Политическое в фильме "Матрица: Перезагрузка".

03 февраля 2017

Политика - это борьба между большими социальными группами по поводу завоевания и удержания власти. Я считаю, что это определение иллюстрирует сюжет фильма. В фильме описывается борьба за власть между машинами (искусственным интеллектом, ранее созданным людьми и захватившим теперь власть над миром) и группой людей, сумевших освободиться от их диктатуры и стремящихся вернуть власть человечества.

В фильме показано, что власти нужны послужные, не оказывающие сопротивления люди, а против инакомыслящих создана система агентов, призванная отследить и уничтожить мятежников. На примере батарейки Морфиус рассказывает Нео, что люди только рабы, энергия, необходимая для поддержания благополучной жизни стоящих у власти машин. А ведь именно современные чиновники показаны в виде этих машин - бездушные, не проявляющие ни малейшего интереса к обществу, отовсюду ищущие лишь выгоду и держащие простых людей в неведении.

Политический контекст в фильме прослеживается и в том, что у человека есть выбор: остаться таким как все, то есть не обращать внимание на те процессы, которые происходят в мире, остаться на уровне потребителя; или все же включиться в активное сопротивление существующему мироустройству и создать оппозицию, вынуждая власть имущих сойти с пьедестала. Точно как и в знаменитой сцене с таблеткой. У главного героя Нео есть выбор: выпить синюю таблетку и никогда не узнать оправдана ли его мысль, сидящая в мозгу как заноза о том, что этот мир не в порядке; или принять красную таблетку и иллюзия, надвинутая на глаза, чтобы спрятать правду, исчезнет и взору представится, превосходящая всякие границы возможного, суровая реальность.

Размышляющий человек, политически мыслящий, как Нео, конечно же узнает правду. Он должен попытаться даже путем переворота изменить существующий режим.

В другом варианте, этот фильм я расценил, как своего рода адаптированное предупреждение, то есть в век высоких технологий люди все меньше заняты в производстве жизненных благ, активно внедряются процессы передачи образовательной информации через машины, таким образом, человек все больше отстраняется от непосредственного участия в самосохранении своего вида, снижается рождаемость, в результате это может привести к тому, что мы просто вымрем. Это отлично продемонстрировано в сцене , где Нео выныривает из своей капсулы и видит вокруг миллионы таких же людей в капсулах. Чем не аллегория кладбища? Ведь это, то неизбежное будущее, в которое мы устремимся, если не остановим технический прогресс. А лагерь сопротивления, показанный в фильме, где люди добывают все своими руками - это будущее, которое является лучшим для человечества.  

Таким образом, в фильме проиграны одновременно два варианта развития человеческого будущего, но выход лишь один - уничтожить ныне правящую систему. 

Комментарии 1

Спасибо, есть много интересных мыслей у Вас. Оценка "отлично".