Статьи

Православный Крым в современной истории России.

29 октября 2016

Сегодня нельзя  не вспомнить, что именно в Крыму, в Херсонесе (в средневековье – Херсон, Корсунь, ныне Севастополь) принял крещение князь Владимир с дружиной, а затем в сопровождении греческих священников  возвратился в Киев и крестил его жителей. Если обратиться к событиям из истории прошлого, то возникновение христианства в самом Херсонесе связывают с проповедью апостола Андрея Первозванного. Все известные нам предания признают ап. Андрея Первозванного руководителем Черноморской миссии и направляют его путь с юга на север, от Сирии к Таврическому полуострову, где он обращал  в христианство местное население. И можно предположить, что его проповедь не осталась здесь бесплодною, потому что через тридцать лет после его миссии в эти места прибыл осужденный римским императором Траяном ( 98 – 117 ) на заточение святой Климент, папа Римский, который нашёл здесь более двух тысяч христиан, занимавшихся в каменоломнях тесанием и обработкой камней для доставки их во внутренние города римской империи. Святитель основал в Херсонесе несколько храмов и крестил множество язычников. Весть об успехах святого Климента достигла римского императора и немедленно вызвала гонения на христиан, во время которого сам архипастырь принял мученическую смерть, будучи утоплен в море ( нач. II в.) [Архим. Макарий (Веретенников), И. С. Чичуров. Христианство на территории исторической России до ее Крещения // Русская Православная церковь / Православная энциклопедия. –М., 2000.- С.35].

Вследствие гонений, в последующие два века -  до начала IV века христианской веры - в Херсонесе держали в основном ссыльных за веру и их потомков. После издания императором Константином в 313 году эдикта, в котором допускалась веротерпимость по отношению к христианской религии, была учреждена Херсонская епархия. В царствование Константина Великого епархия Херсонская включала в себя южный Крым до Феодосии и далее к востоку, где проживали скифы, тавры и другие варварские народы. Вначале III века в Крым проникают готы, а в конце IV в. – вторгаются гунны.

Известно, что готы приняли христианство, и епископ их Феофил присутствовал на Первом Вселенском Соборе (в 325г.), под актами которого подписался митрополитом Готии или, как в других списках, Феофилом Боспоританским из Готии [Макарий (Булгаков). История Русской церкви. Кн. 1.- Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.- М., 1994.- С.115].  Оставшиеся после ухода Теодорика в Италию готы были окружены со всех сторон гуннами, с которыми старались поддерживать дружеские отношения пока, примерно, в начале VIII в. не были покорены хазарами. Кроме названных епархий, на территории Крымского полуострова и смежных с ней земель были образованы Сурожская, Фулльская и Боспорская епархии, в которых проживали не только греческие переселенцы, но и сарматы, цари которых управляли Боспорским царством до конца IV века, столицей которого была Пантикапея, или Боспор (ныне здесь расположена Керчь).

От Боспора до Херсонеса  расселились гунны, пока в конце VII века не были завоёваны хазарами, которые, однако, не пожелали переселиться в Крым, оставшись в южной России, за Доном и на побережье Каспийского моря. В то же время, история свидетельствует о  случаях, когда проживавшие в Крыму гунны и другие варвары обращались в христианство [Там же. С.125-127].  Не подлежит сомнению и то, что в разные периоды истории Крыма вера христианская не иссякала и всегда находила своих последователей, о чем свидетельствуют археологические раскопки греческих городов на южном побережье. В результате раскопок на территории Херсона обнаружено 13 базилик, 2 здания центрической композиции, 5 крестообразных, 7 крестово-купольных храмов и около 20 сравнительно небольших квартальных храмов-часовен ХI-ХV вв. [Архим. Макарий (Веретенников), И.С. Чичуров. Указ. соч., с. 36].

 Как отмечают исследователи, интенсивное строительство церквей и монастырей в Крыму, и, в частности, в Херсоне и пригородах, развернулось при византийском императоре Юстиниане I   (527-565 ). Археологические свидетельства - склепы с росписями, изображающими виноградную лозу или рыб, надгробия с изображениями крестов, христианские скульптуры позволяют говорить о широкой христианизации населения Херсона в этот период.

