Политика: аксиоматические заметки (часть 8)

Политика, мораль, нравственность

В очередной раз подчеркнем, что для ведения предметного разговора о взаимодействии политики с моралью и нравственностью мы должны строго определиться с их содержанием и сущностью.

Итак, что такое мораль? Мораль, как известно, это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми должно выстраиваться поведение людей. Это во-первых.

Во-вторых, эти нормы поведения людей формируются не в одночасье, а в течение длительного периода существования, конкретного общества. Другими словами, случайная, сиюминутная установка регулирования поведения людей не может считаться моральной нормой.

В-третьих, все нормы морали обязательно имеют историческую основу. Это означает, что они должны в той или иной мере коррелироваться с представлениями о поведении людей, которые исповедовали их предки.

В-четвертых, мораль – это не отдельные нравственные положения, а обязательно их система. Причем система, лишенная антагонистических противоречий. Нормы морали должны жить в согласии друг с другом. При этом особенно важно – не допускать проникновения в мораль конкретного общества идей, норм, которые бы ее дисгармонизировали.

В-пятых, мораль, по сути, является одним из наиболее органично слитых с бытием людей явлением. Отсюда следует – чем более глубоко, объективно и конкретно люди отражают в сознании свое бытие, тем более глубока, конкретна и продуктивна их мораль.

В-шестых, моральные нормы обладают высокой степенью устойчивости. Однако это не означает, что они не изменяются, не редактируются, не уточняются в соответствии с законами бытия. Диалектическая изменчивость норм морали не является свидетельством их неустойчивости. О нормах морали конкретного общества правомерно говорить как об одном из наиболее устойчивых феноменов. Мораль – явление изменчивое, но, как правило, медленно, трудно адаптируемое к новым вызовам социальных ситуаций.

Итак, мораль – это система норм, сложившихся в ходе развития конкретного общества, регулирующая поведение людей в соответствии с его самобытностью.

Очевидно, что моральные нормы могут декларироваться, но не всегда реализовываться в реальной жизни. Другими словами, мораль не всегда становится нравственностью. Так что же такое нравственность?

Нравственность – это реализованная в ходе жизнедеятельности людей мораль.

Как в реальной жизни взаимодействуют политика, мораль, нравственность?

  1. Мораль, нравственность конкретного общества были и остаются факторами, влияющими на формирование, развитие и функционирование политики в регионе, стране, союзе государств.
  2. Политика была и остается специфическим средством демонстрации и реализации определенных морально-нравственных норм. Конкретная политика всегда выражала и выражает, обслуживала и обслуживает определенные мораль и нравственность.
  3. Особая роль морали и нравственности заключается в том, что они влияют на выбор средств решения политических задач.
  4. Политика, как известно, может быть моральной или аморальной по отношению к конкретному обществу. В свою очередь, степень политизации морали, нравственности опять же может быть разной.
  5. Одни и те же мораль, нравственность могут оправдывать разные политические действия. Как и наоборот: в ходе конкретных политических действий могут реализовываться порой различные морально-нравственные нормы.
  6. Связь между политикой, моралью, нравственностью не однозначная, нередко противоречивая. Это является основанием их относительной независимости друг от друга.
  7. Вместе с тем каждое политическое действие, так или иначе, выражает, реализует, отстаивает определенные моральные нормы, как, собственно, и наоборот: реализация в общественной практике определенных норм морали предполагает определенные политические действия.
  8. Оценка морально-нравственных норм осуществляется через практику. В рамках последней, политика, как понятно, играет не последнюю роль. В то же самое время каждое политическое действие неизбежно получает морально-нравственную оценку.

Таким образом, существуют определенные аксиоматические принципы, определяющие отношения между политикой, моралью и нравственностью. Их игнорировать нельзя, поскольку рано или поздно это приведет к массе негативных следствий в общественной жизни.

