Почему важны островки безопасности на пешеходных перехода.

29 октября 2016

Каждый раз, когда заходит разговор о реконструкции городских улиц, мы сталкиваемся с одним странным явлением - среди множества элементов городской среды существует один, который может только увеличиваться в размерах, но ни в коем случае не уменьшаться, - это, как вы могли догадаться, ДОРОГА - пространство, отведенное для автомобилей (парковки, стоянки, проезжая часть). Ведь нельзя уменьшить ширину проезжей части на 1-2 полосы чтобы улучшить тротуар, построить велодорожку или посадить ряд дополнительный деревьев – дорогу можно только расширить, причем чем больше, тем лучше. Нельзя убрать уродливый парковочный карман, который создаёт массу проблем большинству, можно только построить новый – пусть эти парковки ухудшают городское пространство и препятствуют движению пешеходов или даже самих автомобилистов, но эти места мы трогать не будем. В сознании значительной части общества пространство, отведенное автомобилям, является священным; все проблемы, связанные с пробками, происходят от недостатка количества полос движения, парковочных мест и слишком большого числа неземных пешеходных переходов (по мнению некоторых жителей, пешеходов нужно спустить в подземный переход, ведь это они виноваты, что их убивают дурные водители). Стоит только посягнуть на автомобильное пространство, и жизнь остановится, город парализуют пробки. Так, по крайней мере, кажется многим, но они глубоко заблуждаются... Автомобильный трафик похож на сжатый газ: неважно сколько вы даёте ему пространства, его молекулы всё равно заполнят весь объём.

В других странах ещё в 1956 году начали задумываться об истинных причинах транспортной проблемы. 518a6cedb3fc4bb6e600001c_the-moscow-affair_grim_reaper-1000x493.0.jpg

Общество выступило против роста автомобильных ДТП с летальным исходом.

Никому не нравится стоять в пробках и дышать выхлопными газами, но всё, что мы делаем сейчас, это только усугубляем положение! Нельзя делать то же самое и надеяться на другой результат, нельзя бесконечно пользоваться устаревшими шаблонами... Расширением проезжей части и строительством новых парковочных мест мы только усугубляем транспортное положение города - приглашаем новых участников дорожного движения, которые требуют всё новых и новых пространств и всё более мощную улично-дорожную сеть. Таким образом происходит стимуляция населения к пользованию автомобилем. А реконструкция старых дорог и строительство новых по старым шаблонам не только не улучшают транспортное положение, но иногда и ухудшают. Тут мы можем вспомнить всем известный перекрёсток Заозёраной/Королёва и 24-ю Северную.

Одним из пунктов наших предложений по ул. Ленина, судьба которой ещё решается, было обустройство островков безопасности на пешеходных переходах. По ходу их обсуждения с различными людьми я понял, что не все понимают их назначение. В основном, я слышу утверждения, что островок - это место отдыха пешеходов, которые по каким-то причинам не успели вовремя перейти дорогу. Да, это так, но на самом деле островки несут гораздо более важные функции. Давайте подробне:

Если обратиться к официальным данными ГИБДД (например, за 2012 год), то вы обнаружите, что в основном наезд на пешеходов происходит из-за превышения скорости.

"Наибольшие проблемы в осознании водителями необходимости предоставить преимущество пешеходам на пешеходных переходах при движении в прямом направлении на перегонах наблюдаются в г. Москве и Республике Бурятия, Кабардино-Балкарской Республике, Удмуртской Республике,Чувашской Республике, Красноярскоми Забайкальском краях, Московской, Владимирской, Липецкой, Кировской, Оренбургской, Омской и Магаданской областях, где при данных обстоятельствах совершено более 80% всех наездов на пешеходных переходах по вине водителей." Снимок экрана 2015-02-16 в 14.02.39.png

Единственный эффективный способ заставить водителя соблюдать ограничение скорости — это не полиция с радаром, а сама геометрия улицы, интуитивно диктующая более аккуратный стиль вождения. Этим правилом пользуются в развитых странах, использование островков безопасности туда включено.

Не отложилось? Тогда посмотрите этот ролик. Снимок экрана 2015-02-16 в 20.55.45.png

Недавно мне на глаза попалось очень интересное исследование, которое было проведено Ээро Пасиненом из университета Ольборга. В этом исследовании говорится, что главным фактом снижения смертности при ДТП является снижение скорости транспорта. Прочтите, пожалуйста - http://www.trafikdage.dk

Теперь, как говорится, пройдемся по "бабам".

