Молодёжная редакция

Православное духовное образование в России в 1990-е гг.: проблемы и перспективы

24 августа 2017

Материал статьи публикуется по научной статье опубликованной в журнале входящий в список ВАК РФ. (выходные данные статьи: Гарькин И.Н. Православное духовное образование в России в 1990-е гг.: проблемы и перспективы//Теория и практика общественного развития 2013. № 12 http://www.teoria-practica.ru/ru/)

Во второй половине 1980-х гг. в стране произошли кардинальные экономические и социально-политические изменения. Религиозное «возрождении» в современной России, начавшееся в 1990-е гг., проявлялось признанием религии как формы новой идеологии и общественного сознания; приданием отношениям между властью и религиозными объединениями характера активного диалога. Особой проблемой религиозного «ренессанса» явился дефицит кадрового состава священнослужителей конфессий. В полной мере это затронуло и Русская православная церковь (далее – РПЦ). Еще в первой половине 1980-х гг. как минимум 15–20 % приходов каждой епархии не имели священников. Например, в Липецкой области епархии в 1988–1991 гг. было передано 33 храма и 2 монастыря (Задонский и Свято-Тихоновский), на 71 храм приходилось 52 священника и 10 диаконов. В результате духовенство было вынуждено обслуживать по 2–3 сельских прихода [1]. После раздела Пензенской епархии на территории Пензенской области оставалось 27 функционировавших храмов и молитвенных домов, к концу 1990-х гг. их количество увеличилось до 150; численность священнослужителей в епархии серьезно увеличилась и составила 155 священников и диаконов, но для активной деятельности всех приходов области нужно было еще 30 [2]. Поместный собор 1988 г. явился переломным в плане открытия духовных учебных заведений: если к 1988 г. РПЦ располагала лишь двумя Духовными академиями и тремя семинариями, то к 2002 г. число духовных учебных заведений заметно увеличилось – 5 академий, Богословский институт, 31 семинария, 32 училища и 4 пастырских курса, многократно возрос преподавательский персонал школ, в несколько раз увеличилось и число студентов [3]. По решению Священного Синода (30–31 января 1991 г.) был создан Отдел Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации, председателем которого стал игумен Иоанн (И.Н. Экономцев). На местах ситуация также менялась. Например, в составе пензенского епархиального управления был образован отдел религиозного образования и катехизации, который занимался вопросами образовательной и просветительской деятельностью в епархии. В семинариях и на регентских курсах во второй половине 1990-х гг. проходили обучение более 25 юношей и девушек из Пензенской области. В Пензе желающие могли изучать старославянский язык и пение при Успенском кафедральном соборе и Митрофаниевском храме. Начал функционировать «Центр православной культуры», общее количество слушателей которого составляло около 100 чел. К концу 1990-х гг. в регионе действовало 40 воскресных школ. В 1998 г. была открыта православная гимназия в Пензе, и вскоре ей было предоставлено собственное здание. При многих пензенских детских домах, интернатах и домах престарелых организовывались библиотеки православной литературы [4]. Остро стоял вопрос об уровне преподавания. На местах к преподаванию часто привлекали лекторов из светских учебных заведений, в том числе с бывших кафедр философии и научного атеизма. Явно ощущался дефицит учебных пособий. Издание их типографским способом пока рассматривалось лишь в будущем. Состояние академических и семинарских библиотек вызывало серьезную обеспокоенность, основной фонд их состоял из дореволюционных изданий. Современное состояние отечественной богословской науки оставляло желать лучшего – отсутствовали высококвалифицированные профессиональные богословы, отвечавшие всем предъявляемым реальностью требованиям; научный уровень многих богословских диссертаций и публикаций был весьма невысок, духовные учебные заведения не имели своих печатных научных изданий, крайне редко проводились научные конференции и т.д. [5]. Увеличение количества духовных учебных заведений в условиях изменения государственного строя и кризиса экономики осложнялось различного рода трудностями, в первую очередь, духовные школы испытывали значительные финансовые затруднения, отсутствовала централизованная система их финансирования. Спецификой 1990-х гг. стало уклонение от рукоположения значительного количества выпускников духовных семинарий и дефицит преподавательских кадров. Недостаточно оформленный юридический статус духовных школ тормозил развитие системы духовного образования. Только в 1994 г. появился типовой гражданский устав данных учреждений как образовательных, с правами юридического лица. Особого внимания заслуживает сюжет о преподавании религиозных предметов в средних учебных заведениях. В 1993 г. заместитель министра образования А.