 

Политика и культура

Есть все основания констатировать факт: взаимодействие политики и культуры многоаспектно, многолико, во многом противоречиво, как, впрочем, и взаимодействие других явлений, о которых речь шла ранее. Для того чтобы понять суть этого взаимодействия, опять же необходимо строго определиться с содержанием такого сложного явления, как культура.

Нам представляется, что существенными признаками культуры являются следующие.

Во-первых, к явлениям культуры прежде всего следует относить те феномены, которые вовлечены людьми в процесс своей жизнедеятельности. Другими словами, явления, на которых лежит печать действий, труда людей (позитивных или негативных – это другой вопрос) автоматически обретают статус явлений культуры.

Во-вторых, явления культуры отличаются от явлений природы тем, что последние существовали и существуют вне воздействия на них людей, общества, в то время как явления культуры обязательно несут на себе печать такого воздействия.

В-третьих, феноменами культуры в первую очередь стали природные явления, подвергшиеся воздействию людей, претерпевшие определенные изменения в силу такого воздействия.

В-четвертых, высшим этапом в развитии культуры, как известно, является созидательная фаза. Ее суть: человек, общество не просто изменяют явления природы, но и творят, создают такие феномены, которых не было в окружающей человека действительности.

Таким образом, вышеприведенные содержательные признаки культуры формируют основание для определения ее сути. Культура– это феномен, интегрирующий как явления природы, подверженные воздействию, изменению обществом, так и продукты, являющиеся результатом творческой деятельности людей. При этом заметим, что как воздействие людей на природные явления, так и создание ими «неприродных» феноменов может быть как продуктивным, так и контрпродуктивным. Словом, культура – это соединение и тех и других явлений.

В контексте определения содержания культуры вряд ли можно оставить без внимания две важнейших ее составляющих: материальную и духовную. По сути можно вести речь о двух относительно самостоятельных, но органично взаимосвязанных фрагментах культуры: материальном и духовном.

Данное понимание культуры, соотнесенное с определением политики, позволяет представить и охарактеризовать механизм их взаимодействия.

1. Политика как продукт деятельности, отношений людей – необходимый элемент культуры общества.

2. Политика есть единство идеологического (духовного) и материального фрагментов. Она формируется в соответствии с определенными идеями, идеологическими устремлениями, которые предполагают определенные действия (материальные) по изменению окружающего нас мира. Другой вопрос – в какой степени они материализуются. Как правило, это зависит от массы обстоятельств, но не они нас интересуют в данном контексте. Нас, прежде всего, интересует сам факт соединения в политике духовно-идеологического и материального начал. И то, и другое, в свою очередь, – фрагменты культуры. Этот факт свидетельствует об органичном единстве последней с политикой.

3. Через политику во многом реализуются культурные устремления людей, живущих в политическом обществе.

4. Культура конкретной общественной среды влияет на формирование политики и механизмы ее реализации.

5. В свою очередь, культура является специфическим средством решения политических задач конкретного общества.

6. Находясь в достаточно прочной связи между собой, политика и культура обладают относительной самостоятельностью. Последняя проявляется многоаспектно: политика не жестко, не однозначно определяет развитие культуры в конкретном обществе, а это значит, что культура не всегда, не во всех своих устремлениях следует за политикой; как политика, так и культура развиваются не только под воздействием друг друга, но и на основании собственных противоречий, под воздействием других явлений действительности; как политика, так и культура конкретного общества могут опережать и отставать от развития друг друга. Мировая практика знает немало примеров, свидетельствующих о том, что нередко политика стимулировала развитие культуры, как и наоборот – культура стимулировала развитие политики.

Ведя речь о взаимодействии политики и культуры, важно обратить внимание на важный факт. Когда политика и культура находятся в состоянии относительной гармонии, общественная жизнь переживает период относительной устойчивости, стабильности. По сути, речь идет об одном из важных законов стабильности развития общества.

Довольно часто в общественной лексике мы сталкиваемся с понятиями «политическая культура», «культура политических отношений, действий», «политика культуры». В контексте наших размышлений вряд ли можно оставить без внимания названные понятия.