Во времена иконоборчества, в середине VIII в., многие почитатели икон, в основном монахи, бежали в Крым, спасаясь от преследований византийского императора, благодаря чему на территории Юго-Западного Крыма увеличилось количество пещерных монастырей. На протяжении многих веков Херсон играл роль центра миссионерского и культурного влияния на соседние народы. Крещение Руси в 988 г. также было связано с Херсоном.  Князь Владимир взял с собою отсюда на Русь греческих священников, мощи свт. Климента, помещённые впоследствии в Десятинную церковь, святые иконы и церковные сосуды. Очевидно, с этого времени на Руси появились иконы и церковные предметы, получившие затем именование «Корсунских». По одному из преданий, сам св. кн. Владимир принял крещение в Корсуни (ныне Севастополь).  В то же время была учреждена Киевская митрополия и при ней организованы кафедры в Новгороде, Белгороде (под Киевом), возможно, также в Чернигове, Полоцке, Переяславле. Таким образом Крым стал колыбелью, родиной распространения христианства на Русской земле.

По отзыву современника, к концу правления Владимира столица Руси выглядела вполне христианским городом: в нём было около 400 церквей, в том числе единственный на то время каменный Десятинный храм Богоматери (завершен в 996 г.), который был дворцовой княжеской церковью (по покоившимся там мощам св. Климента Римского именовался также Климентовским), и кафедральный собор св. Софии Премудрости Божией (очевидно, деревянный). Западный миссионер архиеп. Бруно Кверфутский, посетивший Киев в 1008 г. по пути в Печенежскую степь и встречавшийся с Владимиром, рисует его как образцового христианского правителя [ А.В. Назаренко. Русская Церковь в X – 1-й трети XV в. // Русская Православная церковь / Православная энциклопедия.  С. 41 ]. Приняв крещение, по словам Президента России В. В. Путина: «Князю Владимиру суждено было стать государем великим. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации…Великий князь Владимир стал настоящим устроителем родной земли, ее культурного и хозяйственного развития, мудрым и дальновидным правителем Руси. Таким он остался для нас после принятия святого крещения в древнем Херсонесе – Корсуни. Эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии» [Русь Державная. Православная народная газета.-2015.-№ 8, август.-С. 1,2].

Важно отметить то, что русские появились в Крыму еще за три века до монголо-татарского нашествия. В 964-966 гг. киевский князь Святослав совершил большой поход на Волгу и в Хазарию и закончил на Таманском полуострове, который с того времени стал русской Тмутараканью. Ряд историков считает, что русское Тмутараканьское княжество возникло не при Святославе, а при его сыне Владимире. Как бы то ни было, но в конце X века обе стороны Керченского пролива принадлежали киевским князьям. Вторжение половцев в Крым в ХII веке положило конец русскому влиянию на полуострове, где на бывшей хазарской части находилось Тмутараканьское княжество. Современный крымско-татарский язык генетически близко подходит к половецкому языку.  В 1222 году высаживается первый турецкий десант в Судаке, который разгромил русско-половецкое войско. На следующий год в Крым вторгаются монголо-татары Джэбэ. Степной Крым становится улусом Золотой Орды. Административным центром Тавриды становится город Крым. На ХIII век приходится исламизация Крыма.

В XIV веке часть территорий Крыма приобрели генуэзцы (Газария, Каффа). После распада  Золотой Орды в 1441 г. остатки монголов тюркизируются и образуют степное Крымское ханство. На тот момент в Крыму также располагаются христианское горное княжество Феодоро со столицей Мангуп и генуэзские колонии на южном побережье. Гото-греческое княжество Феодоро возникло в первой половине XIV в. в горном Крыму, некогда подчиненном Византии, а позже – Трапезундской империи, и просуществовало вплоть до турецкого завоевания. В его истории выделяют два периода. Первый – от возникновения княжества до нашествия Тимура (1390-е гг.), во время которого пострадала столица Феодоро и многие сельские поселения. Члены правящей династии, которую некоторые исследователи связывали с крымской ветвью знатного византийско-армянского рода Гаврасов, бежали на север к русским князьям, где стали основателями известного боярского рода Головиных. Второй период начался в 1420-х гг. и продолжался до 1475 г. Возрождение Феодоро связывают с именем князя Алексея. Будучи мудрым правителем, он сумел не только восстановить разрушенное хозяйство, но и поднял престиж мангупской династии, удачно женив своего сына Иоанна на аристократке, принадлежавшей к знатным родам Палеологов и Асанов. Таким образом на гербе Феодоро появился византийский двуглавый орёл. В 1475 г. турецкие войска высадились в Крыму и захватили генуэзские колонии с центром в Каффе (Феодосии), а также уничтожили Мангуп. На завоёванных землях княжества и генуэзских колоний, на которых в основном и проживало христианское население, был создан Кефинский санжак, а позже – эялет, который просуществовал до 1774 г. [Араджиони М.А. Крымские греки // От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.). – Симферополь: изд. «Доля», 2010. -  С. 197 – 199]. В 1478 году Крымское ханство стало протекторатом Османской империи. В Северном Причерноморье, Приазовье и на Черноморском берегу Кавказа появились турецкие крепости – морские порты, опорные военно-колониальные базы.

