Примордиалистский подход лучше объясняет этнические конфликты

Асланбек Залимханович Адиев, представляющий Дагестанский научный центр РАН в ходе июньской сессии Школы молодого этнополитолога озвучил теоретические основы, которые легли в основу пятилетних исследований социально-групповых типов идентичности в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики в Дагестане. Исследования, проводимые учеными касались соотношения гражданской, этнической, религиозной идентичностей.

— Исследователи федеративных отношений отмечают, что наличие национальных республик в составе Федерации, показывает значимость этнического фактора в современной политике нашей страны. Причина особой значимости — в конфликтном потенциале, который заключен в такого рода взаимоотношениях, — подчеркивает Асланбек Залимханович.
По мнению ученого, одним из ключевых и оригинальных теоретических концепций, позволяющих изучать и анализировать этнические конфликты, является теория финского исследователя Тату Ванханена «Этнические конфликты». Феномен этнического фаворитизма финский ученый считает основным в понимании данной темы.
— Эта теория оригинальна, поскольку отличается от бытующей в русскоязычном пространстве конструктивистской теории. Тем не менее, именно примордиалистский подход Тату Ванханена имеет прикладное значение для понимания и анализа событий в сфере этнополитики, — отмечает ученый. — Если принимать, что все этнические группы — это «социально воображаемые» конструкты, то непонятны причины конфликтов.
Суть же в том, что в быту, в повседневной рутине, этнические сообщества по сути являют собой «расширенное родство», что предполагает возникновение этнического фаворитизма, кумовства, когда люди при прочих равных обстоятельствах в условиях социальной конкуренции сознательно или бессознательно отдают предпочтение «этнически своим». Причина этого именно в понимании «этнического» как эквивалента «родственного», «кровно родственного».
Теория Тату Ванханена предполагает изначальную конфликтогенность этнических взаимоотношений, поскольку все человеческие сообщества живут и взаимодействуют в условиях ограниченных ресурсов и этническое измерение являет собой еще одно направление конкуренции.
— В полиэтническом обществе естественно, что многие экономические конфликты канализируются в русло этнической напряженности, что мы видим порой в условиях российских регионов, — подчеркивает Асланбек Залимханович.
Среди факторов, влияющих на этническую конфликтность ученый выделяет этническую неоднородность. Она высчитывается по особой формуле, учитывающей соотношение этнического большинства к общему населению. Так, в Республике Башкортостан уровень этнической неоднородности выше, чем в соседней Республике Татарстан. Это предполагает и потенциал этнической конфликтности в данных регионах, тем сложнее задачу приходится решать региону с более высоким уровнем этнической неоднородности.
Другой фактор — глубина этнического раскола. Если какие-то грани институтов идентичности не совпадают — язык, религия, расовая принадлежность и другие — то возможен конфликт более открытого, насильственного характера. А если социальные границы перекрывают друг-друга, как у башкир и татар в Башкортостане, например, то конфликт может носит латентный характер.
Эти ключевые факторы, по мнению исследователя, являются основными, но при этом следует учитывать и иные особенности протекания этнополитических процессов в регионе, такие как продолжительность конфликта. вовлеченность широких слоев населения, широкий общественный резонанс или размер территории, на которую претендуют конфликтующие стороны.