Статьи Молодёжная редакция

ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

20 ноября 2017


Материал статьи публикуется по научной статье опубликованной в журнале входящий в список ВАК РФ (на момент публикации). Выходные данные статьи: Володина Н.А., Гарькин И.Н.,Медведева Л.М. Подготовка выпускников строительного ВУЗа к государственной службе: проблемы и пути решения //Успехи современной науки.- 2016.- № 9.Т. 1.- С. 169-171.

Стратегической целью государственной кадровой политики является формирование и востребование кадрового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса российского общества, обеспечивающего сохранение его целостности и высоких темпов социально-экономического развития, конкурентоспособность в международном разделении труда. Одним из важных элементов реализации кадровой политики является подготовка государственных служащих с высоким уровнем сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. Особенно остро проблема стоит в сфере подготовки кадров технической направленности для управления в бизнес-структурах и работы в органах государственной власти, так как существующая система образования и повышения квалификации не в состоянии полностью удовлетворить потребности работодателей (государственной и бизнес сферы).

В данной статье подробно остановимся на подготовке кадров госслужащих. Рассмотрим систему кадрового обеспечения госорганов на примере выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС), проблемы и возможные пути решения их поступления на государственную службу. Согласно статистическим данным Центра практики студентов и содействия трудоустройству (ЦПСиСТВ) ПГУАС, примерно 3 из 10 вакансий, предложенных выпускникам ПГУАС в 2015 году, связаны с государственной службой. В ЦПСиСТВ в качестве работодателей обратились Министерство строительства, архитектуры и дорожного хозяйства, Государственная инспекция труда по Пензенской области, администрация г. Пензы, некоторые районные администрации и другие организации.

Выпускники направления подготовки «Строительство», несмотря на успешное освоение компетенций в технической сфере, являются не подготовленными к особенностям государственной и муниципальной службы и не обладают управленческими навыками. Это обусловлено рядом объективных причин, а именно:

- отсутствием в учебном плане специализированных предметов из области государственно-муниципального управления (ГМУ);

- преобладанием в учебных планах предметов технического профиля;

- прохождением практик, в основном, на предприятиях реального сектора экономики, а не в органах государственной власти.

Строительные вузы, по определению, не готовят государственных и муниципальных служащих. Тем не менее, востребованность в профильных ведомствах специалистов, обладающих и профессиональными, и управленческими компетенциями, очевидна. В настоящее время решение данной проблемы носит бессистемный характер. Несмотря на большое количество возможностей для образования и самообразования в области государственного управления, личностного роста и профессионального развития, студенты и выпускники зачастую не проявляют особого внимания к данной сфере.

Одним из самых значимых проектов в сфере дополнительного образования и подготовки государственных и муниципальных служащих на территории Приволжского федерального округа являются Малые академии государственного управления (МАГУ). Целью МАГУ является подготовка резерва руководящих кадров для органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих активной социальной и патриотической позицией. МАГУ существуют в каждом субъекте федерации Приволжского федерального округа на базе, как правило, классических вузов. В Пензенской области базовым для МАГУ вузом является ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Деятельность Малой академии в субъекте федерации курирует главный федеральный инспектор.

Приоритетными задачами проекта являются:

– выявление наиболее социально-активных и инициативных молодых людей, стремящихся к работе в органах власти, иных государственных и муниципальных структурах;

– формирование резерва перспективных молодежных кадров;

– организация дополнительного профессионального образования, направленного на получение и развитие у молодых людей профессиональных компетенций и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности и решения задач в области государственного и муниципального управления;

– содействие развитию молодежных социальных практик и поддержка социально-ориентированного проектирования молодежи, формирование и развитие у молодых людей практических навыков организационно-массовой работы;

 разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий с целью их дальнейшего внедрения в учебный процесс высших учебных заведений субъекта Российской Федерации.

Малая академия интегрирована в структуру ВУЗа и осуществляет подготовку слушателей по специально разработанной программе профессиональной переподготовки «Система государственного и муниципального управления», представляющей собой комплекс экономических, политических, управленческих и гуманитарных дисциплин, тренингов, стажировки, социального проектирования. Набор в Малую академию осуществляется на конкурсной основе, из лучших студентов по рекомендации ректоров вузов субъекта федерации. По окончанию двухлетнего обучения слушатели, успешно его завершившие, получают диплом о профессиональной переподготовке. Учитывая тот факт, что для обучения в МАГУ отбираются лучшее студенты, проявившие себя в общественной жизни вуза, по окончанию основного образования, на «выходе», получаются полностью готовые специалисты, как для работы по специальности, так и для работы в органах государственной власти.

Государственная служба, как правило, направлена на работу с людьми. Очевидно, что желающие поступить на государственную службу должны обладать высоким уровнем сформированности компетенций в сфере социальных и межличностных коммуникаций. Для этого в ПГУАС первичная профсоюзная организация студентов и аспирантов регулярно проводит школы актива, обучающие тренинги и семинары, в которых может принять участие любой желающий. Студенты, регулярно и активно участвующие, как в данных мероприятиях, так и в целом в общественной жизни университета, по окончанию вуза получают свидетельство «Менеджер по работе в социальных коллективах».

Взаимодействие студентов с общественными организациями и объединениями и участие в проектах и мероприятиях, направленных на изучение ГМУ, является важным фактором подготовки для работы на госслужбе. Например, реализация социальных проектов Молодёжного Правительства или Молодёжной Палаты при Городской Думе тесно связаны с различными государственными учреждениями. Участвуя в них, студенты имеют возможность изнутри ознакомится с направлениями деятельности органов государственной власти. Так, в 2015-2016гг. в Пензенской области успешно реализовывался «Молодёжный антикоррупционный проект», в рамках которого студенты повысили правовую грамотность и ознакомились с деятельностью государственных органов, занимающихся профилактикой и противодействием коррупции среди государственных служащих. Участие в Молодёжном экономическом совете при Министерстве экономики Пензенской дает возможность студентам пройти там стажировку. Рассмотренный выше комплекс мероприятий и образовательных проектов свидетельствует об активной подготовке студентов непрофильных вузов к работе на государственной службе. Однако, на наш взгляд, координация данного процесса со стороны вузов должна носить более системный характер. ЦПСиСТВ ПГУАС предлагает систематизировать работу по отбору и подготовке потенциальных госслужащих. После второго курса (когда студенты определяются со своей специализацией), предлагается проводить социологический опрос на предмет желания работать в органах государственной власти. С выявленными и отобранными студентами целесообразно проводить целенаправленную образовательную и адаптационную работу, а именно:

– обучающие ознакомительные лекции с участием представителей органов власти;

– проведение тренингов и семинаров личностного роста совместно с первичной профсоюзной организацией студентов и аспирантов;

– организация прохождения производственной практики в государственных учреждениях, районных администрациях и других госорганах;

– содействие и направление будущих госслужащих для участия и работы в общественные организации и объединения (Молодёжное правительство, Молодёжный парламент, Молодёжную палату при Городской Думе и др.);

– подготовка рекомендаций студентам для поступления в Малую академию государственного управления в Пензенской области.

ЦПСиСТВ ведет базу данных выпускников и работодателей. Проводя комплексную работу по содействию трудоустройству молодых специалистов, Центр дифференцирует информацию о выпускниках и формирует базу резюме кандидатов для работы на госслужбе и способствует дальнейшему трудоустройству выпускников, учитывая их предпочтения. Решение проблем кадрового обеспечения государственной службы специалистами строительного направления является одним из факторов успешного социально-экономического развития страны и требует систематизации всех направлений образовательной и административной деятельности.

Комментариев пока нет