Есть мнение Статьи Открытая трибуна Главная тема Новости

Как научить ребёнка устанавливать причины и следствия явлений и событий?

27 апреля 2018

Как научить ребёнка устанавливать причины и следствия явлений и событий?

Написать эту статью меня заставил случай на уроке истории.

Иван опоздал на урок, мы с ребятами к тому времени уже разобрали проблемную ситуацию и сформулировали проблемный вопрос урока. Ваня прочитал его на доске.

- Какие события привели к распаду Руси при детях и внуках Ярослава Мудрого? Бессмысленный вопрос, - сказал Иван.

- Почему?

- Да потому что проверить уже ничего нельзя, все эти дети и внуки давно умерли.

- Подожди, что значит нельзя проверить, а письменные источники, а археологические раскопки?

- При раскопках можно выяснить только то, что древние русичи жили под землёй, ходили лёжа и выглядели, как скелеты, - не унимался Ваня.

Я думала, что в классе сейчас раздастся смех, но увидела, что ребятам не до смеха.

- Что-то вы сегодня невесёлые, - сказала я.

- Да мы не едем на экскурсию непонятно почему, - ответил Ваня. – Ольга Ивановна написала мне смс: «На экскурсию не едем: не заслужили», я спросил, почему не едем, а она написала: «Читай между строк»…

- А вот если назовёте причины распада Руси при Ярославичах, то поймёте, почему не едете на экскурсию. Да, кстати, и «между строк» мы тоже будем сегодня учиться читать.

В глазах ребят промелькнуло сомнение, но все участвовали в работе, искали события, которые привели к распаду Руси.

Не скажу, что всё получилось гладко, споткнулись уже на простейшем анализе. В ходе урока объектом анализа был текст, прежде всего фактуальная информация, которая в явном виде представлена в нём. Однако анализ не имеет смысла, если за ним через операцию абстрагирования не следует вывод-обобщение. Мы регулярно требуем от детей: «Сделайте выводы!». А у них не получается! Почему? Задумаемся, а на какой текстовой информации основано построение выводов? И вот тут мы замечаем, что в большинстве случаев – на подтекстовой (той, которая спрятана «между строк»). А ученики умеют вычитывать подтекст? Как показывают наблюдения – нет! И пока мы не научим их этому, бессмысленно требовать от них грамотных выводов. Предшествующая обязательная ступенька еще не пройдена! Ведь в построении выводов роль ключевой служебной операции выполняет вычитывание подтекста.

Нельзя научить ребят искать причинно-следственные связи, если они не обучены простейшей связке «анализ – выводы». Ведь и поиск причин, и построение доказательств начинается со служебной операции анализа и промежуточных выводов-суждений. Таким образом, читательские и логические действия оказываются связаны между собой, как звенья одной цепи, и нужно последовательно учить детей осваивать их одну за другой. А это возможно только через продуктивные задания! Продуктивное предметное задание выполняется с опорой на исходные данные (текст, рисунок, схема), в которых нет готовых ответов или решений. Ответ нужно сформулировать самостоятельно в результате чтения и анализа текста и других источников информации.

В таблице, которая приводится ниже, названы общие операции (способы действия) и показано, как соотносятся между собой этапы технологии продуктивного чтения и «шаги» алгоритма выполнения продуктивного задания. Это соотношение позволит педагогу избирательно и гибко использовать набор операций в зависимости от содержания продуктивного задания и научить этому детей. В зависимости от вида продуктивного задания набор операций может изменяться. Так набор операций для задания на сравнение будет отличаться от набора операций для задания, цель которого - выявить причинно-следственные связи.

Соотношение этапов технологии продуктивного чтения и алгоритма выполнения продуктивных заданий

С темой урока мои ребята справились и, что интересно, нашли и причины несостоявшейся экскурсии.

- Какая нам экскурсия, - сказали ребята, - между собой мы все перессорились, девочки не пошли поддерживать мальчиков на соревновании, а мальчики насыпали девочкам соли в компот. Ольга Ивановна предложила сделать общую стенгазету, а мы сделали не одну, а четыре, где друг друга высмеяли. В общем – не заслужили!

Какие поступки ведут к нежелательным последствиям?

Эта жизненная ситуация помогла моим ученикам лучше понять прошлое. Или наоборот: прошлое помогло лучше разобраться в настоящем?

Для того, чтобы научить детей основным познавательным действиям, в том числе умению находить причинно-следственные связи, созданы универсальные учебные материалы «Развивающее образование для всех». Познакомиться с ними можно на сайте «Учи легко»:

http://uchilegko.ru/55/как-учить-устанавливать-причины-следствия-уроках-истории

Комментариев пока нет