Политическая социализация молодежи

29 октября 2016

 

Политическая социализация рассматривается как процесс политиче­ского формирования и политического воспитания человека, когда человек усваивает определенные культурные ценности, социальные нормы, прави­ла политического поведения и деятельности. Они становятся для него не­обходимой опорой, позволяют выполнять конкретные политические роли, определяют его реакцию на те или иные политические события, формиру­ют стиль поведения и деятельности.

В самом общем виде все подходы к раскрытию механизма политиче­ской социализации можно подразделить на институционный и поведенче­ский.В первом социальные институты предстают как определенным обра­зом организованные группы людей (субъектов деятельности и обществен­ных отношений) с исключительно широким спектром форм проявления: от семьи до ^сударства и межгосударственных организаций. В этом случае человек как общественный деятель - это один из факторов, продуцирую­щих условия и обстоятельства как своей собственной, так и общественной жизни в целом.Его социальные действия органически включены в механизм функ­ционирования различных социальных систем, выступают как объект и субъект социального взаимодействия. В этом случае его связь с миром по­литики обладает рядом свойств, присущих любому системному объекту и может рассматриваться как открытая система.

По словам французского политолога Р.Ж. Шварценберга, «она состо­ит из элементов, объединенных отношениями взаимозависимости; целост­ность, образуемая совокупностью элементов, не может быть сведена к их сумме; отношения взаимозависимости между элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в терминах логики; система реагирует как единое целое на внешние раздра­жители и на изменение своих внутренних элементов»48. Такой методоло­гический подход, на наш взгляд, вполне целесообразен и для институцио­нального анализа политической социализации, где личность выступает од­новременно элементом множества социальных и политических институ­тов, связанных в единую систему взаимоотношений и взаимодействий.Институтами могут быть объединения организаций, члены которых выполняют функции, определенные обществом для удовлетворения по­требностей и регулирования поведения индивидов и социальных групп. Институты действуют от имени общества как целого и поэтому являются важной формой социальной связи. Институты создают для индивидов воз­можность удовлетворения потребностей способом, предписанным общест­вом либо доминирующей его части. Они гарантируют выполнение необхо­димых функций и подавление нежелательных форм социального поведе­ния с точки зрения интересов общества, гарантируют непрерывность соци­ально-политической жизни через продолжение социальных функций. Ин­ституты осуществляют интеграцию стремлений и отношений между инди­видами и обеспечивают внутреннюю сплоченность социальных групп. Со­циальный статус людей и выполнение ими определенных ролей обуслов­ливаетсяналичием социальных норм во внутренней структуре института. Иначе институциональные связи можно назвать связями альтернативными, так как характер и содержание этих связей устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей таким способом, который в свою оче­редь удовлетворяет интересам общества в целом.Институциональный подход основывается на анализе социально-политических ценностей и норм, реализация которых является основной целью возникновения и деятельности того или иного института (например, образование, семья и т.д.).

Специфика политических институтов заключа­ется в том, что эти учреждения «организуют и обслуживают процесс осу­ществления политической власти либо обеспечивают ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен дея­тельностью между властью и другими сферами политической жизни». Политическая социализация в этом случае выступает как рассчитанный на долгосрочное действие регулятор политического поведения общественных слоев, как специфические способы «упорядочить» массовые политические действия и настроения.По мнению А.П. Цыганкова, при этом институты власти используют «те психологические характеристики нации, которые сами по себе, без ка­ких-либо усилий со стороны правящей элиты способствуют стабилизации режима, укреплению в обществе центростремительных тенденций. Сюда могут быть отнесены определенные культурные традиции, глубинные, ис­торически сформировавшиеся особенности национального самосознания,система мифов и верований.

Эти особенности национального сознания, как например склонность к мифологизации действительности, служат прави­телям своеобразной точкой опоры в воздействии на общество и побужде­нию его к одобрению собственного поведения и действиям в желательном для режима направлении»

Комментарии 2

<p>У меня возникает ощущение, что происходит насаждение религии. Явно лоббируются интересы Церкви. У нас в городе на каждом углу построили не детские площадки или спортивные , " киоски-часовни".
Батюшки ездят на дорогих иномарках, попадают в дтп, в церкви на тебя смотрят как на кошелек. При этом, что более всего меня тревожит, в Школу зашли попы- это при том, что по конституции Школа отделена от Церкви. Наших детей кому- то очень надо обработать и зомбировать. Конечно это проще, чем окультуривать, т.к тут надо государству деньги вкладывать- у родителей их не хватает. Короче, государство прикрываясь стремлением к одухотворению нации, на самом деле снимает с себя ответсвенность за образовательный и культурный уровень, идет по пути запугивания. Параллельно все идет к тому, что высшее образование полностью будет платным, читай - недоступным большинству, а в купе с религиозной обработкой в школе... Понимаете куда мы идем?</p>
<p>У меня возникает ощущение, что происходит насаждение религии. Явно лоббируются интересы Церкви. У нас в городе на каждом углу построили не детские площадки или спортивные , " киоски-часовни".
Батюшки ездят на дорогих иномарках, попадают в дтп, в церкви на тебя смотрят как на кошелек. При этом, что более всего меня тревожит, в Школу зашли попы- это при том, что по конституции Школа отделена от Церкви. Наших детей кому- то очень надо обработать и зомбировать. Конечно это проще, чем окультуривать, т.к тут надо государству деньги вкладывать- у родителей их не хватает. Короче, государство прикрываясь стремлением к одухотворению нации, на самом деле снимает с себя ответсвенность за образовательный и культурный уровень, идет по пути запугивания. Параллельно все идет к тому, что высшее образование полностью будет платным, читай - недоступным большинству, а в купе с религиозной обработкой в школе... Понимаете куда мы идем?</p>