Сообщить нам об ошибках новой версии сайта

ПАТРИОТИЗМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ

ПАТРИОТИЗМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ

Национальная идея – это то, что на духовном уровне выделяет одну нацию перед другими, наполняя жизнь особым историческим смыслом. Для благополучных стран, живущих в  покое и достатке, такой идеи не требуется – достаточно использовать накопленные человечеством знания. Необходимость национальной идеи возникает в критических ситуациях, позволяя пассионарным народам обретать мессианские черты. Современный мир всё глубже погружается в трясину. Кто найдет выход? Первопроходцам всегда труднее, поэтому не каждый решится стать лидером. Россия решилась, начав «перестройку». Но без идеи заблудилась. Двадцать пять лет «слепые вели слепых».  Что дальше?

Термин «нация» означает не родство по крови, а исторически сложившуюся общность людей (народ), объединённую социально-экономическими условиями жизни и культурными традициями. Следует также различать национальную идею и амбициозную цель. Идея имеет более значимую ценность. Например, в советские годы целью коммунизма ставилось достижение наивысшей производительности труда. А национальными идеями были: уничтожение  эксплуатации человека человеком, строительство бесклассового государства, создание многонациональной державы на принципах равноправия народов, борьба за мир во всём мире.

Для либеральной России актуальность национальной идеи почувствовал Борис Ельцин, поставивший в 1996 г. перед правительством задачу её разработки в течение года. О задаче вскоре забыли. Егор Гайдар считал российской идеей  «…уникальный шанс стать республикой западного типа» [1]. Замысел оказался недостойным тысячелетней истории.

В 1999 г. Владимир Путин на встрече с писателями заявил: «У страны давно нет ясных ориентиров развития. И в области экономики, и в области социальной политики, и в области борьбы с преступностью, даже в области международных дел». Для разработки идеологической стратегии создали центр – с рабочими группами по всем направлениям [2].

К 2004 г. решили – ответ найден, национальным ориентиром была объявлена конкурентоспособность. «Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна. Вот это и есть наша основная национальная идея …» [3].  А в качестве амбициозной цели президент объявил удвоение за десять лет валового внутреннего продукта (ВВП).

Однако вскоре стало очевидным, что с выводами поспешили. В 2007 г. на встрече с красноярскими рабочими Путин признал, что у партии «Единая Россия», лидером которой он являлся, «…нет пока устойчивой идеологии, принципов, за которые подавляющее большинство членов этой партии готовы бороться…» [4].  Но её не было и у президента. Позже он даже усомнился в серьёзности такого документа, о чём свидетельствует ироничная фраза, сказанная в Послании Федеральному собранию: «А у нас с вами, в России, есть ещё такая старинная русская забава – поиск национальной идеи…. Этим можно заниматься всегда и бесконечно» [5].

В 2011 г. на вопрос журнала VIP-Premier «Нужна ли России национальная идея?» ответ был иной: «Мне очень часто задают этот вопрос, и я позволю себе повториться и процитировать Александра Солженицына, который однажды назвал нашей национальной идеей «сбережение народа». В этой фразе … и заключена главная цель современной России, всех преобразований … " [6].  В действительности же внедрение либеральных реформ привело к сверхсмертности при Ельцина около 5 млн человек, при Путина – 6 млн; потери от снижения рождаемости достигли 18 млн потенциальных жизней.

При президенте Дмитрии Медведеве стали говорить о качестве жизни как национальной идее, о необходимости сделать Россию самой привлекательной для проживания страной. «Задача повышения качества жизни российских граждан – это первейшая задача государства, важнейший приоритет развития нашего общества» [7]. Для контроля над эффективностью государственной деятельности была введена поправка в Конституцию (ст. 103, п. в), требующая ежегодного отчёта правительства перед Государственной Думой. Однако из-за неразработанности критериев качества жизни и отсутствия стандарта отчёта всё свелось к пустопорожним разговорам. 

