Политика социал-демократов Швеции в 80-е годы становится все либеральнее – в этот период богатые стали заметно богаче, но бедные не стали беднее

К практическому построению общества благосостояния приступили шведы в конце Второй мировой войны. Придя к власти в 1944 г., шведские социал-демократы выдвинули программу, автором которой также был Мюрдаль, реформистской работы "Послевоенная программа рабочего движения" <2>. Программа выдвинула две основные цели: 1 - заложить основу для всеобщей системы социального обеспечения для всех граждан и 2 - с помощью активной государственной политики и планового ведения хозяйства сделать более эффективной и отлаженной частнопредпринимательскую экономику. Социальная политика Программы была выполнена: введены всеобщее страхование по болезни, пособие на детей для всех граждан, принят новый закон о защите труда, увеличены оплачиваемые отпуска с двух до трех недель, введены школьные завтраки для детей, принят закон о всеобщей народной пенсии, введена безэкзаменационная система образования в школе. Для финансирования этих реформ в 1947 г. была проведена налоговая реформа, которая привела к значительному увеличению налогообложения высокооплачиваемых групп населения, а также был повышен налог на предприятия.--------------------------------<2> Милин Я., Юхансон А.В., Хеденборг С. История Швеции / Пер. со швед. М., 2002. С. 258.Еще с 1913 г. в Швеции существовала всеобщая народная пенсия, которая позволяла людям обеспечить себя экономически даже после того, как они по возрасту перестали работать и тем самым теряли источник дохода. Но рост зарплаты после войны и связанное с этим повышение жизненного уровня всех групп населения означали, что многие, уйдя на пенсию, ощущали резкое ухудшение своего материального положения. В 1957 г. социал-демократы вынесли законопроект о пенсиях на всенародный референдум. Избиратели в большинстве проголосовали за вариант "обязательной пенсии". Эта пенсия назначалась за выслугу лет для всех работающих по найму, зависела от дохода, финансировалась за счет взносов предпринимателей и управлялась фондом, правление которого назначалось государством, предпринимателями и фабрикантами.Своего расцвета "шведская модель" экономики достигла в 1960 - 1970-е годы. Было достигнуто сотрудничество между трудом и капиталом, проводилась либеральная экономическая политика, направленная на увеличение экономического роста. Все это способствовало созданию отношений доверия между сторонами на рынке труда. Жизненный уровень в Швеции стал одним из самых высоких в мире.Структурная перестройка прошла на уровне местного управления - коммун. Было проведено слияние коммун, превращение их в крупные единицы, которые предоставляли населению услуги в сфере образования и медицинского обслуживания на уровне, соответствующем обществу благосостояния. Произошло значительное расширение общественного сектора, что также было логическим следствием создания общества всеобщего благосостояния. В 1980-х годах в общественном секторе работало наибольшее число занятых. Инфраструктура - дороги, больницы, школы, коммуникации - все развивалось быстрыми темпами. Начало формироваться постиндустриальное общество, для которого характерно развитие знаний, информационных технологий, внедрение компьютеров и т.д.Социал-демократы Швеции выдвинули идею "сильного общества", что подразумевало сильную государственную власть, обладающую достаточными ресурсами и компетенцией, чтобы влиять на все сферы деятельности. Социал-демократический "дом для народа" отличался доброжелательной патриархальностью. От колыбели и до могилы человек пользовался системой обеспечения, которая гарантировала ему безбедное существование! Основой этой системы, имеющей целью создание благосостояния, была политика полной занятости. Все работоспособные должны быть обеспечены работой, а это облегчало нагрузку на систему социального обеспечения. В 1970-х годах были проведены важные реформы в области трудового права: расширены гарантии при найме на работу, отменено положение Устава объединения работодателей Швеции об их праве единолично решать вопросы найма и увольнения рабочей силы. Это укрепило положение трудящихся на рынке труда и означало развитие экономической демократии. В 1960 - 1970-е годы был увеличен оплачиваемый отпуск до четырех недель, введена 5-дневная неделя в школах, уменьшена рабочая неделя до 40 часов, все аптеки стали только государственные, созданы государственные адвокатские бюро, введен закон о всеобщем страховании лечения зубов, снижен пенсионный возраст с 67 до 65 лет.