Есть мнение Новости

Почему москвичам нужно политическое образование

29 октября 2016

Поводом нижеизложенных размышлений стало ознакомление с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» на предмет отражения в документе вопросов политического образования. Программа исходит из непреложного факта обладания городом уникальным статусом. На некоторые его характеристики следует обратить особое внимание. Действительно, Москва – отнюдь не рядовой российский город и субъект федерации, последних насчитывается 83.

Дело в другом: главный город государства является, как известно, центром политической жизни. Здесь сосредоточены органы государственной власти, вырабатываются и принимаются решения, затрагивающие всех граждан страны. И в столице же происходит смена государственной власти, кипят страсти и сталкиваются борющиеся за власть группировки. За многовековую историю Москвы здесь не раз случались социально-политические катаклизмы. Во многих судьбоносных для России событиях и процессах, которые для подавляющего большинство жителей страны являются не более чем картинкой, любой столичный житель может при желании принять непосредственное и деятельное участие.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что борьба за поддержку москвичей, за их лояльность и отношение к конкретным событиям и решениям, за голоса на предстоящих выборах в органы власти и т.д. идет всегда, перманентно, усиливаясь в кризисные периоды. С уверенностью можно утверждать, что «политический вес» жителя российской столицы – существенно выше, чем у среднестатистического гражданина. К тому же в Московском регионе сосредоточена десятая часть населения огромной России. Отсюда ясно, почему москвичи более, чем любая другая категория граждан нашей страны, являются привлекательным объектом в борьбе за власть, объектом массированного информационного воздействия, всё чаще – ангажированного и манипулятивного. В этом, кстати, кроется одна из причин довольно специфического политического поведения жителей Москвы.

Помимо того, что статус столицы накладывает особый отпечаток на организацию повседневной жизни города, он не может не обязывать и на особые подходы к образованию москвичей. А именно – к политическому образованию. В силу указанных выше причин такое образование не может быть пущено, что называется, на самотек. Ведь речь идет не просто о приобретении человеком знаний об окружающей действительности и определенных убеждений, о формировании у него гражданской позиции, но и о выработке практических навыков политического поведения.

Вообще в той или иной мере в этой деятельности участвуют различные институты политической социализации. Так, согласно федеральному законодательству основными целями деятельности политических партий являются формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан. Однако достаточно ли всего названного?

Можно только приветствовать то, что в программе «Столичное образование» предусматривается организация работы образовательных учреждений таким образом, чтобы их деятельность способствовала развитию институтов гражданского общества.

Как предусмотрено в документе, мероприятия программы реализуются прежде всего в отношении подрастающего поколения. Вполне естественно то, что молодые москвичи получают знания, так или иначе связанные с политикой, в ходе учебы в средних и высших учебных заведениях при изучении ряда предметов, а также в рамках дополнительного образования.

Вместе с тем правомерно утверждать о необходимости целенаправленного и более эффективного использования образовательного потенциала столицы, так сказать, в политическом направлении.

Постоянно усложняющийся политический мир требует рассматривать политическое образование шире, не ограничивать его традиционной сферой деятельности образовательных учреждений и сосредоточением исключительно на обучающихся в них. Иначе говоря, встает задача выхода за рамки системы профессионального образования в традиционном ее понимании. Нетрудно убедиться в том, что применительно к жителям Москвы это значительно более актуально и востребовано, чем для кого бы то ни было другого в нашей стране. Особенно сейчас.

Переживаемый страной период сопровождается быстрой политизацией граждан. Расставание с политической апатией происходит во многом стихийно, и результат этого процесса трудно спрогнозировать однозначно. При этом вероятность социальных потрясений никуда не исчезла. Исторический же российский опыт показывает, что при худшем сценарии вариант «бессмысленного и беспощадного» бунта нельзя снимать со счетов. Думается, патриарх Кирилл имел основания, когда выражал озабоченность и тревогу за будущее страны. Поэтому глава Русской православной церкви призвал общество «проявлять мудрость» в диалоге с властью.