Ещё одной версией национальной идеи и вектора государственного развития был образ России как «великой энергетической державы». Со слов Путина, стране необходимо достичь статуса лидера мировой энергетики, превратиться в важнейшую энергетическую державу планеты. «И для ее решения недостаточно лишь наращивать объемы производства и экспорта энергоресурсов. Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях...» По этому поводу Владислав Сурков употребил понятие «энергетическая сверхдержава» [8]. На поверку её реализация  отождествилась с «большой бензоколонкой», унизительное положение которой обнаружилось с падением цен на энергоносители и введением западных санкций. 

В результате в 2016 г. на встрече с активом «Клуба лидеров» президент  вынужден был признать – нам не удалось выработать объединяющей идеи. Последним прибежищем оказался патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [9].

Что такое патриотизм? В широком понимании – это любовь к Родине, своему народу, а в узком понимании – любовь к месту рождения и проживания. Но чувство патриотизма присуще всем народам, поэтому оно не может стать русской национальной идеей. По определению Владимира Ленина, патриотизм –  «..одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [10]. Любовь к матери, семье, малой родине, Отечеству - это условие существования любого нормального человека, врождённый рефлекс. И настолько сильный, что от ностальгии люди умирают. Его истоки уходят в генетические механизмы животного мира. Известен рефлекс импринтинга, «привязывающий» рождающихся особей к месту рождения, обеспечивая тем самым его охрану от посягательств чужаков. Фактически – биологический прообраз социального патриотизма, как и этики, о чём писал Пётр Кропоткин [11].  

Нередко любовь к Родине ошибочно отождествляют с гордостью за неё. Но разве стыд за совершаемые страной ошибки и желание их исправить не есть  более ценное патриотическое чувство? Разве писатели Некрасов и Салтыков-Щедрин, художники Перов и  Федотов не были патриотами? У современной России – самое несправедливое в развитом мире распределение доходов [12]. Этим следует гордиться? Или надо презирать, пытаясь восстановить справедливость? 

Зачастую любовь к стране отождествляется с любовью к государственным руководителям, как звучит во фразе заместителя  главы президентской администрации Вячеслава Володина «Есть Путин – есть Россия. Нет Путина – нет России» [13]. Получается, кто не любит Путина, тот не патриот. Из Общественной палаты РФ уже поступило предложение штрафовать за оскорбление патриотических чувств [14].  Михаила Лермонтова точно оштрафовали бы за слова «Прощая немытая Россия, Страна рабов, страна господ». Не за горами – уголовное преследование за критику первых лиц государства. Но разве у высших руководителей не бывает опасных ошибок? Желание Отечеству добра, как показала история, не спасает от причинения ему зла. Патриотом Германии был Гитлер, любовь которого к немецкой нации обернулась гибелью шести миллионов соотечественников. Кто в то время был большим патриотом: миллионы почитателей фюрера или антифашистская оппозиция (Тельман и др.)? Патриотизм Сталина обошёлся советскому народу расстрелянными около миллиона граждан. Можно ли тогда считать не патриотами антисталинскую оппозицию (Тухачевский и др.)? Лев Толстой писал на эту тему: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых − отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти … Патриотизм есть рабство» [15].

Патриотизм объединяет людей в народ – это его положительное свойство. Но одновременно он разъединяет и противопоставляет народы – это его отрицательное свойство. Толстой писал: «…тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: допустим, патриотизм англичан, то можно было его считать объединяющим или благодетельным. Но когда …есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет [16]. 

Чтобы не впасть в патриотический эгоизм, требуется уравновешивающая сила интернационализма. Интернационализм – это тоже универсальная идея, но предназначенная для объединения народов. Гармония патриотизмов и интернационализма, разных воль и единого порядка есть «соборность» [17]. Её использование  на геополитическом уровне способно обеспечить формирование гармоничного мира.    

Избыточный патриотизм опасен и внутри государств, даже в таком идеологически монолитном образовании как православная церковь. «…В одной церкви есть патриоты очень разных, противостоящих друг другу народов». «… Теперь множество патриотизмов – русский, общероссийский, украинский, молдавский, белорусский, гагаузский, казахский, японский, китайский …», угрожающих распадом Церкви [18].