Одновременно упразднены все привилегии королевского дома по налогам и пошлинам. Кстати, по новой Конституции Швеции 1974 г. король лишался всякой политической власти. Его роль в основном была чисто символической и церемониальной. Для Швеции характерно проведение всенародных референдумов по важнейшим вопросам жизни общества. Так, в 1980 г. был проведен референдум по атомной энергетике. Победили сторонники осторожного использования атомных станций, что привело к росту их удельного веса в энергетике страны.В 1980-е годы Швеция вступила в стадию "безбедного состояния" <3>. Политика социал-демократов в 80-е годы становится все либеральнее, появились прагматические черты в стремлении удовлетворить интересы средних слоев, возникла благожелательность по отношению к предпринимателям. В этот период богатые стали заметно богаче, но бедные не стали беднее.--------------------------------<3> Там же. С. 296.Шведская модель "общества благосостояния" подверглась серьезному экзамену в начале 1990-х годов, когда к власти пришли буржуазные партии. Считалось, что политическая и идеологическая активность социал-демократов была исчерпана после европейских событий 1990 г. Буржуазное правительство решило изменить многолетнюю политику: планировалось сократить расходы на социальные нужды, снизить налоги, дерегулирование, т.е. пыталось изменить систему распределения в шведском обществе и отношение между предпринимателями и трудящимися. Однако ослабление экономики не привело к достижению эффекта от изменения налоговой политики. Безработица быстро увеличилась, нагрузка на систему социального обеспечения значительно выросла, возник дефицит бюджета и вырос государственный долг.Пропаганда свободы выбора стала центральным политическим лозунгом времени. Считалось, что отдельный человек не должен зависеть от коллективной организации школьной системы, здравоохранения и жилищно-коммунальных услуг. Также стало считаться, что общество благосостояния создает пассивных, зависимых от системы пособий, безответственных людей. Стала поощряться индивидуальная самодеятельность и самоорганизация. Значительно выросла иммиграция, возникли на этой почве враждебные настроения к иностранцам, возник национализм в виде движения "скинхедов".В обществе стало нарастать недовольство. Люди возмущались тем, что пока буржуазное правительство снижало для простого народа выплаты по болезни, безработице и по причине травматизма, малокомпетентные представители экономической сферы могли легко обогащаться. Возникла так называемая новая алчность. Деятельность буржуазного правительства в эти годы характеризовалась лихорадочным стремлением успеть до смены власти изменить как можно больше. Распродавались государственные предприятия, рыночные отношения получили распространение в государственных учреждениях. Почта и телефон стали частными предприятиями. Бурная деятельность наблюдалась в других областях, но конкретный политический результат был ограниченным. Сокращение расходов на социальное страхование встретило противодействие в профсоюзах и в самом правительстве, некоторые члены которого выступили в защиту государства всеобщего благосостояния. Это, естественно, привело на выборах 1994 г. к победе социал-демократов.Новое социал-демократическое правительство провело определенные корректировки в области страхования по безработице и трудового права. Для оздоровления бюджета снова повысили налоги и отчисления. В ЕС Швеция остается страной с наивысшими налогами, составляющими 55% валового национального продукта. И это не мешает Швеции, как и ее соседям - Норвегии и Дании, занимать первые места по жизненному уровню среди государств мира. Так, размер ВВП на душу населения в долларах составил в 2000 г. в Норвегии - 35527, в Швеции - 25641, в Дании - 30392 и в России - всего 1639 долларов <4>, или в 15 - 20 раз меньше, несмотря на низкий уровень налогообложения, причем одинаковый для всех слоев населения.--------------------------------<4> Даниельсен Р., Дюрвик С., Гренм Т. и др. История Норвегии. От викингов до наших дней / Пер. с англ. М., 2003. С. 485.Опыт Швеции, как и других скандинавских стран, правительства которых длительное время возглавляли социал-демократы, показывает, что общество всеобщего благоденствия, или социальное государство, что близко по смыслу, можно реально построить и добиться существенного улучшения жизни населения. Несмотря на разговоры о кризисе общества всеобщего благосостояния и государственного регулирования в 1990-е годы, многие сложные проблемы общества возможно решить путем активного, но разумного государственного вмешательства и расширением прав местного самоуправления."ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА - ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ". Л.Б. Красавцев// "Социальное и пенсионное право", 2007, N 2. Красавцев Л.Б., доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск), кандидат исторических наук.