Однако правомерен вопрос: каким образом у народных масс появится та самая мудрость? Наивно полагать, что все произойдет само собой. Скорее, здесь как раз тот случай, когда «кесарю – кесарево», так как прежде всего от действий власти на федеральном и региональном уровне зависит, насколько осознанным и цивилизованным окажется политическое поведение граждан. Думается, именно политическая элита и руководство государства должны быть больше всего заинтересованы в том, чтобы люди выражали свое отношение к власти, находясь в рамках разумного и конструктивного подхода и воздерживаясь от выражения своих претензий в деструктивной или насильственной форме. Но граждане должны уметь поступать подобным образом. Следовательно, людей нужно этому учить, воспитывать, образовывать в политическом отношении.

Отсюда ясно, что политическое образование граждан не должно проходить спонтанно, а должно появиться в результате системной и целенаправленной, специально организованной государством и им же инициированной деятельности. Такое образование должно создавать возможности для личности и социума, которые были бы достаточны для приобретения знаний о политическом устройстве мира, для выработки определенных убеждений и ценностей, готовности их отстаивать, для формирования чувства ответственности за свою страну, навыков конструктивного поведения и взаимодействия с властью и с себе подобными.

Подчеркнем, что речь идет именно об образовании, а не о его имитации. Политическое образование должно порождать личность, понимающую, что демократическое устройство общества – не просто декларация ценностей свободы, равенства и братства, прав человека и гражданина. Образование обеспечит понимание гражданами следующего: чтобы все названное стало возможным, нужно иметь гарантированные и работающие инструменты и способы воздействия на политическую элиту, участия в ее формировании, влияния на власть и на принимаемые ею решения. Нужны и реально действующие механизмы политического участия, политическая конкуренция, реальные альтернативные выборы, конструктивная оппозиция, ответственность и подотчетность органов власти, контроль общества над ними.

Вместе с тем опасность имитации политического образования реально присутствует в силу целого ряда причин. Особо среди них следует выделить сложившуюся у некоторых представителей власти в течение длительного времени устойчивую привычку рассматривать народ в качестве легко управляемого объекта, безучастного и от всего отстраненного, не осознающего свои интересы и не имеющего своей позиции. Исторически сложилось так, что апатия и неучастие в делах государства в нашей стране обычно всячески приветствовались и поощрялись. Обратное же поведение нередко грозило санкциями. Практически так, как когда-то было описано Салтыковым-Щедриным: «И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить».

Соблазн для властвующих усиливается еще и потому, что современные технологии в виде пропаганды, манипуляций с общественным мнением, проведения пиар-акций, демонстрации преданности и широкой поддержки проводимому курсу со стороны «форумов сторонников», отрядов «политической пехоты» и т.д. позволяют довольно быстро добиваться необходимого результата. Поступать подобным образом действительно намного привычнее и удобнее, чем прилагать каждодневные усилия для формирования осознанной гражданской позиции и готовности ее отстаивать. Вместе с тем действия «имитационного характера» имеют свой временной предел, они способны дать лишь относительно краткосрочный эффект, и в конечном итоге кроме вреда ничего не принесут.

Много сложнее, но одновременно и перспективнее действовать иначе: самой власти приступить к созданию условий для целенаправленного взращивания граждан, не просто готовых к отстаиванию своих ценностей, но и способных компетентно и конструктивно вести диалог с властью. Естественно, в этих условиях для представителей власти появляется риск того, что, публично участвуя в дискуссии, можно показать свою некомпетентность. Вообще по отношению к власть имущим политическое образование играет важную инструментальную функцию. Например, позволяет усвоить такую прозаическую истину, что народ – это всегда и в любом случае активный субъект, а не пассивный объект истории и что при определенных обстоятельствах его реакция на происходящее может оказаться разрушительной, даже без всякого воздействия извне.

Вполне обоснованно задаться вопросом: как должно осуществляться политическое образование граждан и что нужно привнести в деятельность образовательных учреждений в Москве? Выработка целостной системы такой работы – непростая задача. К тому же специфика политического образования заключается в том, что оно – практически непрерывный процесс и происходит на протяжении всей жизни человека.

