Перспективы экономического развития и сотрудничества в странах СНГ

29 октября 2016

Наиболее явным и ощутимым фактором, способном негативным образом сказаться на интеграционных процессах в странах ЕАЭС является стороннее вмешательство в политику данных стран со стороны представителей ЕС, НАТО. Существенным фактором, оказывающим влияние на современную политическую ситуацию, является политика «цветных революций», продолжающаяся в течение сравнительно длительного периода времени. Подобного рода практика активно проявила себя на территории Грузии, Украины, Киргизии. В недавнем времени Армения так же едва не стала жертвой подобного рода операций. В то же время, следует учитывать, что уровень жизни большей части граждан стран СНГ, в России в частности, оставляет желать лучшего. В частности, в недавнем времени Волгоградская область была признана беднейшей в России. И если в теории осуществляется повышение заработных плат на бумаге, на практике наблюдается обратная тенденция, когда чиновничество урезает заработные платы, а оставшиеся излишки автоматически подвергаются хищению. Подобного рода тенденции являются эффективными рычагами воздействия на обозленное население, что уже показали действия оппозиции на Болотной площади в декабре 2011 года. Существующий выход из ситуации – реорганизация государственного аппарата. На сегодняшний день, даже с учетом стремительного сокращения чиновничьего аппарата, денежные средства продолжают оседать в руках управленцев, и ситуация не улучшается. Зачастую, подобного рода действия тормозят экономическое развитие. Коррупционная составляющая, развившаяся на фоне дестабилизационных процессов, детерминированных распадом СССР, привела к стремительному росту социальной дифференциации, выраженной в разнице уровня заработных плат и уровня жизни. В течение последних десятилетий число олигархов и миллионеров стремительно возросло на территории РФ. Данный факт является одним из наиболее спорных и существенных. Интеграция в общеэкономическое пространство должна качественно подкрепляться ростом благосостояния населения. В данный момент времени наблюдается обратная тенденция. Санкции западных стран, несмотря на оптимистический настрой, негативнейшим образом сказались на отечественной экономике. Слабо развитая легкая промышленность и сельское хозяйство оказалась под ударом. В процессе сотрудничества со странами ЕАЭС наиболее существенное внимание следует уделить поставке продуктов питания. С учетом более благоприятного для произрастания растительных культур климата, подобного рода сотрудничество может стать спасением до тех пор, пока сельское хозяйство не поднимется до необходимого уровня. Диспропорция в финансировании тяжелой и легкой промышленности существенна. Подобного рода факторы могут быть компенсированы за счет налаживания активного сотрудничества в сфере обороны. Потому немаловажным было бы свести общую экономическую политику стран ЕАЭС к общим стратегическим интересам и укреплению политического и военного сотрудничества. На сегодняшний день пока преждевременно говорить о восстановлении СССР, но ЕАЭС может стать первым и существенным шагом к данному историческому событию. Сотрудничество с республикой Беларусь может носить наиболее спорный характер, что связано с ростом националистических течений и противоречивой политике главы государства, который старается выступить в роли миротворца, стремясь угодить одновременно и союзникам по ЕАЭС, и странам ЕС и НАТО. Тем не менее, положение А. Лукашенко на данный момент сравнительно упрочено. Через Беларусь активно поставлялись продукты питания из западных стран, и Беларусь, фактически, являлась коридором для поставки в Россию контрафактной продукции под видом импорта из страны-союзницы. Ввиду этого, сотрудничество с республикой Беларусь должно проходить исключительно осторожно. Наибольшее доверие среди стран ЕАЭС вызывает Айзербайджан, который может стать прекрасным партнером, в том числе и в экспорте нефти. С учетом того, что Россия и Айзербайджан могут задавать общую ценовую политику в ценах на нефть, тем самым они могут монополизировать европейский рынок. Единственным препятствием на данном этапе выступает Саудовская Аравия, потому переговоры с саудитами стратегически грамотны, потому как позволяют хотя-бы временно отторгнуть их от тесного сотрудничества с США. Таким образом, ЕАЭС, на сегодняшний день, - это наиболее реальная попытка спасения отечественной экономики. При этом, следует обратить внимание на финансирование отдельных российских регионов и отдельных сфер и ввести строжайшую систему контроля за распределением бюджетных средств, которые, как показывает практика, не поступают в конечный пункт. А ввиду отсутствия строгого контроля отдельные сектора экономики, и, как следствие, представители народонаселения, страдают от недостатка финансирования. Укрепление отдельных сфер позволит России куда успешнее выступать на международном уровне, в том числе и в сотрудничестве со странами-участницами ЕАЭС.

Комментариев пока нет