Ещё  одной опасностью патриотизма является противостояние разных содержаний  любви к Родине. Он «…может вдруг оказаться наполнен …ксенофобией, враждой, агрессией» [18]. Примером служит Гражданская война в России.  Жестокость «белых» патриотов, защищавших Отечество, описана многими свидетелями. Но им противостояли тоже защитники Отечества, только «красные» патриоты. В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин писал: «чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно нет!  Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над  тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е. 9/10 населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» [19]. Душе русского народа оказался ближе «красный» патриотизм, что и обеспечило большевикам победу, «…«Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики …» [20]. 

Становится очевидным, слово «патриот» ещё мало что означает. Не менее важно знать содержание патриотической деятельности. На эту тему сейчас конкурируют две главные идеологии: соборная и либеральная. Первая рассматривает общество (страну) как объективно существующую социальную систему, которая образуется взаимодействием людей. Так пчёлы образует пчелиный рой, муравьи создают муравейник и т.д. Система обладает целостными качествами, которых нет у отдельных индивидов. В ней каждый человек оказывается и зависимой частью, и независимой личностью – принцип соборности. Государство – это собор, где взаимодействует много форм собственности: частная, групповая, всеобщая (государственная). Каждая священна, и все они являются субъектами рынка, конкурируя между собой. Поэтому соборные патриоты прежде думает о Родине, а потом о себе. О себе они обязательно думают, но приоритет общества выше.

Либералы под словом «общество» понимают просто множество проживающих на территории людей, которые договариваются о правилах поведения. Государство – это не страна, а лишь аппарат управления, сторож, следящий за соблюдением порядка.  И чем меньше государства, тем лучше.  Термин «страна» есть абстракция, нечто аморфное, за которым никакого объекта не стоит – просто совокупность сгруппировавшихся людей. Маргарет Тетчер прямо говорила: в реальной жизни общество не существует, а есть договаривающиеся между собой индивиды. (Это как отрицать существование пчелиного роя – самостоятельного иерархического образования, и говорить, что существуют только пчёлы). Поэтому либеральные патриоты считают священной лишь частную собственность, других они не видят. И беспокоятся лишь о правах человека, игнорируя общество с его собственными правами.    

Путин является сторонником либерального патриотизма. По оценке Анатолия Чубайса, «если говорить о главном – о понимании того, … что такое либеральная система ценностей, то тут у меня нет сомнений, что Путин вполне искренне разделяет наши убеждения» [21].  Дмитрий Песков, тогда пресс-секретаря правительства, в интервью журналу «Итоги» сказал: «Премьер-министр Владимир Путин является не меньшим либералом, чем многие из тех, кого так принято называть, но свои либеральные идеи он реализует не на словах, а на деле» [22].

Сам Путин не скрывает, что ставит своей целью сохранить в России «рыночную либеральную экономику» и «этот либеральный режим» [23]. В его понимании страна – это «…не нечто аморфное, как ещё в советское время было … сначала страна…Страна – это люди, вот в этом смысле «на страну» [8]. Для этого «государство как страна» уничтожается через приватизацию, и на её место возводится «государство как власть». Такое государство не должно ничего производить, оно лишь координирует. Поэтому в госсобственности сейчас находится менее 9% зарегистрированных предприятий, а в частной - более 90%  [по 24]. Отношения между людьми детерминируются денежными накоплениями, определяя общественный нравственный климат. Денег больше у владельцев частной собственности. И больше настолько, что 1% населения владеет 71% всего имущества в стране [12]. Значит, мы работаем в основном на них. Путин считает «… если так будет, каждый из нас …будет жить лучше – и достаток будет больше, и комфортнее будет … Это и есть национальная идея…» [8].  Аналогичный по мудрости продукт представил идеологический центр, возглавлявшийся Владимиром Якуниным и Степаном Сулакшиным. В 6-томном труде в качестве национальной идеи предлагается «Моя страна должна быть, и должна быть всегда» [25]. Как будто не то же самое скажет Пьер о Франции, Вахтанг о Грузии, Доменико об Италии, Джон о США и т.д. А где «культурное и духовное самоопределение», где «ясные ориентиры развития»? «Гора родила мышь».