Крымские татары, вассалы Турции, постоянно совершали набеги на русские, литовские и польские земли и брали в полон мирное население. Огромная территория, разделявшая русские и татарские земли, стала называться Диким полем, а Ока долго являлась пограничной рекой, южным рубежом Московского государства. Через Дикое поле с юга на север по территории нынешнего Орловского края тянулись дороги-шляхи, по которым ходили татары. Главный шлях назывался Муравским. Он шел от Крымского перешейка до Тулы, к которой сходились все татарские дороги. От Муравского шляха ответвлялись и с ним соединялись другие шляхи – Изюмский в направлении Ливен и Тулы, Калмиусский шел до Ливен, где соединялся с Изюмским. Свиной шлях тянулся мимо Рыльска к Болхову. По этим путям татары шли как правило с наступлением весны или осенью, поскольку в это время кочевникам было удобно нападать на людей, занятых работами в поле. Каждый вел за собой две-три лошади с плетёными корзинами. Подойдя к русским селениям, татары рассыпались мелкими отрядами и старались нахватать всякого добра и пленных, а потом быстро мчались обратно в степь [История Орловского края. Ч.I. С древнейших времен до конца XIX века. – Орел, 2004. - C. 65]. Пленных доставляли в Херсон (ныне Севастополь), где продавали купцам-евреям, специально приезжавшим в город для этой цели. Приезжим работорговцам помогали их жившие в городе соплеменники. Именно евреям принадлежала своеобразная монополия на работорговлю в городе. Отсюда невольников вывозили двумя путями – либо на рынки Восточного Средизимноморья, где перепродавали в мусульманские страны, либо в саму Византию. В истории известен такой случай, когда еще в 1096 г. плененный половцами монах Киево-Печерского монастыря Евстратий был продан в числе 50 невольников в рабство одному из херсонских евреев и, когда «богопротивный жидовин» начал побуждать их отречься от Христа и морить голодом, потому что христиан запрещалось продавать в рабство, то через две недели умерли все, кроме самого монаха, организм которого был привычен к длительным постам. Разгневанный хозяин, видя, что деньги его, отданные за пленных, пропали, и, считая Евстратия причиной произошедшего, так как он укреплял собратьев по несчатию в их стремлении не отказываться от православия, даже ценою собственной жизни, сначала распял его на кресте, а потом пронзил копьем. Дело было на Пасху; иудей в злобе восклицал, что казнит своего пленника таким же образом, как некогда казнили Христа. Перед смертью мученик предрек, что вскоре и хозяина его, и всех евреев постигнет кара за кровь христианских рабов. Так и случилось. Этот факт привел в гнев византийского императора, который повелел «изгнать из области его всех жидов, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучение христиан… И в то время, когда избивали жидов, живущих в греческом городе Корсуни, того окаянного жидовина, которым был убит преподобный Евстратий, повесили на дереве, и так злоба его обратилась на его голову, и он воспринял участь Иудина удавления. Прочие же жиды, видя страшные чудеса по кончине преподобного, уверовали поистине и крестились. «Киево-Печерский патерик. Слово 16 ».[Храпунов Н.И. Евреи // От киммерийцев до крымчаков… . - С. 116-118; Кизилов М.Б. Крымчаки. Указ. соч. – С. 272].

В более поздние времена, в XVI – XVII вв., крымские татары совершали набеги на соседей практически ежегодно. Они, как правило, никогда не осаждали крепостей и не стремились к генеральным сражениям с основными силами противника. Их стратегическая и тактическая цель войны – награбить и благополучно увезти награбленное. Войско в поход крымские ханы собирали из добровольцев, иногда до 120 тысяч человек. Как писал историк Д.И. Яровицкий: «Недостатков в таких охотниках между татарами никогда не было, что зависело главным образом от трех причин: бедности татар, отвращения их к тяжелому физическому труду и фанатической ненависти к христианам, на которых они смотрели, как на собак, достойных всяческого презрения и беспощадного истребления» [Яровицкий Д.И. История запорожских казаков. Т. I – Киев: Наукова думка, 1990. С. 322]. Г. Орёл, как опорный пункт обороны,  за период XVI-XVII вв. 12 раз подвергался жестоким нападениям татар: в 1570, 1571, 1609, 1615, 1623, 1632, 1634, 1637, 1644, 1649, 1650 и 1692 годах [Воробьёва В.Я. Четыре слагаемых орловской славы // Красная строка. 2010. -  3 марта].  Вследствие этих грабительских походов до ХVIII в. из России было угнано в рабство  до 5 млн. человек. В то время, Турция была единственным скупщиком захваченных татарами пленных и награбленного имущества (если не считать выкупа за пленников). Только на выкуп пленных Россия ежегодно тратила 1 млн. рублей, что составляло 5 млрд. рублей по ценам нашего времени. За каждого человека платили от 100 до 150 рублей, тогда как корова в то время стоила 50 копеек. Не будь Оттоманской империи, Россия и Речь Посполитая, поодиночке или объединившись, сумели бы покончить с этими разбойничьими набегами  еще в XVI или, по крайней мере в XVII веке. Ликвидировать угрозу Центральной России можно было, только заняв Крым. В январе 1769 г. 70-тысячная орда хана Селим Гирея вторглась в русские пределы. Это был последний набег татар на Русь [Широкорад А.Б. Украина: Противостояние регионов. – М.:  АСТ МОСКВА, 2010. – С. 82].    