Вместе с тем очевидно, что требуются эффективные современные методы, технологии и формы педагогической деятельности. По крайней мере, было бы противно здравому смыслу, например, принудительно сажать взрослых людей за парты и заставлять их заучивать те или иные теоретические и идеологические постулаты. Поэтому, как представляется, для начала следует изучить и переосмыслить богатый и весьма поучительный позитивный опыт организации политического образования как в нашей стране, так и за ее пределами.

Однако существуют и такие сферы, где уже сейчас могут применить себя педагогические коллективы образовательных учреждений Москвы и где это будет чрезвычайно востребовано.

Так, в программе «Столичное образование» вполне обоснованно констатировано, что сохраняющийся значительный приток мигрантов в город требует не только дополнительных мест в государственных образовательных учреждениях, но и создания механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и интеграцию в культуру Москвы. Поэтому перспективы развития города ставят перед системой образования, в частности, следующие задачи:

– реализация программ образовательной и культурной интеграции мигрантов;

– расширение предложения образовательных услуг для иностранных специалистов, работающих в Москве;

– поддержка услуг обучения иностранным языкам;

– организация специальных программ социализации и формирования городской культурной идентичности молодежи (и в целом – многокультурного населения) города Москвы.

С учетом названных задач в качестве ожидаемых результатов реализации программы определено предоставление иностранным гражданам и гражданам Российской Федерации из других регионов страны возможности обучения русскому языку как неродному, а также возможности освоения культуры и образа жизни города Москвы.

Нельзя не отметить, что культурный и языковой компонент интеграции – необходим, но все же недостаточен. Процесс интеграции мигрантов будет неполным, а, следовательно, не обеспечит достижения установленного в программе результата, если будет упущен и проигнорирован политический компонент интеграции. Знание и принятие человеком политических норм, правил, образцов поведения, традиций, в соответствии с которыми живет Россия и Москва, – безусловно необходимый элемент социализации и образования тех, кто приезжает в город. Для этой деятельности образовательные учреждения столицы располагают серьезными кадровыми, интеллектуальными и иными возможностями.

В любом случае очевидно следующее: образованный в политическом отношении человек трудно поддается манипуляции и приемам пропаганды. Но только такие люди и будут способны сохранить при необходимости взвешенную позицию, не приемля радикализма и экстремизма, отторгая все, что способно привести к хаосу и анархии, разрушению государства и сложившегося уклада жизни, обеспечивая тем самым устойчивость общества и его политической системы.

 

