Есть мнение

Перспективы реализации инновационного сценария экономического развития России в ЕАЭС

29 октября 2016

Мировая экономика ныне претерпевает значительную конфигурацию (приостановление США программы «количественных смягчений», сбрасывание Россией и Китаем американских казначейских бумаг (treasures), достижение паритета доллара и евро в результате политической и экономической нестабильности целостной интеграционной структуры ЕС, противоборство азиатской системы воспроизводства капитала, как инновационной модели мировой экономики с инерционным сценарием парадигмы рыночного фундаментализма). Россия, как актор мировой политики, несомненно, втянута в театр экономических, валютных и торговых войн. Война против России на данном этапе ведется по всем фронтам в связи с политически мотивированным санкционным воздействием и выстраиванием предпосылок к дипломатической изоляции от западного истеблишмента по крымскому вопросу.

В рамках глобального политического рынка российской делегации неотъемлемо важно создавать альтернативу SWIFT (межкоммуникационные транзакционные платежи), уже ратифицирован договор о создании Банка Развития БРИКС, что полностью отражает философию выстраивания расчетно-клиринговых сделок и процесс интернационализации валют. Взятый экономический курс России на отстаивание национальной идентичности в мировой политике обусловлен украинским вопросом и участием в гибридной войне. Данный вектор мешает господствующей парадигме австрийской экономической школы, мешает «рыночным фундаменталистам» навязывать на периферии собственные экономические интересы. Директивы англосаксонского монетаризма в рамках глобальной экономической политики (по словам академика РАН С. Глазьева «монетаризм, как квазирелигиозная секта») чужды для России и Новороссии (курс на заключение валютных СВОПов и конструирование региональных интеграционных проектов) в последней из которой, несмотря на имплементацию Минских договоренностей, не утихают военные действия. Со стороны МВФ предоставляются транши кредитов на военные нужды, что строго нарушает уставные документы МВФ.         

Негативные тренды мировой экономики, в частности санкции, как одна из ключевых предпосылок по выстраиванию мобилизационных стратегий в условиях закрытости внешних источников кредитования, должны давать мощный импульс на инновационную модель экономического развития и на переход к внутренним источникам кредитования. Однако существует ряд проблемных концептов, которые мешают выстраивать эффективную монетарную и бюджетную политику российскими финансовыми институтами, и в первую очередь, это обусловлено блокированием инновационного развития со стороны внешних факторов (негативный тренд во влиянии американских финансовых институтов на российскую финансово-экономическую политику).

В этом отношении необходимо разграничивать взятый официальный курс российской финансовой и политической элит в рамках мировой экономики, который сдерживает НАТО в геополитическом плане, однако в рамках экономической политики РФ, как монетарной, так и налоговой, существует целый комплекс проблем, которые создают коллизию в заданном векторе экономического развития. С одной стороны, Россия всеми попытками стремиться дать отпор «Вашингтонскому консенсусу» посредством членства в интеграционных проектах (например, ЕАЭС), налаживанию контактов с латиноамериканским регионом, со странами ближнего зарубежья и Юго-Восточной Азии в информационной, культурной и экономической политике. С другой стороны, мы де-факто продолжаем позиционировать себя во внешнеэкономической деятельности, как государство, которое отчасти потеряло свой экономический суверенитет. Это обусловлено засильем иностранной юрисдикции при заключении сделок, привязкой Конституции РФ к нормам международного права, наличием массы коллизий в нормативно-правовых документах и несоблюдением международных договоров в финансовых сделках между Россией и Европой (currency board, «валютная панель», засилье финансовых ковенант, вложения российских делегатов в иностранные гособлигации и другие прецеденты).  

Со стороны Правительства РФ (Минфина и Минэкономразвития) представленный антикризисный план бюджета на 2015 год де-факто подразумевает под собой увеличение налогового прессинга, смягчение монетарной политики (плавное снижение ключевой ставки), сокращение расходных статей бюджета и докапитализацию банковского сектора из Фонда Национального Благосостояния. Последний же, по сути, не должен базироваться на рефинансировании коммерческих банков, а финансовые ресурсы должны использоваться исключительно в целях модернизации инфраструктурных проектов. Именно так будут имплементированы решения по промышленной политике РФ с опорой на развитие реального сектора и реализации многоканальной системы кредита в России (разные ставки рефинансирования для разных секторов экономики). Естественно, процентная ставка для развития инфраструктурных проектов будет ниже, чем для кредитов финансово-потребительских.

Неотъемлемо важно реализовать ряд адекватных мер по конфигурации от консервативного сценария экономического развития к инновационному сценарию. Для этого необходимо:

·                    Преодолеть стагфляционную ловушку, которая выражена в раскручивании спирали «бегство капитала в офшоры – рост инфляции (по данным Минфина ныне 16,7%) – падение производства и инвестиций – недоступность дешевых кредитов». 

·                    Реализовать многоканальную систему кредитованию в противовес намерению слияния ключевой ставки и ставки рефинансирования к 2016 году, на последней из которых завязаны все нормативно-правовые документы. Например, введение промышленной ставки под низкий процент (3-4%).

·                    Необходимо запретить вложения российских предприятий в иностранные ценные бумаги (сбрасывание казначейских бумаг, к 2014 году 108 млрд. $ вложений, к 2015 году 86 млрд. $, т.е. тренд сокращения), в частности, тех государств, которые ввели санкции в отношении РФ. 

·                    Ограничение роста тарифов естественных монополий и ни в коем случае не привязывать их к инфляции на 70%, как это хочет инициировать Минфин. Произвол монополий раскручивает инфляционную спираль и монетарные методы борьбы с этим явлением не эффективны.

·                    Разграничение инвестиционного капитала от спекулятивного (инициатива Михаила Делягина, директора Института проблем глобализации). Это связано с засильем доли иностранного капитала в России (по данным Росстата за 2012 год 89,6% доля иностранных акционеров оптовой и розничной торговли) и бегством иностранного капитала в офшоры. В условиях закрытия западных финансовых площадок такие капиталы могут быть и вовсе заблокированы. 

Это одни из ряда мер, предложенные современными российскими экономистами «левого толка», которые противятся проекту неолиберализма и не способные видеть современную российскую экономическую систему, привязанную к англосаксонскому законодательству с утратой финансово-экономического суверенитета перед международными институтами.

Также необходимо реализовать на практике ряд поставленных задач для успешного функционирования Евразийского Союза с последующей перспективой на расширение интеграции, не смотря на политическую неоднородность постсоветского пространства. Дело в том, что Россия вынуждена форсировать проект инновационного экономического развития в связи с геополитической нестабильностью и выстраиванием вокруг конкурирующих блоков пояса лояльных государств. Какие это меры?

·                    Неотъемлемо важно отойти от блоково-буферного варианта регионализации и добиться глобальной стабильности и устойчивого социально-экономического развития.

·                    Необходимо создать новые интеграционные институты и единую таможенную службу.

·                    Для осуществления долгосрочных целевых программ развития необходимо выработать общие механизмы бюджетного планирования. Данная мера подразумевает под собой выработку в рамках ЕАЭС единой политики госдолга и гармонизацию налогово-бюджетной политики.

Инновации в российской экономической модели (долгосрочное планирование и рыночные механизмы) и формирование единой бюджетной и монетарной политики в рамках ЕАЭС при дальнейшем проектировании смежной валюты (учет плюсов и минусов по расчетно-клиринговым сделкам) – только при данных условиях мы произведем конфигурацию от консервативного сценария развития к инновационному сценарию.   

Комментариев пока нет