Русско-турецкие войны ХVIII в. дали выход России к Чёрному морю, а война 1768-1774 годов, положила конец османскому господству, и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года турки отказались от претензий на Крым. Северное Причерноморье вошло в состав России. Формально Крымское ханство было объявлено независимым. Но турецкий султан по-прежнему был духовным главой татар. Крымский хан, вступающий на престол, должен был быть утвержден султаном. Профиль султана по-прежнему чеканился на крымских монетах. За него продолжали молиться во всех мечетях. С другой стороны, в некоторых районах Крыма остались русские войска для защиты от турок.

В 1783 г., 8 апреля, составленный князем Потёмкиным манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» был подписан императрицей Екатериной II. Великая императрица была и великой конформисткой. Она без лишней огласки, даже не спросив мнения русского дворянства, дала все дворянские права всем татарским мурзам. Позже русские историки XIX века острили, что в первые годы после присоединения Крыма дворянство давалось каждому, кто носил саблю на боку и орал, что он «балшой человек». Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) вошла в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. Татарское население в Крыму получило те же права, что и остальные жители империи, но, кроме того, были избавлены от рекрутских наборов и ряда других тягот. Никто не покушался на их веру, на их скот, на их земли. Но у них отняли самое главное их право – грабить соседей и торговать рабами.  На новые земли началось интенсивное переселение колонистов из России: греков, армян, евреев, русских и малороссов. Крым стал именоваться, как и в эллинские времена, Тавридою. Новый русский порт был назван Севастополем (городом Славы). Город, который начали строить и должен был стать губернским назвали Симферополем (соединяющим), Кафа вновь стала Феодосией, Гезлев - Евпаторией и т.д. [Легенды и предания Крыма / Редактор – составитель А.Е. Тархов. – Симферополь: «Реноме», 1998.- С. 305-306].

В годы Крымской войны (1853-1856гг.) город Севастополь, благодаря героизму его защитников, приобрёл неувядаемую славу. За прошедшие годы население Крыма значительно увеличилось, а русские стали составлять большинство жителей края. К концу ХIХ века население Крыма составляло 500 тыс. человек, из которых меньше 200 тыс. были крымскими татарами, а накануне Революции проживало 800 тыс. человек, в том числе 400 тыс. русских и 200 тыс. татар, а также 68 тыс. евреев и 40 тыс. немцев [Военно-исторический журнал. Орловский вестник.- 2014.-Спецвыпуск № 1 (15). -С.22]. К февралю 1917 г. в Крыму уже проживало 808,9 тысяч жителей. Из них русских и малороссов около 400 тысяч, то есть 49,4 %, а татар и турок около 217 тысяч, то есть 26,8 %. Были и евреи – 62 тысячи (8,4 %), немцы – 41,4 тысячи (5,1 %), греки – 20 тысяч (2,5 %) и другие национальности [Широкорад А.Б. Указ. соч., с. 382]. Однако численность татарского населения быстро увеличивалась и к 1939 г. их уже было 19,4 % от всего населения Крыма.

В этот период, в истории Крыма и Севастополя заметный след оставили уроженцы Орловского края. Среди них известный архитектор, художник, археолог Авдеев Алексей Алексеевич, который родился 12 марта 1819 г. в семье дворян, Новосильского уезда Тульской губернии (ныне Орловской области). С 1856 г. деятельность Авдеева связана с Севастополем, где им сооружены: часовня в Инкермане (не сохранилась), часовня на могиле кн. М. Д. Горчакова на Братском кладбище Северной стороны, там же пирамидальной формы храм во имя св. Николая (1857). Будучи в Крыму, изучал и описывал памятники Херсонеса, занимался подготовкой реставрации зданий Балаклавского монастыря, расчищал от позднейшей раскраски камины и фонтаны Бахчисарайского дворца.