Комментарии 20

<p>
Согласен с автором полностью. Другое дело, что сегодня, что называется, по старой памяти, многие боятся политического образования, вспоминая агитпроп, парткомы и партбюро. Были неплохие идеи и в советское время, но методы (силовые в основном) лично я не приветствую.
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Сразу же бросается в глаза сам заголовок статьи! - Почему политическое образование нужно только москвичам?
</p>
<p>
Помню, в советские времена политическому образованию всего населения уделялось очень большое внимание, но, оказывается, этого было недостаточно, Советский Союз был разрушен, а главное была разрушена и сложившаяся в стране общественно-экономическая и политическая формация. И разрушили её политические неучи, имеющие реальную власть. Вот что показательно, то есть, важно образование тех, кто  делает  стратегические шаги.
</p>
<p>
Поэтому политическое образование сейчас больше необходимо нашей элите, именно, от неё  зависят принимаемые жизненно необходимые и важные решения для страны. А эти шаги желают лучшего, и, даже больше, все они за последние годы являются ошибочными, это ещё мягко сказано.
</p>
<p>
[quote=Василий Белозеров]В любом случае очевидно следующее: образованный в политическом отношении человек трудно поддается манипуляции и приемам пропаганды. Но только такие люди и будут способны сохранить при необходимости взвешенную позицию, не приемля радикализма и экстремизма, отторгая все, что способно привести к хаосу и анархии, разрушению государства и сложившегося уклада жизни, обеспечивая тем самым устойчивость общества и его политической системы. [/quote]
</p>
<p>
Вот поэтому-то никакого политического образования в стране и не будет, а москвичам оно и не нужно, они его получают за бугром.
</p>
<p>
Сторонник биполярного мира  <a href="http://lawinrussia.ru/out?s=f5b6284b8175ab13202ffa4f25853ab2&amp;uri=http%3A%2F%2Fwww.lawinrussia.ru%2Fnode%2F195504">http://www.lawinrussia.ru/node/195504</a>
</p>
<p>
От советских времен осталась еще и непомерная скука политических ( и не только) статей. Знаете, с восхищением смотрела сегодня передачу налоговиков (Вести 24). Прелестная дама говорила, что они на своем сайте переписали все статьи, чтобы налогоплательщикам было легче их понимать. Не берусь цитировать дословно, но смысл в том, что даже для самых "подкованных" специалистов, понять смысл этих законов очень трудно. Так, может быть, для начала "переведите" - как та дама говорила - все статьи на удобочитаемый язык?
</p>
<p>
Что-то ваш журнал стал менее популярен, чем был весной. Я пол года провела на даче - вдали не только интернета, а и электричества. А когда открыла вашу страницу, то статьи на ней были те же самые, что и перед "прощанием словянки". У вашего журнала тоже был эти пол года отпуск вдали от благ цивилизации?
</p>
<p>
Раз так, то с возвращением! Будем политически просвещаться!
</p>
<p>
Варвара, добрый день! Наши с Вами впечатления от журнала сильно разнятся. Так, посещаемость журнала сегодня в сутки равна примерно шести тысячам. Это большой успех. Готовят материалы для сайта журнала несколько студентов, в т.ч. регулярно переводящих статьи зарубежных авторов. Кроме того, насколько я знаю, журнал покинули несколько ортодоксально мысляших авторов. Лично меня это раудет.
</p>
<p>
Добрый день, Сергей!
</p>
<p>
Вот потому-то я и вышла в "люди", что дело сдвинулось с мертвой точки! Я уже успела прочитать то, что у вас написали. Многое нравится. Если это работа ваших студентов - они отлично подготовлены. Знаете, а мне доставляет удовольствие общаться в вашем журнале.Хотя, не все считаю правильным, и со многими хочется поспорить как следует. Неужели и я попала в списки ортодоксов?
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Я под ортодоксом имел в виду Александра Аринина.
</p>
<p>
Уже приятно. Значит, мне еще не пришла пора уходить в отставку.
</p>
<p>