Под политической культурой общества прежде всего понимается совокупность нравственных норм, которыми должны руководствоваться политики, люди, вовлеченные в политический процесс в ходе решения социальных задач. Под культурой политических отношений, действий следует понимать совокупность принципов, выработанных в обществе, регулирующих отношения людей в ходе решения политических задач.

Наконец, политика культуры или политика в области культуры представляет из себя совокупность отношений между субъектами политики (нациями, классами, партиями, государствами и т.д.) по поводу культуры, ее формирования, развития, функционирования.

Таким образом, можно резюмировать, что политика и культура находятся в состоянии активного взаимодействия. Оно обусловливает особое к себе внимание, поскольку, анализируя взаимодействие политики и культуры, мы можем более глубоко и предметно понимать как суть одного, так и суть другого феноменов современного общества.

 

Политика и средства массовой информации

Феномен средств массовой информации, как нам представляется, понять несложно. По сути, содержание СМИ раскрывается следующими взаимосвязанными посылками.

Во-первых, СМИ – это специфический, специализированный общественный институт, работающий на поле информации.

Во-вторых, он призван получать (добывать), обрабатывать и распространять информацию в обществе.

В-третьих, СМИ ориентированы на массовое сознание. Их характерная черта – одновременное воздействие на сознание большого количества людей.

В-четвертых, очевидно, что решить вышеназванную задачу они могут лишь используя для этого средства, способные оказывать такое воздействие. К их числу, прежде всего, относятся печать, радио, телевидение, Интернет и т.д.

В-пятых, очевидно, что СМИ – это, прежде всего, люди, работающие на информационном поле и средства, механизмы, используемые или для получения, обработки и распространения информации в обществе.

В-шестых, характерной чертой подавляющего большинства СМИ является их стремление к максимальной оперативности в работе. Это стремление реализуется как в процессе получения информации, так и в ходе ее обработки и распространения в обществе.

Итак, средства массовой информации можно позиционировать следующим образом. СМИ – это специализированный общественный институт профессионально подготовленных людей, оснащенных необходимыми техническими средствами, призванный получать, обрабатывать и распространять информацию в обществе, воздействуя на массовое сознание.

Обычно в демократическом обществе все без исключения СМИ позиционируют себя институтом, нацеленным на максимально объективную информацию о явлениях действительности. В реальной жизни дело обстоит не совсем так. Этому есть как объективные, так и субъективные причины. Назовем лишь некоторые из них.

  1. Известно, что получить полную, объективную информацию о явлениях действительности крайне сложно. Отсюда следует, что даже те СМИ, которые хотели бы нести стопроцентную информацию о явлениях действительности, сделать это в полной мере не могут.
  2. Очевидна и другая преграда, которая ограничивает возможности СМИ в получении максимально полной, истиной информации. Путь к такой информации, как известно, предполагает использование прежде всего научных, интеллектуальных методологических средств. Нетрудно понять, что в этом случае речь идет о том, что истина «добывается», открывается с помощью средств науки. На обыденном уровне ее можно обрести только случайно, интуитивно. Другими словами, для того чтобы решать максимально эффективно задачу поиска истины, средства массовой информации должны работать на научном уровне, активно использовать арсенал научного познания. Практика, к сожалению, показывает, что подавляющее большинство СМИ использует возможности науки лишь фрагментарно, бессистемно, а это значит, что они не всегда способны получать правдивую, истинную информацию об объектах своего внимания.
  3. Не приближает средства массовой информации к истине и их стремление к оперативности. Последняя нередко превращается в самоцель, срабатывая таким образом в ущерб глубине, объективности информации.
  4. К сожалению, уровень подготовки многих людей, сделавших своей профессией работу в СМИ, не позволяет им проникать в суть явлений, становящихся объектами информации. Они вносят много субъективного в получение, обработку и распространение информации в общественном сознании.
  5. Наиболее серьезно влияют на искажение информации о явлениях действительности конъюнктурные цели, задачи, которые нередко выполняют те или иные СМИ, поскольку все они, в той или иной мере, ангажированы определенными социальными группами. Иными словами, в политическом обществе нет и, как показывает практика, не может быть средств массовой информации, которые бы не реализовывали интересы тех или иных политических сил.