В Крыму, в имении Великого Князя Костантина Николаевича в Ореанде, по проекту Авдеева построена Покровская церковь, в Николаеве по его проекту установлен памятник на могиле А. И. Казарского. В конце 1850-х гг. он был утвержден архитектором собора св. Владимира на Центральном городском холме г. Севастополя, переделал первоначальный проект архитектора К. А. Тона, спроектировав здание храма на основании традиций византийской церковной архитектуры. Проект собора св. Владимира утвержден 2 апреля 1962 г. При жизни архитектора этот храм остался незавершенным ( по внутренней отделке и церковной утвари ). Авдеев скончался на 66-м году жизни в С.-Петербурге, куда прибыл из Севастополя по делам строительства собора [Собор Святого Равноапостольного князя Владимира – усыпальница выдающихся адмиралов Российского Императорского Флота / Ред. – сост. М. П. Арошанская. – Симферополь: Бизнес – Информ, 2004. – С. 84]. В то время, известный художник М. Н. Васильев участвовал в росписи интерьера храма во имя св. Николая (1857), который украшала монументальная и орнаментальная живопись в византийском стиле. Епископ Орловский Поликарп (Радкевич) принимал участие в Крымской войне, был первым настоятелем Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае,  митрополит Флавиан (Городецкий) с 1868 г. служил в Феодоро-Стратилатовской церкви Алушты, состоял инспектором классов и законоучителем Таврического епархиального женского училища, был настоятелем Бахчисарайского скита. Уроженец Орловской губернии и выпускник Орловской духовной семинарии О. Иоанн Покровский нес службу на военных кораблях, окормляя моряков Черноморского флота, а впоследствии служил настоятелем храма Архангела Михаила в г. Алупка. 14 сентября 1920 г. на пароходе «Георгий» в Севастополь была доставлена хранившаяся в Белграде Курская Чудотворная икона Знамения Божьей Матери, сопровождал Чудотворный образ епископ Феофан Курский, также уроженец земли Орловской и первый хранитель Курской Коренной иконы. После краткого молебствия на площади крестный ход, возглавляемый епископом Феофаном, направился с Чудотворной иконой к собору святого Владимира, откуда, совершив молебствие, был доставлен в госпиталь, где епископ Феофан (Гаврилов) и епископ Вениамин (Федченков) обходили палаты, а больные прикладывались к образу.  

В годы гражданской войны полуостров Крым оставался последним анклавом Белого движения и вместе со всей Россией пережил  ужасы братоубийственной трагедии большевистской революции. В ноябре 1920 г. более 145 тысяч воинов и гражданских беженцев на 126 судах навсегда покинули родную землю. Судьба оставшихся была печальна, многие, поверившие в обещанную большевиками амнистию, были подвергнуты репрессиям. Тоько по официальным советским данным в Крыму были убиты 52 тысячи человек, а по неофициальным – 120 тысяч человек, включая массовые расправы в Джанкое, Старом Крыму, Алуште, Бахчисарае, Евпатории и других населенных пунктах. [ Грамматчиков К.Б. Представители Орловской губернии в Крымском исходе 1920 – 1921 гг. // Крым, Севастополь и Орловский край. Истории русской провинции. Историко-просветительский журнал № 76.-Орел, 2015.-С.96, 103].   

Во время Великой Отечественной войны Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налёту фашистской авиации. С 30 октября началась героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней – до 4 июля 1942 года. В период войны города Крыма были разрушены, нанесён огромный материальный ущерб экономике полуострова, сотни тысяч советских воинов пали в боях на крымской земле, были ранены или  попали в плен. Неисчислимые страдания вынесли партизаны, подпольщики и мирные жители Крыма. Многие из них погибли, умерли от голода и болезней, тысячи были угнаны в немецкое рабство. По предложению Гитлера, Крым должен был превратиться в имперскую область Готенланд (страна готов), а Севастополь получал название Теодорихсхафен (гавань Теодориха, короля остготов, жившего в 493-526 гг.).