25-летние попытки сформировать в либеральной России национальную идею потерпели фиаско. Как и реализация «амбициозной» цели удвоения ВВП. Если считать в ценах одного и того же года, скажем, 2008-го, то по данным Росстата к 2012 г. ВВП увеличился не на 100%, а всего лишь на 46% по сравнению с 2003 г.: 42,9 трлн рублей против 29,3 трлн [26].  За такое же время ВВП Китая вырос в четыре раза, Узбекистана – в пять раз. На пленарном заседании клуба «Валдай» в 2013 г. Путин признал: «Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, также далеки от реальности. Как и сторонники западного ультралиберализма» [27]. Патриотизм сам по себе, т.е. лишённый конкретного содержания, тоже оказался непригодным.  Мировоззренческая растерянность господствует и на Западе, о чём свидетельствуют ежегодные заседания Всемирного экономического форума в Давосе.

Чтобы выйти из тупика требуется асимметричный ответ – новая общественно-экономическая формация. Никто не доказал, что после капитализма и коммунизма не появится следующий общественный строй - впереди у человечества тысячи лет развития. Чтобы не оказаться утопией, его черты должны не выдумываться в тиши кабинетов, а обнаруживаться в гуще жизненных событий как проявление неумолимого исторического потока. С началом XXI века локомотивом истории всё сильнее становится нарастающее участие народных масс в социальных процессах и рост уважения к человеческому достоинству. Люди хотят быть хозяевами собственной жизни, где не народ для государства (как при капитализме в гражданском обществе), и не государство для народа (как при развитом социализме), а государство народа, адекватное противоречивой человеческой природе. В нём объединяются коллективные и личные интересы, материальные и духовные ценности, раскрываются возвышенные качества, а низменным трудно проявиться.  Поэтому и название должно быть двуединым, например, "социогуманизм" - взаимодействие социального (общего) и гуманного (личного). Соборное устройство сложнее в управлении, поскольку требует нахождения оптимальных пропорций между противоположностями. Зато интеграция энергий полюсов обеспечивает кумулятивный созидательный эффект.

Необходимость создания «нравственного государства» начинают понимать и интеллектуальные представители церкви. «…Делать это надо, превращая идею «нравственного государства»  в новый социальный строй, превосходящий по своей убедительности и капитализм, и советскую модель социализма. Получится первыми у украинцев или белорусов – слава Богу. Получится в России – тоже хорошо» [18]. Но если с Богом, то строить придётся под Его непосредственным руководством. Из великих пророков один Иисус Христос проповедует Царство Божие на земле. Это ему принадлежит фраза, обращённая к безнравственным богатым виноградарям: «…отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» [28]. Здесь уже не патриотизм станет национальной идеей, а национальная идея строительства социогуманизма, что равнозначно Царству Божию на земле, станет сутью патриотизма. И интернационализма тоже.

Ни об этом ли в 1860 г. писал Федор Достоевский: «Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях»  [29].

Комментарии 46

Еще комментарии
Чекалов 25 октября 2016 01:09


 


 


[quote=Игорь Гундаров] Чтобы выйти из тупика требуется асимметричный ответ – новая общественно-экономическая формация. [/quote]


Но нового уже ничего не появится - МИР ДОЛЖЕН БЫТЬ БИПОЛЯРНЫМ.


Таким он и является после Октября 1917 года!

Чекалов 25 октября 2016 01:09


 


 


О каком патриотизме может идти сейчас речь, если Родина и власть не ЕДИНЫ!

Аноним 25 октября 2016 01:09


Национальную идею может озвучивать любой. Не обязательно политик, и не обязально на крупных совещениях. Национальная идея это те ценностные ориентации, которые поддерживаются национальной идентичностью. Кто предложит идею, тот предложит "духовность" - духовные скрепы. В условиях России задача крайне важная, так как государство одно, а сициально-экономические составляющие в регионах разные. Бытие и сознание друг друга определяют. Смею предположить, что из -за различных условий формируется различное сознание и понимание таких понятий, как патриотизм, в том числе. 