Таким образом, ведя речь о современном, существующем в политическом обществе информационном процессе (субъектом которого являются СМИ) можно утверждать, что в нем соединяется как объективная, так и необъективная информация.

Более предметно и более глубоко можно понять приведенный вывод, если рассмотреть взаимодействие средств массовой информации и политики.

Прежде всего, следует заметить, что в политическом обществе средства массовой информации не могут находиться вне зависимости от политики. Их зависимость обусловлена рядом факторов: а) СМИ не могут не отражать политические процессы, происходящие в политическом обществе, что уже само по себе политизирует деятельность средств массовой информации; б) люди, субъекты, работающие в СМИ не могут быть абсолютно освобождены от политических пристрастий, что в конце концов ведет к определенным политическим акцентам в оценке событий, ставших предметом их внимания; в) работа любых СМИ имеет определенную политическую нацеленность,  она ориентирована в политическом обществе на реализацию определенных задач, которые формулируют конкретные социальные группы. Эти задачи, как правило, прямо или косвенно ориентированы на достижение определенных политических целей. Ведь очевидно, что в политическом обществе не может быть по-другому.

Словом, с одной стороны, очевидно, что СМИ являются механизмом реализации определенных политических задач. С другой – не менее очевидно, что именно субъекты политики во многом формулируют эти задачи. Это достаточно конкретно говорит о связи средств массовой информации с политикой.

Известно, что в обществе СМИ делятся на две группы: государственные и негосударственные, принадлежащие определенным субъектам социального процесса. Политический характер государственных средств массовой информации, можно сказать, автоматически вытекает из их связи с государством, интересам которого они призваны служить. Логика здесь проста: государство – орган политический, следовательно, СМИ, работающие на него, выражающие его интересы, не могут быть вне политики.

Есть люди, которые пытаются доказывать надполитический характер частных СМИ, принадлежащих тем или иным субъектам. Вряд ли с этим можно согласиться, поскольку, так или иначе, все общественные субъекты (об этом шла речь выше) вовлечены в политику, в политический процесс. К вышеприведенным аргументам следует добавить еще один. Негосударственные СМИ так же имеют достаточно ярко выраженное отношение к государству. В целях доказательства этого вывода, как нам кажется, достаточно привести один факт. Субъекты негосударственных, частных средств массовой информации, как правило, либо поддерживают государственную политику, либо наоборот – явно или неявно противодействуют ей. Но в том и другом случаях они демонстрируют свои политические пристрастия, а значит свою связь с политикой.

Резюмируя размышления о связи средств массовой информации с политикой, правомерно констатировать следующее: политика, политики всегда использовали и будут использовать СМИ для решения своих задач; политика, политики, по сути, определяют магистрали развития средств массовой информации; СМИ являются в современном обществе одним из эффективных средств достижения политических целей; очевидна зависимость – чем продуктивнее политика использует СМИ, тем интенсивнее она реализует свои цели; от интенсивности использования средств массовой информации в политических целях во многом зависят возможности последних.

Таким образом, по объекту, субъекту, целям и результатам своей деятельности современные средства массовой информации в политике, как и политика в средствах массовой информации.

 

Политика и политическая реклама

Общеизвестно, что в современном обществе реклама получила широкое распространение. Без преувеличения можно констатировать факт: сегодня предметом рекламы становится (или может стать) любое явление. При этом наиболее интенсивно развивается коммерческая реклама, которая по своей сути нацелена либо на создание условий для извлечения прибыли или еще лучше – просто на извлечение прибыли из любого рекламируемого продукта.

Нетрудно заметить, что коммерческая реклама «всеядна». Она работает на экономическом, социально-бытовом, политическом, правовом, научно-техническом, медицинском, косметическом, музыкальном и так далее полях социального бытия людей. В контексте данной работы, посвященной политике, нас, прежде всего, конечно же, интересует такой феномен как политическая реклама. Чем обусловлен этот интерес?