В отношениях с татарами германское командование требовало проявлять максимум уважения. Организованная немцами пропаганда принесла свои плоды. Из мобилизованных в Красную Армию в июле-августе 1941 г. 90 тысяч жителей Крыма 20 тысяч были татары и при отступлении они почти все дезертировали. Согласно германским документам, при численности 200 тысяч человек крымские татары дали германской армии 20 тысяч, которые вошли в созданные немцами батальоны и использовались для несения караульной службы, охраны тюрем, объектов СД, в операциях против партизан [Широкорад А.Б. Указ. соч., с. 394-396]. Война резко обострила межнациональные противоречия в Крыму, и в мае-июне 1944 года с территории полуострова были выселены крымские татары (191044 человека), армяне, греки и болгары. Немцы были депортированы ещё в августе 1941 года. Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признавал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма» [Воено-исторический журнал. Орловский вестник.-2014. – Спецвыпуск №1 (15). - С.23]. Однако, факты свидетельствуют, что всё было не так однозначно. Цифры же говорят, что практически в каждой семье были мужчины, воевавшие на стороне немцев. Высланные как спецпереселенцы в Узбекистан, многие стали считать эту республику и ее столицу Ташкент своей родиной. В 1991 г., по разным данным от 2 до 5 млн. человек, проживавших в Средней Азии и Казахстане, и, считающих себя крымскими татарами, выражали желание вернуться в Крым.  Таким образом, за прошедшие годы численность татарского населения резко возросла [Широкорад А.Б. Указ. Соч., с. 406]. Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» все названные народы были полностью реабилитированы, что положило начало созданию необходимых условий для их равноправного проживания с другими народами в составе Российского государства [Собрание законодательства Российской Федерации. № 17.–28. 04. 2014.- Ст. 2042]. 12 сентября 2015 года президент Путин Владимир Владимирович внес изменения в Указ, дополнив его принятием мер по реабилитации итальянцев пострадавших в годы сталинских репрессий. В настоящее время принимаются энергичные действия по исполнению принятых указов, что полностью отвечает национальным интересам жителей Крыма и существенно снижает возможности распространения идей радикального исламизма среди татарского населения Крыма и  деятельности организаций экстремистской направленности. Однако, не следует забывать, что режим президента Эрдогана, находящийся сегодня у власти в Турции, фактически является союзником «Исламского государства» и враждебно относится к России, стремится формировать националистическое подполье из состава местного населения с целью дестабилизации политической и экономической обстановки с последующим отрывом Крыма от территории России.

В 1954 г. по инициативе «волюнтариста и субъективиста» Н.С. Хрущёва Крым передали союзной Украинской ССР. В 1991г., в результате Беловежского заговора «Трех» и последующего развала СССР, «великодушный»  Ельцин, известный, как и Горбачёв, своими неоправданными уступками Западу, без всякого обсуждения оставил Крым за Украиной.  С этого времени началась насильственная украинизация Крыма,  государственным языком был признан только украинский язык, русское население подвергалось дискриминации, происходило массовое закрытие русских школ. С 1991 года украинские профессора и академики, стали выполнять новый политический заказ – писать новую историю Украины. При этом не обходилось без прямых фальсификаций. Больше всего их появляется в связи с историей «державной мовы» - украинского языка. Выдвигаются утверждения, что украинский язык – это один из древнейших языков мира, а древних украинцев звали «укры». Этот термин ввел в оборот еще в 1843 г. польский граф Тадеуш Чацкий. Но даже ярые националисты типа М.С. Грушевского старались не пользоваться этим термином. Вновь об «украх» в Киеве заговорили в 1991 г. Оказывается, именно украинцы создали первую в мире буквенную азбуку, изобрели колесо и даже построили знаменитый ковчег, основали Трою и построили пирамиды. Однако все эти мифологические построения не имеют никакого отношения ни к реальной исторической действительности, ни к самим украинцам. Реальность же состоит в том, что государства «Украина» до 1917 г. не было, как не было и такой национальности – «украинец». Различных версий истории Великой Украины сейчас достаточно много, однако общим для них всех является крайне негативное отношение к России и ее истории. Современные творцы истории Украины считают, что украинцы не имели и не могли иметь ничего общего с «москалями». Согласно их утверждениям, русские – это бывшие угро-финны и татары. Москву основали татары. Русские украли у украинцев их письменность и церковный язык и т.п. [Широкорад А.Б. Указ. соч. – С. 7-13].