А теперь, о серьезном. В последнее время очень мало по телевиденью хорошие политические передачи передачи получаются. Вот сейчас, по первому каналу идет разговор о педофилии. Вроде бы тема актуальная, вопрос давно назревший - а смотреть невозможно. Создается ощущение, что людей, пришедших на передачу, интересует все, кроме обсуждения именно проблемы. Мне непонятно такое отношение к делу, о котором эти люди собрались говорить. Создается впечатление, что кроме шанса покрасоваться в эфире, их больше ничто не волнует. То же самое - на канале Россия. Знаете, разговор В.В. Путина на канале "Вести 24", даже в повторе, смотрится на порядок выше, чем все эти "актуальные разговоры". И вчерашнее выступление Д.А. Медведева смотрела с удовольствием. Приятно видеть людей, которые знают о чем говорить и твердо отвечают на все заданные вопросы. Вот вам мой ответ - почему я стою за Путина и Медведева. Вот и причина, почему доверяю С. К. Шойгу - это люди дела, готовые отвечать за свои дела. Кстати, хочу успокоить И. Гундарева: Владимир Владимирович смотрится здоровым и в словах и мыслях не путается. Чего и ему желаю! 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>Да, с одной стороны можно согласиться с автором статьи, что политическое образование нужно москвичам. Потому что они живут в центре практически всех политических процессов, они должны понимать смысл различных митингов, демонстраций, шествий, протестов оппозиции, государственных заявлений и тому прочее. Но, мне кажется, это может показаться несправедливым, да и неверным по отношению к гражданам, не живущим на территории столицы.
Во-первых, во многих других городах также проходят различного вида политические мероприятия, что уже дает повод задуматься о нужде политической образованности населения.
Во-вторых, допустим, жители Москвы станут политически образованными, они будут осознано, опираясь на свои политически-развитые мировоззрения, например, на выборах, голосовать за тех, кто им кажется лучшим. Но тогда те, кого не обучали, кто вне Москвы, не владея политическими знаниями, будут подвергаться (как и сейчас подвергаются) мощному влиянию PR-кампаний политических лидеров партий, к примеру. То есть они, можно сказать, будут делать неадекватный выбор, из-за воздействия на них различных методов манипуляций (красочные обещания, эмоциональное воздействие и так далее). Что уж говорить, если в дело пойдут политические силы извне, для влияния на внутрироссийскую обстановку, с далеко идущими целями.
Поэтому я считаю, что политическое образование нужно не только москвичам, но и в целом всем россиянам (включая сюда не только рядовых граждан, но и государственных служащих, последние из которых, мне кажется, не могут похвастаться развитыми политическими знаниями,по крайней мере, большинство из их состава).
В остальных вопросах поднятых автором, я, безусловно, согласен.Политическое образование должно быть не для "показа", а для реальной работы. Политическое образование должно быть сформировано в ходе системной и целенаправленной деятельности. Считаю приемлемым добавить только то, что данным процессом должны заняться государство и гражданское общество, объединив усилия. Взваливание на государство большого количества обязательств - не приемлемо.</p>
<p>Я полностью разделяю позицию автора статьи. Действительно политическое образование крайне важно в наше время! Многие граждане не имеют представления в какой стране они живут, как политический режим, какая форма правления, казалось бы, тривиальные вопросы, но не все способны на них ответить. Ходя на выборы, немногие осознанно делают свой выбор, основывая только на личной симпатии, что безусловно неправильно.
Хочу также отметить, что возможность обучать русскому языку, традициям, обычаям мигрантам-необходимо! Сегодня неудивительно слышать на улицах нерусскую речь, но самое страшное, что мигранты даже не знают государственного языка. Практика ряда европейских стран, таких как Голландия, Бельгия, показывает , эффективность поддержки услуг обучения государственного языка иностранцам.</p>