Г. Асмолов подписал приказ № 47/20–11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», согласно которому преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений [6]. В январе 1999 г. с письмом к министру общего и среднего образования России В.М. Филиппову обратились патриарх Алексий II, президент РАН академик Ю.С. Осипов, президент Российской академии образования академик Н.Д. Никандров и ректор МГУ академик В.А. Садовничий, в котором, характеризуя ситуацию в стране как «тотальный кризис», заявили, что вводить в государственной светской школе обязательную дисциплину «Закон Божий», как это было до революции 1917 г., невозможно, но конфессионально ориентированные предметы разумно было бы включить в сетку обязательных дисциплин на основе свободного паритетного выбора, но не в качестве фактически неосуществимого в глобальном масштабе факультативного занятия. По мнению авторов, родители, выступающие за воспитание своих детей в духе атеизма, могут остановиться на предмете, к примеру, «Основы нравственности», вместо религиозно-нравственных дисциплин. Правда, авторы сделали оговорку, что никакие законодательные акты РФ в настоящее время не препятствуют изучению христианской науки и не ограничивают сферы научного теологического знания. Кроме того, даже исключительно «светский» характер образования, декларируемый законом, определенно позволяет уже в настоящее время активно преподавать «Основы православной культуры» и «Историю религий», используя для этого высококлассных специалистов [7]. В феврале 1999 г. в Министерстве образования по инициативе Московской патриархии создали комиссию по образованию, включавшую и представителей от РПЦ, назначение которой заключалось в освобождении государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебников и учебных пособий от выражения воинствующего атеизма [8]. 4 июня 1999 г. министр образования РФ подписал инструктивное письмо № 14–53–281 ин/14–04, содержащее рекомендации по вопросу «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений, задача которого состояла в оказании методической поддержки государственным и муниципальным образовательным учреждениям в деятельности по реализации п. 4 ст. 5 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Созданный Министерством и патриархией Координационный совет (1 июля 1999 г.) подготовил примерную программу предмета «Основы православной культуры», являвшейся аналогом семинарского курса. В.М. Филиппов разослал ее по регионам, но затем отозвал свое письмо. В период 1992–1999 гг. Министерство образования замыкало на себе преподавание религиоведческих и культурологических учебных дисциплин. В 1992 г. был принят государственный стандарт по специальности «Теология», в светских высших учебных заведениях стали готовить теологов. В итоге, курс «Основы православной культуры» мог преподаваться как дисциплина регионального компонента школьного образования и решение о введении курса должен был принимать директор школы (либо РОНО) после сбора достаточного количества подписей родителей учеников за введение курса. Предмет трактовался исключительно как светский. Итак, в 1990-е гг. происходило массовое открытие новых духовных учебных заведений, что, в свою очередь, породило и новые проблемы. Порой открытые духовные училища и семинарии имели «факультативный» характер. Возрождающаяся система российского религиозного образования в полной мере испытала на себе трудности становления, основными из которых были дефицит преподавательского состава, неукомплектованность библиотек, недостаток учебных пособий, нехватка зданий, отсутствие необходимого статуса. Ситуация осложнялась децентрализацией, поскольку финансирование новых религиозных учебных заведений и училищ осуществлялось не из Учебного комитета, а напрямую из епархий. Некоторые учебные заведения вообще не получали никакого – ни центрального, ни местного – финансирования, находясь в условиях самообеспечения. Только в 2000-е гг. в принципе был решен вопрос централизации религиозного образования в России.

Ссылки:

1. Липецкий энциклопедический словарь / ред.-сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов Липецк, 1999. С. 384; Липецкая

энциклопедия. Липецк, 2005. С. 149.

2. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 125. Л. 3, 4; Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн. I. Исторический очерк.

Пенза, 1999. С. 457, 461.

3. Выступление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на совещании ректоров Духовных учебных заведений

Русской Православной Церкви. 2002.16.04. М., 2002. С. 2.

4. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн. I. Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 457–458, 462.

5. Поместный Собор Русской Православной Церкви // Материалы. М., 1990. С. 362.

6. Асмолов А.Г. О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской

Федерации // Преподавание истории в школе. 1993. № 4. С. 44.

7. Кто и чем заполнит образовавшийся вакуум? // НГ-религии. 2000. 26 апреля. С. 5.

8. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. 1999. № 3. С. 66.

Комментариев пока нет