В 2014 году, после государственного переворота в Киеве 21 февраля, когда к власти пришли националисты-бандеровцы, народ Крыма в своем стремлении спасти себя от кровавой братоубийственной войны  выступил за воссоединение с Россией. Около двух миллионов его жителей в результате проведенного референдума 16 марта 2014 года и на основании декларации независимости, принятой 11 марта 2014 года,  провозгласили суверенитет Республики Крым, а 18 марта был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России. 21 марта в Крыму образован одноименный федеральный округ с центром в Симферополе. Разработанный в США сценарий превращения Украины в очередную натовскую страну, а Севастополя и Крыма -  в военную базу для возможного нападения на Россию, дал серьезный сбой. Это вызвало агрессивную реакцию правительства США, стран блока НАТО, вложивших немалые средства для установления послушного им режима на Украине. Только США на эти цели потратили более 5 млрд. долл. В своём противостоянии с Россией они не гнушаются опираться даже на последователей Степана Бандеры, украинского националиста, проповедовавшего  «этническую чистоту» Украины и уничтожение всех не разделявших взгляды его движения. Бандеровцы из Украинской повстанческой армии (УПА) в 1943 – 1944 годах повинны в гибели 80 тыс. польских мирных жителей на Волыни, многих тысяч  евреев, русских, белорусов, цыган и других национальностей. Волынская резня, а до этого в 1941 г. во Львове и других местах, была задумана и осуществлялась как способ создания однородной в национальном плане территории -  главного условия формирования в будущем моноэтничного независимого украинского государства. По данным КГБ, опубликованным в 1990 году, за 1944-1953 годы «в западных областях Украины жертвами террора бандеровцев стали не только свыше двадцати тысяч военнослужащих Советской армии, сотрудников милиции и госбезопасности, но и  тридцать тысяч мирных жителей», а по другим сведениям: «с 1941 по 1954 г. бандеровцами было уничтожено около пятидесяти тысяч советских солдат и шестьдесят тысяч человек мирного населения [Частий Р.В. Степан Бандера: мифы, легенды, действительность-Харьков: Фолио, 2011.-С. 181, 291]. Бандеровцы выступали активными участниками массового уничтожения людей по нациоанальному признаку не только на Западной Украине, но и на других территориях, оккупированных немцами. В этой связи надо вспомнить о трагедии в Бабьем Яру, где, прибывший, 22 сентября 1941 г., в г. Киев, под командой агента абвера, членом Черновицкого областного провода ОУН (Организация украинских националистов) Войновским Буковинский курень (около 500 человек), с 28 сентября принимал участие в массовом убийстве ни в чем не повинных людей разных национальностей. В Бабьем Яру были лишены жизни 350 тысяч человек, в том числе 160 тысяч евреев, из которых 50 тысяч – дети! За эти зверства и усердие в служении фашизму Войновскому было присвоено звание майора СС. Среди 1500 карателей в Бабьем Яру было 1200 полицаев из ОУН и лишь 300 немцев! Всего на Украине от рук карателей-бандеровцев погибли 220 тысяч поляков, более 400 тысяч советских военнопленных и ещё 500 тысяч мирных украинцев [Козлов А.В. Вся правда об Украинской повстанческой армии (УПА) – М.: Вече, 2014. – С. 9, 10].

Нельзя не упомянуть о той неприглядной роли, которую играла в годы Великой Отечественной войны на Украине греко-католическая церковь. С началом войны униатская церковь начала активно поддерживать гитлеровцев. Надо сказать, что и римский папа Пий XII неоднократно выражал поддержку режимам Италии и Германии и благословлял убийства местными католиками православных в Югославии. Глава униатской церкви на Западной Украине митрополит Андрей Шептицкий приветствовал приход гитлеровцев, организовывал снабжение немецкой армии, помогал гитлеровцам вывозить украинскую молодежь на принудительные работы в Германию. В 1943 году руководимое Шептицким униатское духовенство помогало оккупантам в создании 14-й гренадерской дивизии СС «Галичина», в составе которой воевали главным образом, униаты из Западной Украины, в том числе семинаристы. По благословению и молчаливому согласию униатского духовенства оуновцы при немцах осуществили серию расправ над православным духовенством. 7 мая 1943 г. бандеровцы расстреляли владыку Алексия (Громадского), митрополита Украинской Автономной Православной Церкви, сохранявшего молитвенное общение с Московским Патриархатом. Бандеровцы убили также Карпаторусского епископа Мукачевского Мануила (Тарнавского), известного своей стойкостью в вере и высокой духовной жизнью.

