Есть мнение

Почему компании ОАО «Российские Железные Дороги» живётся хорошо, когда его клиентам – плохо?

29 октября 2016

Успешная деятельность предприятий, связанных с железнодорожными перевозками, целиком зависит от того, как складываются их взаимоотношения с компанией ОАО «Российские Железные Дороги» (РЖД). Своевременная поставка грузов, необходимых для производства, отправка продукции клиентам - залог успешного бизнеса. Напротив - срыв сроков - влечёт за собой простои производства, нарушение договорных обязательств и как результат - непроизводительные затраты и убытки.

Теперь рассмотрим, как отражается убытки клиентов на экономику ОАО «РЖД» Действительность показывает, что ни как не влияет. Наоборот, зачастую РЖД получает даже дополнительные доходы от некачественно оказываемых услуг. Рассмотрим характерный пример.

Клиент на ближайшей от производства станции открывает адрес, на который он получает грузы для своей деятельности. Кроме этого он обязан открыть:

- текущий счёт на подачу и уборку вагонов для грузовой службы;

- текущий счёт на пользование локомотивами для службы тяги.

На эти счета он должен перечислить авансы до предоставления услуг.

Списываются эти средства независимо от того, какого качества была оказана услуга, т.е. во время она была оказана или с задержкой на несколько суток. Бывает так, что грузы предназначены для объекта, расположенного вблизи действующего пути. Их выгрузку клиент должен производить в «Окно» - т.е. при остановке движения поездов. По установленным правилам, график предоставления таких «окон» согласовывается заранее, перед прибытием грузов даётся заявка на предоставление «окна». На это время заказывается локомотив одновременно с заявкой на «окно» Казалось бы, все правила игры соблюдены. Однако, в действительности, все происходит иначе.

Предоставление «окна» может быть отменено на сутки и более, причём неоднократно, без предупреждения. Заказанный клиентом локомотив простоял, за это с текущего счёта клиента служба тяги, естественно, снимает деньги. Не исключается и случай, когда «окно» предоставлено, а в службе тяги нет локомотивов или бригад.

И в том, и другом случае, вагоны с грузами для клиента стоят не выгруженными, производство не работает, механизмы и бригады, направленные на выгрузку простаивают - это всё непроизводительные затраты клиента.

Более того, клиент узнаёт, что с текущего счёта грузовая служба сняла деньги за простой вагонов, «За пользование вагонами, не принадлежащих перевозчику», т.е. РЖД. Здесь компания явно заботится о своих «дочках», грузовых компаниях. Все в выигрыше. Локомотивная служба зарабатывает тем, что включает в стоимость услуг пробег локомотивов со станции нахождения, не взирая на то, что этот пробег может превышать время подачи и уборки вагонов в несколько раз. Может подать вместо маневрового локомотива, магистральный, стоимость которого более чем в двое выше. Грузовая служба - на простое вагонов, не поданных под выгрузку. В проигрыше - клиент, причём противостоять этому грубому несоблюдению договорных обязательств он не в состоянии, таковы правила игры в ОАО «РЖД» На запрос об этом одного клиента - руководителя предприятия, работник высокого ранга одной из структур РЖД ответил: «не нравятся такие порядки - возите дирижаблями».

Общеизвестно, что многие компании отказались от услуг ОАО «РЖД» и перешли на перевозки грузов автомобильным транспортом даже в тех случаях, когда стоимость экономически не целесообразна. Однако, с учётом безответственности, царящей в ОАО «РЖД», убытки от транспортных затрат покрываются своевременной доставкой, так как время - важнейший ресурс современного производства.

А что делать бизнесмену, чьё производство не может существовать без доставки грузов железнодорожным транспортом, где ему искать защиты? Судиться с монстром ОАО «РЖД»? Даже если представить фантастический случай выигрыша в суде, клиенту придётся отказаться от такого бизнеса, у компании «РЖД» много способов задушить бедного клиента, и перечислять их нет необходимости. Возникает вопрос, может быть, действительно невозможно примирить интересы ОАО «РЖД» и клиентов, о которых было сказано выше. Ведь мы живём в условиях рынка, когда потребитель определяет правила игры. Почему правила оказания услуг - монопольное право «РЖД»? Кто должен встать на защиту клиентуры от компании ОАО «РЖД»? Разве нельзя установить такой порядок, когда стоимость услуг не будет зависеть от её амбиций и покрывать убытки от беспорядков в перевозочном процессе за счёт клиентов? Ведь стоимость 1 квт. электроэнергии не меняется ежедневно в зависимости от обстановки, складывающейся в отрасли, услуги ЖКХ не корректируются ежедневно. Почему этот порядок нельзя установить и для ОАО «РЖД», чтобы стоимость услуги определялась независимо от ежедневной ситуации у перевозчика, причём должна оцениваться за конечный результат - поданный груз на заявленное место? Тогда и клиент сможет заранее спланировать экономику своего бизнеса. На этой базе можно определить и нормы ответственности: с перевозчика за срок доставки груза, с клиента - за срок выгрузки.  

В прессе публикуется достаточно материалов о достижениях ОАО «РЖД». Это и скоростной поезд между Москвой и Питером, Москвой и Н. Новгородом. С пафосом рассказывается о строительстве объектов Олимпийских Игр. Это всё важные дела, с этим никто не спорит. Но повседневная жизнь граждан России связана с «земными» делами - вовремя приезжать, вовремя получать грузы, работать без простоев и т.д. и т.п. По этой проблеме в СМИ негативных материалов куда больше. Однако, как сказал в одной из статей автор: «ОАО «РЖД», как жена Цезаря, вне подозрений». Неужели, это действительно так, и наше правительство не имеет административного ресурса изменить ситуацию?

Комментариев пока нет