В современной России с её вызовами - 2016 Путин В.В., являясь Президентом России пытается решить проблему формирования российской идентичности, в том числе предлагая свою национальную идею. Патриотизм.


В моём понимании - патриотизм -это любовь к Родине, к Отечеству. Патриотизм - любовь к ценностным ориентациям отцов и дедов, к традиционно принятым ценностям. Патриотизм - это ранее озвученные тем же Путиным В.В. духовные скрепы.


В Туле мы позиционируем - предлагая национальную идею ЗОЖ.


Трудности заключабтся для нас в том, что ЗОЖ у каждого свой. Глупо предлагать утреннее моржевание в холодной воде жителю жаркой пустыни...


Всё хорошо в меру. И, конечно, нужен единый понятийный аппарат.


Патриотизм, ЗОЖ, подобное, - люди понимают в меру своих нравственных основ.


В данном случае - предложение Патриотизм - национальной идея - мы имеем частный случай предложения национальной идеи, который совпал с тем, что это предложение сделало должностное лицо, должностное лицо с достаточно существенными всевозможными ресурсами.


Национальной идеей, на мой взгляд, может быть даже горшок с цветущей картошкой, если это символ чего-то сильного мощного светлого, что желает поддержать широкая общественность.


Патриотизм, на мой взгляд, может быть национальной идеей. Необходимо разобрать наполнение заявленного птриотизма.


Если заявленный патриотизм - это путь во благо обществу. Почему нет.


ЗОЖ , например, мы объясяем так: здоровый образ жизни для себя любимого (как части общества) - здоровый образ жизни для общества. Общество помогает каждому выработать ЗОЖ, тем самым помогает себе. От частного к общему, От общего к частному.


Трудно понять нам некоторые аспекты в экономике, например:


предприниматели - это наше всё! При этом мы вспоминаем французскую мудрость "Предают только свои". Предприниматели у нас в России сейчас разные.


Вот если предприниматель на благо общества и себя любимого, то это патриот. Изобрел, продвинул идею, объединил, создал...


А если предприниматель сформировал свой бизнес на "административных рычагах", это действительно враг.


Некоторые люди под игидой создания общих благ постсоветского периода просто тупо перераспределяют общее себе.


Можно съесть слона одному ? Можно! По частям!


Вот эти предатели Родины едят слона по частям, используя административные рычаги. Остальное лирика.


Вспоминается изречение Бориса Немцова: "Реформы начинаются там, где кончаются деньги"


И ещё приходит на память статья Сталина И.В. "Головокружение от успехов", как символ некоторого разворота... Да и Президент России вроде сейчас уже о том же, даже теми же словами...


Да пусть будет патриотизм!


Так уж важно на самом деле какой термин используется?


Важно что за терминой стоит.


А что реально стоих за этой терминологией? Телодвижения в сферах экономики и политики есть? Может в юриспруденции есть? Есть! Административная ответственность за торговлю санкционными товарами. Этого, на мой взгляд, мало.


Дожны быть экономические и политические интерпритации патриотизма и духовных скреп, с ответственностью за нарушения.


Российское общество слишком дорого платит за дешёвый патриотизм.


Сформировавшийся общественный пласт обогатившихся на реформах в России людей начал считать себя российской Элитой. Обывателю это приподносится именно так.


Думаю можно сформировать патриотизм по-шире: независимые судьи, незыблемость прав собственности, ....


Думаю для коммента достаточно.


http://www.lawinrussia.ru/node/411877 - про общественное мнение и современную российскую небожительскую элиту


http://www.lawinrussia.ru/node/411405 - про лидера, предлагающего идею, особенно интересны комменты, как примеры возможных последователей идеи...)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))


 

Игорь Гундаров 25 октября 2016 01:09


Спасибо, на письмо ушла неделя, а на подготовку - пара лет.  

Аноним 25 октября 2016 01:09


Отец родной! При чём здесь государство?


Национальная идея и государственная идеология ...?


Патриотизм относится более к Родине, к Отечеству.


Поди разбери сейчас наличие совпадения всех этих терминологий.


