Правительственно-парламентский кризис на Украине: последствия и риски

Парламентско-правительственный кризис на Украине, завершившийся отставкой Арсения Яценюка и появлением нового Кабинета Министров во главе с Владимиром Гройсманом, может серьезно повлиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны.

Победа Майдана определила направление политических процессов в стране. Сам же Майдан во многом стал следствием борьбы олигархических групп за сферы влияния и ресурсы. Правительство Яценюка стало заложником этого противостояния, продолжившегося и после смены власти на Украине. Состав Кабинета министров был крайне неоднородным, а политическая сила премьера, «Народный фронт», является популистской партией, имеющей развитую региональную сеть и довольно милитаризированной, но без постоянного и надежного источника спонсорской поддержки. Победу блока Яценюка на парламентских выборах связывали с поддержкой из-за рубежа и помощью от группы «Приват» Игоря Коломойского [1]. Но в местных выборах 2015 г. «Народный фронт» не участвовал, что серьезно ослабило его позиции, а Игорь Коломойский переориентировался на собственные проекты — партии «УКРОП» и «Возрождение» [2].

Во время голосования в Верховной Раде по поводу судьбы старого правительства и состава нового группа «Возрождение» голосовала синхронно с депутатами «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» [3], [4], что свидетельствует о наличии неких договоренностей между Коломойским и президентом страны. А борьба за контроль финансовых и товарных потоков, проходящих через таможенные органы страны, в которой важную роль играет одесский губернатор Михаил Саакашвили [5], [6], [7], является проявлением нового этапа противостояния различных центров влияния на территории Украины. На данный момент центр этой борьбы находится в Одессе, где ввиду большой концентрации силовиков и близости очередной годовщины трагических событий 2 мая 2014 г. в этом городе есть большой риск провокаций и возникновения массовых беспорядков [8], [9].

В новых условиях «Народный фронт» может сосредоточиться на критике президента и повышении собственного рейтинга. Долгосрочной целью Яценюка в этом случае будет создание большинства в Верховной Раде и проведения изменений в Конституцию Украины, увеличивающих значение политических партий и парламента и позволяющих экс-премьеру снова прийти к власти либо в качестве председателя кабинета министров, либо избираемого депутатами президента. Об этом можно судить по его собственному заявлению: «Политическая система нуждается в тотальной и радикальной реформе. Новая украинская Конституция, которая сбалансирует отношения в треугольнике президент—правительство—Верховная Рада, должна быть обсуждена и принята парламентом страны» [10].

Новое правительство Украины во главе с Владимиром Гройсманом стало очередным шагом на пути укрепления власти Петра Порошенко, который получил фактический за контроль за кабинетом министров вслед за Национальным банком и Генеральной прокуратурой [11]. Требование наличия стабильного правительства являлось одним из ключевых в переговорах Украины с международными финансовыми институтами для продолжения получения помощи стране, в которой продолжается экономический кризис. Внешнее влияние выступает как один из главных факторов сохранения существующего политического режима и в ближайшем будущем такая ситуация сохранится, т. к. предпосылок к избавлению от финансовой зависимости от кредиторов у Украины на данный момент нет. Поэтому временный характер правительства Гройсмана может превратиться в долгосрочный срок пребывания премьера на своем посту с незначительными кадровыми ситуативными перестановками. Еще один фактор возможной относительной устойчивости положения Кабинета министров — его более монолитный, по сравнению с правительством Яценюка, кадровый состав, основанный на консенсусе в политическом поле «Народного фронта» и «Блока Петра Порошенко» и экономическом — различных олигархических групп влияния. А играть самостоятельную роль в политике Гройсман не имеет возможности из-за отсутствия собственной организованной силы в виде партии или организации, и его влияние является хоть и значительным, но лишь аппаратным [12], [13].

В то же самое время, опора в работе правительства на минимальное большинство в Верховной Раде может стать и причиной будущей нестабильности. Несмотря на ввод в практику лишения депутатского мандата при выходе из фракции, что основано на статье 81 Конституции Украины [14], возможны демарши отдельных парламентариев, ставящие под судьбу важных законопроектов. Особенно важным это является в в преддверии голосования по статусу мятежных регионов и связанных с этим изменений в Основной закон, на принятии которых настаивают и страны ЕС, и США [15], [16]. Поэтому уже май 2016 г. будет важным рубежом, который покажет управляемость, стабильность и способность к консенсусу возникшей во власти конфигурации сил.

Украина выбрала тактику затягивания времени, постепенного давления (в том числе вооруженного) на республики Донбасса с целью деморализации их населения в расчете на обострение внутренних противоречий в ДНР и ЛНР и подрыв устойчивости политического режима и экономики России с помощью Запада. Правительство Гройсмана начинает свою работу в условиях, когда иностранные государства и международные структуры, благодаря которым Украина сохраняет свою целостность, показывают стремление изменить в скорейшие сроки политику Киева в конфликте на Донбассе. Поэтому в случае преодоления неизбежных и рискованных ситуаций и новый премьер, и его Кабинет министров могут рассчитывать на достаточно продолжительный период работы.

Социально-экономические проблемы страны в вопросе судьбы правительства будут играть гораздо меньшую роль, чем противоречия олигархов и ситуация с конфликтом на Донбассе и отношениями с Россией. Для обеспечения финансирования экономики правительство продолжит реализацию требования МВФ и прочих кредиторов страны, что негативно скажется на социальных обязательствах государства [17]. Но возможные выступления могут легко подавляться силовым путем под предлогом борьбы с внешней угрозой, а абсолютный контроль за СМИ со стороны олигархов делает невозможным организацию массового социального независимого протестного движения.

Таким образом, правительство Гройсмана становится заложником многих обстоятельств — конфликта на Донбассе и отношений с Россией, международных финансовых структур, договоренностей олигархов, процессов фрагментации страны, отсутствия устойчивого политического баланса в Верховной Раде, падающего рейтинга президента. В случае реализации Минских соглашений режим, основанный на компромиссе Порошенко и олигархов может быть устойчивым в долговременной перспективе, при этом не претендующий на самостоятельную роль в политике Гройсман будет иметь шансы на продолжительное пребывание на посту премьера. Но в случае продолжения вооруженного конфликта, стагнации экономики и противостояния финансово-промышленных групп, фрагментации страны и повышения конфликтности в Верховной Раде стабильность всего государства и его властей будет определятся исключительно внешними факторами, которые играют данную роль в настоящее время.