Во-первых, тем, что политическая реклама сегодня – один из самых эффективных инструментов в руках субъектов политики, служащий достижению ими своих политических целей.

Во-вторых, несмотря на широкое распространение политической рекламы в жизни современного общества, она недостаточно изучена. В частности, строго не определена ее специфика, отношение к политике, функции, организация, структура, методология и методика функционирования.

В-третьих, с определенными оговорками, сегодня можно вести речь и о том, что во многих странах нет сколь-либо серьезных школ, институтов, которые бы целенаправленно занимались подготовкой специалистов политической рекламы.

В-четвертых, вышесказанное позволяет констатировать определенные упрощения в подходах к теории и практике современной политической рекламы.

Итак, что же такое политическая реклама? Методология и логика поиска ответа на заданный вопрос предполагает следующие действия: определение сути рекламы как таковой; определение содержания политики; наконец, экстраполяцию понятия рекламы на политический процесс. В нашем случае, – на современный политический процесс. Из трех названных действий мы можем оставить без внимания только второе, поскольку все содержание данной книги посвящено раскрытию сути современной политики. В поле нашего внимания остаются две проблемы. Проблема определения содержательно-сущностных характеристик рекламы и проблема их экстраполяции на современную политику.

Следуя за объектом анализа – современной рекламой, попытаемся выделить ее существенные признаки.

Рекламная практика свидетельствует о том, что в основании любого (каждого) рекламного действия лежат выбор объекта рекламы, определение ее целей, выделение в рекламируемом объекте его приоритетных сторон, работающих на достижение поставленных целей, определение приемов, способов, подходов и методов проведения рекламных действий, выделение средств для подготовки и осуществления рекламных акций, наконец, прогнозирование эффекта от рекламы. Это первое.

Второе. Очевидно, что реклама есть не что иное, как информация о ее предмете, объекте, но опять же подчеркнем, не вся информация, а только та, которая работает на достижение целей рекламозаказчика.

Третье. Как уже отмечено, у каждого рекламного действия обязательно есть заказчик. Им может быть любой субъект общественной жизни: начиная от отдельного человека и кончая фирмой, концерном, государством, партией и т.д.

Четвертое. Любое рекламное действие обязательно ориентировано на выгоду, выгодный для ее заказчика результат.

Пятое. Реклама предполагает вложение в нее средств. Другое дело – какие это средства: финансовые, организационные, властные, политические, духовно-идеологические и т.д.

Шестое. Объектом воздействия рекламы является, прежде всего, сознание человека. Жизнь убеждает, что наибольшего социального эффекта достигает такое рекламное действие, которое одновременно воздействует на чувства, волю и интеллект людей.

Седьмое. Организацией рекламы сегодня, обычно, занимаются специально обученные люди.

Таким образом, если резюмировать вышеизложенное, то можно предложить следующее определение рекламы.

Реклама – это специфический информационный процесс по поводу приоритетных характеристик конкретного явления, базирующийся на использовании определенных средств, воздействующий на общественное сознание людей, осуществляемый специально подготовленными людьми, для достижения целей его заказчика.

Данное определение рекламы не претендует на какую-то особую роль. Вместе с тем нам представляется, что оно отражает основные аксиоматические ее характеристики.

Экстраполируем приведенное определение рекламы на политику с целью выделения существенных признаков политической рекламы. Назовем эти признаки.

1. Очевидно, что политическая реклама – это специфическое явление сферы политики. Прежде всего политики и именно политики. Она нацелена на достижение конкретных политических целей. Ее механизм ориентирован на показ приоритетов определенных политических явлений, процессов. Политическая реклама – это информация, прежде всего, через политику воздействующая на общественное сознание людей. Ее формируют люди, которые в той или иной мере приобщены к политике. Наконец, заказчиком политической рекламы всегда являются люди, организации, институты, преследующие достижение определенных политических целей.