<p>Необходимость политического образования у населения страны очевидна. И тут следует указать на то, что эта политизация должна проводится в масштабах всей страны, а не только Москвы. Несмотря на то, что это город федерального значения, здесь сконцентрированы основные политические события, принимаются все важнейшие решения, говорить об исключительности Москвы, на мой взгляд, не стоит. Однако политическая социализация жителей столицы действительно будет иметь некоторую специфику. Я считаю, что политическая социализация – это процесс, инициатором которого должно выступить государство, однако этот процесс непременно должен быть поддерживаем институтами гражданского общества. С чем это связано? Если весь процесс будет проходить под жестким контролем государства, в форме реализации предписанных директив и проведения в жизнь образовательных программ, то это грубое насаждение не будет должным образом воспринято гражданами страны и принесет скорее противоположный ожидаемому эффект. Обществом это будет восприниматься как воспитание некоего «охранительства». Однако, если же весь процесс передоверить гражданскому обществу, это будет означать «отпустить в свободное плавание», что также недопустимо. Это может привести к отрицательным последствиям в виду того, что без участия государства, без его направляющей силы общество, не имея достаточных знаний и глубокого понимания природы </p>
<p>
Согласен с автором полностью. Другое дело, что сегодня, что называется, по старой памяти, многие боятся политического образования, вспоминая агитпроп, парткомы и партбюро. Были неплохие идеи и в советское время, но методы (силовые в основном) лично я не приветствую.
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Сразу же бросается в глаза сам заголовок статьи! - Почему политическое образование нужно только москвичам?
</p>
<p>
Помню, в советские времена политическому образованию всего населения уделялось очень большое внимание, но, оказывается, этого было недостаточно, Советский Союз был разрушен, а главное была разрушена и сложившаяся в стране общественно-экономическая и политическая формация. И разрушили её политические неучи, имеющие реальную власть. Вот что показательно, то есть, важно образование тех, кто  делает  стратегические шаги.
</p>
<p>
Поэтому политическое образование сейчас больше необходимо нашей элите, именно, от неё  зависят принимаемые жизненно необходимые и важные решения для страны. А эти шаги желают лучшего, и, даже больше, все они за последние годы являются ошибочными, это ещё мягко сказано.
</p>
<p>
[quote=Василий Белозеров]В любом случае очевидно следующее: образованный в политическом отношении человек трудно поддается манипуляции и приемам пропаганды. Но только такие люди и будут способны сохранить при необходимости взвешенную позицию, не приемля радикализма и экстремизма, отторгая все, что способно привести к хаосу и анархии, разрушению государства и сложившегося уклада жизни, обеспечивая тем самым устойчивость общества и его политической системы. [/quote]
</p>
<p>
Вот поэтому-то никакого политического образования в стране и не будет, а москвичам оно и не нужно, они его получают за бугром.
</p>
<p>
Сторонник биполярного мира  <a href="http://lawinrussia.ru/out?s=f5b6284b8175ab13202ffa4f25853ab2&amp;uri=http%3A%2F%2Fwww.lawinrussia.ru%2Fnode%2F195504">http://www.lawinrussia.ru/node/195504</a>
</p>
<p>
Варвара, добрый день! Наши с Вами впечатления от журнала сильно разнятся. Так, посещаемость журнала сегодня в сутки равна примерно шести тысячам. Это большой успех. Готовят материалы для сайта журнала несколько студентов, в т.ч. регулярно переводящих статьи зарубежных авторов. Кроме того, насколько я знаю, журнал покинули несколько ортодоксально мысляших авторов. Лично меня это раудет.
</p>
<p>
От советских времен осталась еще и непомерная скука политических ( и не только) статей. Знаете, с восхищением смотрела сегодня передачу налоговиков (Вести 24). Прелестная дама говорила, что они на своем сайте переписали все статьи, чтобы налогоплательщикам было легче их понимать. Не берусь цитировать дословно, но смысл в том, что даже для самых "подкованных" специалистов, понять смысл этих законов очень трудно. Так, может быть, для начала "переведите" - как та дама говорила - все статьи на удобочитаемый язык?
</p>
<p>
Что-то ваш журнал стал менее популярен, чем был весной. Я пол года провела на даче - вдали не только интернета, а и электричества. А когда открыла вашу страницу, то статьи на ней были те же самые, что и перед "прощанием словянки". У вашего журнала тоже был эти пол года отпуск вдали от благ цивилизации?
</p>
<p>
Раз так, то с возвращением! Будем политически просвещаться!
</p>
<p>
Я под ортодоксом имел в виду Александра Аринина.
</p>
<p>
Добрый день, Сергей!
</p>
<p>
Вот потому-то я и вышла в "люди", что дело сдвинулось с мертвой точки! Я уже успела прочитать то, что у вас написали. Многое нравится. Если это работа ваших студентов - они отлично подготовлены. Знаете, а мне доставляет удовольствие общаться в вашем журнале.Хотя, не все считаю правильным, и со многими хочется поспорить как следует. Неужели и я попала в списки ортодоксов?
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Уже приятно. Значит, мне еще не пришла пора уходить в отставку.
</p>
<p>
А теперь, о серьезном. В последнее время очень мало по телевиденью хорошие политические передачи передачи получаются. Вот сейчас, по первому каналу идет разговор о педофилии. Вроде бы тема актуальная, вопрос давно назревший - а смотреть невозможно. Создается ощущение, что людей, пришедших на передачу, интересует все, кроме обсуждения именно проблемы. Мне непонятно такое отношение к делу, о котором эти люди собрались говорить. Создается впечатление, что кроме шанса покрасоваться в эфире, их больше ничто не волнует. То же самое - на канале Россия. Знаете, разговор В.В. Путина на канале "Вести 24", даже в повторе, смотрится на порядок выше, чем все эти "актуальные разговоры". И вчерашнее выступление Д.А. Медведева смотрела с удовольствием. Приятно видеть людей, которые знают о чем говорить и твердо отвечают на все заданные вопросы. Вот вам мой ответ - почему я стою за Путина и Медведева. Вот и причина, почему доверяю С. К. Шойгу - это люди дела, готовые отвечать за свои дела. Кстати, хочу успокоить И. Гундарева: Владимир Владимирович смотрится здоровым и в словах и мыслях не путается. Чего и ему желаю! 
</p>
<p>
 