1. Островок безопасности способствует снижению скорости движения автомобиля, особенно на прямых участках и перекрёстках, за счёт небольшого изгиба или сужения проезжей части (ГОСТ Р 52766-2007) и акцентирования внимания водителей на пешеходном переходе. Давно уже доказано, что прямые участки дорог и участки без сужения провоцируют водителей к превышению скорости, что становится одной из причин ДТП.

Снимок экрана 2015-02-17 в 13.07.46.png Согласно текущим требованиям государственных стандартов, при ширине проезжей части 15 метров островок безопасности должен выглядеть как-то так

2. Хорошо оборудованный островок безопасности виден издалека, призывая водителя быть аккуратнее и снижать скорость. Невысокая скорость потока позволяет не только снизить количество ДТП и тяжесть их последствий, но и растянуть транспортный поток, препятствуя его концентрации на перекрёстках. Кто был в Европе, заметил, что при большой автомобилизации населения, автомобилей в городе мало, а количество ДТП сведено к минимуму.

островок.jpg

Женева. В Европе широко применяют островки безопасности даже на очень узких участках дорогах. Каждый островок обязательно оборудуют сигнальными столбиками, светофором и мачтой освещения

Когда говорят: "Заграница нам поможет..." То в каком-то случае я это понимаю. Почему бы нашим проектировщикам не заняться изучением опыта успешных стран в этом вопросе? Ведь сейчас не нужно ехать куда-то, достаточно использовать программу Google Earth и "прогуляться" по развитым городам мира, посмотреть как там все сделано и почему, даже геометрические параметры можно снять.

3. Островки безопасности выполняют функцию направляющий устройств. При маневрировании на перекрёстках водитель всегда подбирает текущую скорость автомобиля исходя их радиуса поворота. И хотя при проектировании перекрёстков радиус поворота может закладываться иной, водитель всегда будет совершить поворот с максимально большим радиусом (иногда даже с частичным выездом на встречную), а значит с большей скоростью. Таким образом, островок безопасности не предоставляет водителю возможность совершать манёвр с большим радиусов и соответственно с большей скоростью. Также за счёт более маленького радиуса поворота увеличивается обзорность, "просматриваемость" перекрёстка, что позволяет вовремя обнаружить пешехода и другого участника ДД.

Снимок экрана 2015-02-17 в 16.35.06.png

Наши предложения можно посмотреть тут - http://vdovinea.livejournal.com/141553.html

4. Островки безопасности увеличивают пропускную способность перекрёстков. При оборудовании перекрёстков приподнятыми островками безопасности снижаются заторы, так как все участники ДД находятся на своих местах. Отсутствует такое вредное явление как "второй ряд", "подрезание", выезд на встречную полосу и т.д. ellington-roundabout-11-2013.jpg

Ну и последняя, на мой взгляд, важная функция. 5. Повышение безопасности пешехода на проезжей части. Островок безопасности является пешеходной частью улицы, на нём пешие участники ДД должны чувствовать себя в безопасности. Чтобы перейти проезжую часть, пешеходу не нужно мотать головой из стороны в строну, в данном случае достаточно будет посмотреть налево и дойти до островка, а потом посмотреть направо и перейти дорогу окончательно. Если вы вдруг не смогли перейти дорогу по каким-то причинам за один раз, ничего страшного, вы можете подождать следующего сигнала на островке, в безопасности.

Снимок экрана 2015-02-17 в 18.45.55.png

Ну и теперь самое вкусное. Посмотрите этот ролик, станет всё ясно. К сожалению, с русским переводом/текстом я не смог найти, но по картинкам все понятно.

Снимок экрана 2015-02-17 в 18.52.30.png

Теперь стало понятнее, что замедление трафика может снизить число смертей на дорогах и одновременно дать возможность проезжать по дороге большему числу людей в единицу времени? Предпринимателям, которые думают, что снижение скорости похоронит их бизнес, стоит задуматься о том, что на более низкой скорости люди будут проезжать по их улице дольше и с большей вероятностью заметят их магазин или компанию. Кроме того, снижение скорости уменьшает уровень шума, что создает благоприятную среду для пеших прогулок, в том числе с заходом в магазины, расположенных вдоль улицы. Выходит, что снижение скорости движения автомобилей является одним из главных факторов создания удобных для жизни городов.

Комментариев пока нет