Наряду с отмеченным следует обратить внимание на ряд важных особенностей политической рекламы.

Политическая реклама, как уже не раз отмечалось, имеет определенные политические цели, но это не означает, что для их достижения всегда используются только политические механизмы. Практика свидетельствует, что для достижения целей политической рекламы используются экономические, духовно-идеологические, правовые, экологические, социально-бытовые и другие средства.

2. Современная политическая реклама обслуживает всех, без исключения, субъектов политического процесса. Ставку на нее делают национальные, государственные, классовые, партийные, региональные, религиозные, террористические и тому подобные организации.

3. Для реализации целей политической рекламы сегодня, с той или иной степенью успеха, фактически используются все каналы воздействия на общественное сознание людей, включая печать, радио, телевидение, Интернет, наружную рекламу, и т.д.

4. Было бы наивно полагать, что политическая реклама взаимодействует, взаимосвязана исключительно с политикой. Это не так. Она связана со всеми без исключения сферами общественной жизни: экономической, духовно-идеологической, социально-бытовой, правовой и т.д. Каждая из них, так или иначе, влияет на механизм формирования, развития и функционирования политической рекламы. Так, в экономической сфере общественной жизни создаются необходимые материальные основы рекламного процесса, в правовой – ее правовые основы, в духовно-идеологической – идеологические и т.д.

5. Специально следует подчеркнуть взаимодействие политической рекламы со всеми другими направлениями рекламного процесса в обществе. Можно констатировать, что в современном обществе нет чистой политической, экономической, правовой, социально-бытовой и других типов рекламы. Они взаимодополняют друг друга, при этом каждая из них сохраняет приоритеты своей основной направленности.

Особого внимания, по нашему убеждению, требует понимание специфики отношений, которые складываются в обществе между политической рекламой и политическими агитацией и пропагандой. Если под политической пропагандой понимать информационный процесс, целью которого является внедрение в общественное сознание определенных политических идей, а под политической агитацией – процесс внедрения в сознание людей таких политических идей, которые несут не только информационный заряд, но еще и мобилизуют их на конкретные политические действия, то становится очевидной и актуальной потребность определения их единства и различий.

Прежде всего, подчеркнем, что существует органичная связь политической рекламы с политическими пропагандой и агитацией. Она проявляется в том, что политическая пропаганда, агитация и реклама – звенья одного информационного процесса; так же в том, что политическая реклама включает в себя и политическую пропаганду и агитацию; далее в том, что одним из средств реализации целей политической пропаганды и агитации является политическая реклама; еще и в том, что политическая пропаганда, агитация и реклама одной направленности, имеют в своем основании одну и ту же идеологию.

Представляется, что приведенных аргументов вполне достаточно для утверждения: политические агитация, пропаганда и реклама взаимосвязаны друг с другом, взаимодополняют друг друга.

Факт их органичного единства не отрицает различий названных феноменов. Содержание, сущность, функции каждого из этих феноменов отличается друг от друга. В этом контексте заметим, что политическая реклама включает в себя и политическую пропаганду, и политическую агитацию; реализации целей политических пропаганды и агитации служит политическая реклама; в то же время политическая реклама не может самостоятельно реализовать цели политических пропаганды и агитации. Словом, все это говорит об отличии названных феноменов друг от друга.

Таким образом, политическая реклама – это специфическое социальное явление, работающее в недрах современного политического процесса, служащее реализации его целей, взаимодействующее с политическими пропагандой и агитацией.

Резюмируем все вышеизложенное определением понятия «политическая реклама». Политическая реклама – это специфический информационный процесс по поводу приоритетных (когда речь идет о приоритетных характеристиках рекламных объектов, имеются в виду такие их стороны, которые считает необходимым выделять рекламодатель) характеристик конкретного политического явления, базирующийся на определенных средствах, воздействующий на общественное сознание людей, реализуемый специально подготовленными людьми, для достижения конкретных политических целей.

А.А. Кокорин, доктор философских наук