Национальная идея помогает сохранять идентичность.


На территории современной Польши поляки веками притерпевали, но... современная Польша выросла из национальной идеи патриотизма, на мой взгляд.


Патриотизм многогранная категория. Только время покажет может или не может. Носителями патриотизма являются люди. Патриотизм - нечто теоретическое сам по себе. Смогут или не смогут люди, провозглашаюшие (и важно, демонстрирующие) патриотизм национальной идеей!!! Вот как звучит вопрос.


Президент России объявил, что патриотизм... может!


А вот из-за таких, которые уверенны в обратном! Мы и на коленях в болоте.


Почему патриотизм НЕ может? Какие такие требования к критериям соответствия национальной идее выдвигают противники?


Предложение поступило. Патриотизм.


Чтобы что-то отвергать, уважаемый автор, нужно что-то предлагать. Со всей пролетарской решительностью ждём...

Сергей Мельков 25 октября 2016 01:09


Я всегда не считал патриотизм инструментальной категорией, для государства - точно. Поэтому согласен с автором этой статьи в том, что патриотизм не может быть нац. идеей.

Аноним 25 октября 2016 01:09


Уважаемый Игорь Алексеевич, блестяще!

Аноним 25 октября 2016 01:09


Здравствуйте.


Мы посовещались и решили разместить к этой статье про патриотизм и национальную идею вот этот ответ (клип-песня):


https://www.youtube.com/watch?v=ao_fmUxEZII   -


Уральские пельмени "Рентгенологи". 


)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Аноним 25 октября 2016 01:09


)))))))))))))))


"С возрастом наши взгляды и талии становятся шире" Янина Ипохорская


"Расхождение взглядов может служить превосходной общей платформой" Лешек Кумор


"Профессионалы строят "Титаник", любители - Ноев ковчег"  NN


"Почти каждый генерал начинает с солдата, и лишь потом берётся за офицеров" Богуслав Войнар 


"По разумным причинам ничего не делается" Закон О-Брайена


"Политикам приходится нас обманывать, чтобы сохранить наше доверие" Мечислав Шарган


"Последние всегда правы" Наполеон I

Чекалов 25 октября 2016 01:09


 


 


У меня было не так.

Аноним 25 октября 2016 01:09


Замечетельно.


Соглашусь, предлагает новую модель "социогуманизм".


Для меня другое осталось за кадром. То , почему я жду его дальнейших предложений со всей пролетарской...,


За чей счет будет проводиться в действие модель.


У многих россиян из ценного - только камни в почках....


Кто и на какие средства, и почему будет оплачивать воплощение новой модели? 


Иными словами , механизм реализации и воплощения в жизнь мне совсем не понятен. Предполагаю я , что тезис у автора есть, а механизма нет.


С патриотизмом несколько по другому.)))


Возможно, что упомянутый выше ЗОЖ, достаточно актуален.)))


А вот социогуманизм возможен , на мой взгляд, на отдельно взятой планете, причем инициатива должна исходить сверху)))

Владимир27 25 октября 2016 01:09


О национальной идее...


Быть может, интеллектуальное и нравственное развитие...


Что соответствует понятию гуманизм - безграничность возможностей, безграничность совершенствования человека.


«...Все человечество, вместе взятое, — писал Вернадский, — представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом...»


Человеческий мир системен,  нужно просто эту систему увидеть, а не изобретать велосипед, который никуда не едет.


Ю.П. Сурмин "... системность представляет собой не свойство материи, а свойство познающего субъекта".

Игорь Гундаров 25 октября 2016 01:09


Сначала внимательно прочитайте статью. А предложения - последние три абзаца. 

Игорь Гундаров 25 октября 2016 01:09


И я себя ЧУВСТВОВАЛ самостоятельным человеком, советский строй воспитывал людей быть гордыми и свободными. Но рамки ставил узкие. За такую переписку нас лишили бы партбилетов, а то и посадили.  

Чекалов 25 октября 2016 01:09


 


 


Рассматривается современное положение.


Возьму себя, для меня Родина - СССР! Я там прожил большую часть своей жизни. Современная власть нас только уничтожает!


