции самоидентификации. Приоритет общечеловеческих ценностей позволяет синхронизировать культурные тренды и реализовать свой личностный потенциал в любом этнокультурном формате.

Список использованной литературы:

  1. Горбунова А.А., Максимова С.Г. — Этническая идентичность в оценках населения регионов России // Социодинамика. – 2017. – № 8. – С. 40 - 49. DOI: 10.25136/2409-7144.2017.8.20731 URL: https://nbpublish.com/library_read (Дата обращения: 17.03.2020)
  2. Даутова Т.А. Социально-демографические аспекты стратегического развития Республики Башкортостан. Доклады Башкирского университета. 2019. Т. 4. № 3. С. 328-332.
  3. Добыкина А.А. Этническая самоидентификация личности в условиях мультикультурного городского пространства: диссертация ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Добыкина Ася Алексеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет], 2017.- 218 с. URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/jetnicheskaja-samoidentifikacija-li... (Дата обращения: 21.03.2020)
  4. Хабибуллина А.Р. Историко-культурные центры Республики Башкортостан: история создания и правовое положение. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 41 (179). История. Вып. 38. С. 104-109. https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-kulturnye-tsentry-respubliki-... (дата обращения: 11.03.2020)
  5. Хайдаров Р.Р. Межэтнические отношения и этническая идентичность в местном сообществе. – Вестник экономики, права и социологии, 2011, №1, с.242-245. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/mezhetnicheskie-otnosheniya-i-etniches... (Дата обращения: 21.03.2020)

Даутова Т.А., Башкирский государственный университет, Институт истории и государственного управления, г. Уфа

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 78-84