 После смерти в 1945 г. Андрея Шептицкого в униатской церкви резко усилилось движение за объединение с Православной церковью. Во главе движения встал Гавриил Костельник, который уже 30 лет выступал за объединение церквей. Правительство СССР помогло Костельнику в организации Собора Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) во Львове 8-10 марта 1946 г. Собор постановил «отменить постановления Брестского собора 1596 года, ликвидировать унию, отойти от Рима и возвратиться в нашу отцовскую Святую Православную Веру и Русскую Православную Церковь». Через несколько месяцев после собора Гавриил Костельник был застрелен оуновцами на пороге храма. Были убиты еще несколько священников. Переход же униатов в православие был в основном добровольным. Так, с мая 1945 г. за 9 месяцев присоединилось к православию 986 священников (то есть 78 %), а 281 отказались [Широкорад А.Б. Указ. Соч., с. 355]. Священники по-украински продолжали произносить проповеди, и даже церковнославянское богослужение повсеместно звучало с украинским произношением «киевской вымовой». Духовенство брило бороды, как и в униатскую эпоху. Использовались облачения униатского покроя. Имели место и другие многочисленные отступления от православной традиции, на что Московский Патриархат смотрел довольно сдержанно и снисходительно. Ни один униатский священник не был приговорен к смертной казни. Все осужденные сотрудничали с германскими оккупантами или с бандеровцами. Причем все они отсидели совсем немного, а после освобождения большинство из них эмигрировало. В настоящее время, священники-униаты и присоединившиеся к ним раскольники из так называемой Украинской Православной церкви во главе с патриархом-самозванцем Филаретом (Михаилом Денисенко) активно поддерживают гонения на Православную церковь Московского Патриархата, захватывают их храмы и благославляют националистов на совершение новых бесчинств и расправ над православными священниками.

По-прежнему остается нерешенным вопрос о будущем 800 тысяч народа русинов, проживающих в Закарпатской области, которые подвергаются насильственной украинизации со стороны киевской бандеровской власти и уповают на поддержку со стороны России в их стремлении сохранить  культуру и самобытность своего народа. Лозунг «Украина для украинцев» вновь становится программой действий для пришедших к власти в украинском государстве последователей Степана Бандеры. С этой целью, при поддержке США и блока НАТО, они развязали войну на востоке Украины, где в основном проживает русское население. «Украинская идея», которая была привнесена на исторические земли Руси извне», приносит свои горькие плоды, повсюду сея смерть и разрушения [Неизвращенная история Украины-Руси // Истории русской провинции. № 33.- Орел, 2006. – С. 370].

 Сегодня Запад и, прежде всего США, фактически объявили нам крестовый поход. На Украине идет необъявленная война протестантско-католического Запада против восточной европейской цивилизации, основанной на византийской, греческой православной культуре, которую они рассматривают как враждебную и противостоящую геополитическим интересам Западного мира с его агрессивной, тупиковой мультикультурой и деградирующими нравственными ценностями. Очень точные и глубокие оценки происходящему дает в своих выступлениях и посланиях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказались общества многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть пересмотру фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали. Это грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека, являющееся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками ». [Дума Патриарха // Российская газета. – 2015.- 23 января.-С. 17 ].  

 В наше время как никогда важно помнить уроки прошлого. Одной из задач деятельности Объединения православных ученых является просветительская работа, доведение до сознания людей исторической истины, пробуждение и поддержание исторической памяти русского народа. Этому способствует серия мероприятий Объединения православных ученых, осуществленная в ряде городов Центральной России в знаменательные дни, предшествовавшие воссоединению Крыма с Россией. Так, значительный общественный резонанс получил организованный ОФОПУ 9 марта 2014 года молебен с чтением акафиста перед иконами Божьей Матери «Державная» и «Почаевская» о православных братьях Украины и Крыма, о мире, о единении братских православных народов в храме-часовне Александра Невского, воздвигнутом на памятном для орловцев месте, известном героическим подвигом воинов-десантников 201-й воздушно-десантной бригады, которые 3 октября 1941 года на этом месте вступили в неравную схватку с немецко-фашистскими захватчиками. По благословению руководства Межрегионального объединения православных ученых аналогичные молебны перед иконами Божьей Матери проходили в Воронеже, Москве, Белгороде, Липецке, Тамбове, Мичуринске, Мурманске и других городах России.

Несмотря на развязанную Западом информационную войну, бряцанье оружием и, всевозможные  политические и экономические санкции, можно с уверенностью сказать, что народы бесконечно обманывать и запугивать невозможно, люди не допустят возврата к нацизму. Однако, нельзя не отметить и то, что сегодня у фашистов и их пособников появляется всё больше и больше адвокатов, в основном, среди западноукраинских историков и журналистов. Эти «адвокаты зла» готовы оправдывать любые чудовищные преступления в прошлом и настоящем, прибегая при этом к замалчиванию истины и бессовестному искажению исторической правды. Поэтому сегодня крайне необходима адекватная реакция отечественной исторической науки, российских средств массовой информации в целях нейтрализации возможных негативных последствий, которые несет с собой мифологизация истории. От этого зависит решение задач по воспитанию патриотизма у современной российской молодежи. Битва за историческую правду – это битва за завтрашний день России и ее народа.

Комментарии 2