Если Вы человек молодой, то Вы это по-другому ощущаете!

Чекалов 25 октября 2016 01:09


 


 


[quote=Игорь Гундаров]А коммунизм, который я как советский человек глубоко почитаю, однополярен, там личность не самостоятельна.  С уважением. И.А. [/quote]


Игорь Александрович!


Я бы так не говорил. Я всё время чувствовал себя самостоятельным человеком. Естественно, в определённых границах.


Россия завершает очередной виток своей исторической спирали и заходит на очередной!


Всё это видно на диаграмме 'Россия - этапы пути'


http://samlib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/dwuhpoljarnyjmirtrifazy/illjustracija1.1.jpg

Аноним 25 октября 2016 01:09


Не густо, однако с предложениями… Первый абзац – коммуно-либеральный бред, да еще рассчитанный на «тысячи лет развития» и то в случае, если ему удастся «не оказаться утопией», а второй и третий абзацы – также не предложения, а цитаты «интеллектуальных представителей церкви» и классика русской литературы. А предложений-то и нет по сути. Никаких. Процитирую тоже классика: «Не говорите красиво, друг мой». Извините, не ручаюсь за дословность, но вы поняли…

Аноним 25 октября 2016 01:09


Когда начинают рассуждать о создании нацинальной идеи, нужно не забывать, что такая идея уже существует в каждом обществе. С тех пор, как человечество вышло из первобытно общинного строя, общество разделилось на два противоположных класса - рабов и рабовладельцев. Отношения между ними изменялись вместе с изменениями в способах производства материальных благ. На заре рабовладения инструментом рабовладельца был кнут, теперь доллар (в  широком смыле деньги). Рыночная экономика - идеология современного класса рабовладельцев. Идея её проста. Есть некоторое царство - государство, в котором было создано высокотехнологичное производство, изготвляющее дешёвые товары. Эти товары продаются по спекулятивным ценам в страны со слаборазвитой экономикой. Для повышения покупательной способности этих стран, им любезно предоставляются денжные кредиты, ещё более втягивая эти страны в кабалу. В результате такого сравнительно честного отъёма денег, вышеупомянутое царство - государство создает 20%, а потребляет 40% мирового ВВП. Эта ниша в  мировой рыночной экномике будет защищаться всеми доступными средствами.


Мировое разделение труда - хорошая идея для дальнейшего порабощения в современном мире. Мировым рабовладельческим кланом для России отведена роль сырьевой базы, а чтобы страна не разбогатела, цены на сырьё снизили ( знай мол своё место).


Балбес (герой известного фильма) так определил национальную идею: "Жить - хорошо, а жить хорошо - лучше".


Ни одно живое существо природы не заставило "работать на себя" себе подобное существо. Только одно дитя сподобилось на эту мерзкую затею. Только человек оказался способныым заставить работать на себя другого человека. Этому помог человеческий высокоорганизованный мозг, способный к анализу. Как ни покажется странным, но возникновению рабства способствовало повышение производительности труда в теперешнем понимании её. Некто, проанализировав процесс добычи пищи (это было главным занятием в древности), нашел более экономичный способ. Другой, проанализировав это событие, нашел способ присвоить эту пищу себе. Оба не умерли от голода, но один стал добывать пищу для себя и для другого. Может быть это было иначе, но факт эксплуатации человека человеком неоспорим. Христанство пытались облегчить жизнь раба. В этом его заслуга, слабость его в том, что оно но не способно изменить её.


Богатство можно получить разными способами, но есть только один способ создать его. «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать». У. Петти (1627 – 1687). Общество создает богатство трудом своих рабов, одднако к разделу созданного богатства, человека труда не допускают. Оно и понятно, рабовладельцы выполняют очено важную работу по надзору за рабами, поэтому сначала они обеспечат себя, а остаток по справедливости поделят между рабами. 