</p>
<p>
 
</p>
<p>Да, с одной стороны можно согласиться с автором статьи, что политическое образование нужно москвичам. Потому что они живут в центре практически всех политических процессов, они должны понимать смысл различных митингов, демонстраций, шествий, протестов оппозиции, государственных заявлений и тому прочее. Но, мне кажется, это может показаться несправедливым, да и неверным по отношению к гражданам, не живущим на территории столицы.
Во-первых, во многих других городах также проходят различного вида политические мероприятия, что уже дает повод задуматься о нужде политической образованности населения.
Во-вторых, допустим, жители Москвы станут политически образованными, они будут осознано, опираясь на свои политически-развитые мировоззрения, например, на выборах, голосовать за тех, кто им кажется лучшим. Но тогда те, кого не обучали, кто вне Москвы, не владея политическими знаниями, будут подвергаться (как и сейчас подвергаются) мощному влиянию PR-кампаний политических лидеров партий, к примеру. То есть они, можно сказать, будут делать неадекватный выбор, из-за воздействия на них различных методов манипуляций (красочные обещания, эмоциональное воздействие и так далее). Что уж говорить, если в дело пойдут политические силы извне, для влияния на внутрироссийскую обстановку, с далеко идущими целями.
Поэтому я считаю, что политическое образование нужно не только москвичам, но и в целом всем россиянам (включая сюда не только рядовых граждан, но и государственных служащих, последние из которых, мне кажется, не могут похвастаться развитыми политическими знаниями,по крайней мере, большинство из их состава).
В остальных вопросах поднятых автором, я, безусловно, согласен.Политическое образование должно быть не для "показа", а для реальной работы. Политическое образование должно быть сформировано в ходе системной и целенаправленной деятельности. Считаю приемлемым добавить только то, что данным процессом должны заняться государство и гражданское общество, объединив усилия. Взваливание на государство большого количества обязательств - не приемлемо.</p>
<p>Я полностью разделяю позицию автора статьи. Действительно политическое образование крайне важно в наше время! Многие граждане не имеют представления в какой стране они живут, как политический режим, какая форма правления, казалось бы, тривиальные вопросы, но не все способны на них ответить. Ходя на выборы, немногие осознанно делают свой выбор, основывая только на личной симпатии, что безусловно неправильно.
Хочу также отметить, что возможность обучать русскому языку, традициям, обычаям мигрантам-необходимо! Сегодня неудивительно слышать на улицах нерусскую речь, но самое страшное, что мигранты даже не знают государственного языка. Практика ряда европейских стран, таких как Голландия, Бельгия, показывает , эффективность поддержки услуг обучения государственного языка иностранцам.</p>

<p>Необходимость политического образования у населения страны очевидна. И тут следует указать на то, что эта политизация должна проводится в масштабах всей страны, а не только Москвы. Несмотря на то, что это город федерального значения, здесь сконцентрированы основные политические события, принимаются все важнейшие решения, говорить об исключительности Москвы, на мой взгляд, не стоит. Однако политическая социализация жителей столицы действительно будет иметь некоторую специфику. Я считаю, что политическая социализация – это процесс, инициатором которого должно выступить государство, однако этот процесс непременно должен быть поддерживаем институтами гражданского общества. С чем это связано? Если весь процесс будет проходить под жестким контролем государства, в форме реализации предписанных директив и проведения в жизнь образовательных программ, то это грубое насаждение не будет должным образом воспринято гражданами страны и принесет скорее противоположный ожидаемому эффект. Обществом это будет восприниматься как воспитание некоего «охранительства». Однако, если же весь процесс передоверить гражданскому обществу, это будет означать «отпустить в свободное плавание», что также недопустимо. Это может привести к отрицательным последствиям в виду того, что без участия государства, без его направляющей силы общество, не имея достаточных знаний и глубокого понимания природы </p>