17 марта 1883 года Ф. Энгельс произнес последнее прощальное приветствие своему мертвому другу. «… Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории – тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они, поэтому должны быть объяснены, – а не наоборот, как это делалось до сих пор». (Ф. Меринг «Карл Маркс история его жизни».) Москва, Госполитиздат. 1957 г., стр. 553В


Столетний опыт строителчства справедливого общества в России обанкротился по вине руководителей страны. Рабы должны сами беспокоиться о собственном благополучии, для этого им необходима собственная не политическая, а организационно-хозяйственная партия. Задачей этой партии должна стать организация производства предметов потребления (не товаров) для самих  работников. Как говорится в пословице: " Вместе и батьку бить легче".


Работник владеет самым большим богатством - рабочей силой. Пищу, одежду и жильё он может создать себе собственным трудом, без паразита - посредника. Для достижения этой цели нужно сдлать несколько шагов.


Шаг 1. Калёным железом сжечь в себе раба. Все мы одинаковы от рождения. Рабами мы себя делаем сами. Заставь свою голову думать.


Шаг 2. Ищи единомышленника. Один в поле не воин. Нас много и я один из вас.


Шаг 3. Когда нас станет больше двух - мы уже коллектив, мы уже можем заявить о себе.


Идеология сообщества. Сообщество организуется на некоммерческой основе для производства предметов потребления. Каждый получает долю продукта пропорционально количеству затраченного общественно необходимого труда. Каждый волен поступать со своим продуктом по собственному разумению. Мы различаем два вида труда: простой труд и сложный. Простой труд это труд человека, получившего законченное среднее образование. Сложный труд - это труд, содержащий в себе прошлый простой труд. Таким трудом считается труд человека с высшим образованием. Час общественно необходдимого сложного труда несколько выше час общественно необходимого простого труда. Это "несколько" опрделяется сообща. Все вопросы общественных взаимоотношений решаются сообща.


Всех желающих участвовать в созднии и организации сообщества прощу писать по адресу: russian.obshina@mail.ru 


С уважением Е. Калюжный.

Аноним 25 октября 2016 01:09


Уважаемый Игорь Алексеевич и коллеги!


Патриотизм, конечно же, не является национальной идеей, или как ее еще называют, сверх-Идеей, пан-Идеей. Кому в мире понравится активное продвижение русской любви к своему Отечеству? - это сразу сталкивает нации лбами! Жаль, что президента России так подставляют консультанты...


Примеры таких Сверхидей хорошо известны в истории: это национальная исключительность германского народа согласно расовой теории Гитлера-Гесса; перманентная революция Троцкого, в которой России отводилась роль вязанки хвороста для разжигания пожара, а русская культура считалась низкосортной по сравнению с европейской или еврейской. Была и теория социального дарвинизма - Сверхидея английской аристократии и буржуазии, согласно которой белый человек рожден для господства над черной и желтой расами. Есть "исключительность американской нации" в наше время, по Обаме.Русский патриотизм на внешний рынок идей ничем не лучше указанных гнусных идей, как только он станет навязывать себя другим народам...


Автор русской идеи Достоевский понимал ее как всемирное служение, всебратство русского человека. Но при этом он сказал: русская идея не есть задача снять с себя последнюю рубашку для других народов (этим грешили хрущевы и прочие троцкисты в политике), а есть задача делиться богатствами культуры от излишества их у себя. 


Национальная идея не существует от рождения этносов, она возникает не раньше, чем государство начинает определять свое место в мире на идеологическом уровне. Национальная идея ни в коем случае не является инструментом сохранения идентичности, для этого есть менталитет! Национальная идея может иметь и свою Антиидею. Все дело в том, что она колеблется вслед за колебаниями культуры то вверх, то вниз. Антиидея у всех народов примерно одинакова: много нахапать и удрать за бугор с награбленным, пока не поймали.


Национальная идея России на ХХ1 век представляется в таком виде: неустанное творчество народа ради своего процветания, продвижение русской культуры и защита справедливости в мире для слабых народов.


Но и у себя в стране необходимо построить общество на основе справедливости, только не по марксистским лекалам классового общества с "диктатурой пролетариата". Эта модель безнадежно устарела, а базовая модель у нас существует внутри самой русской культуры куда дольше марксизма, более тысячи лет. Это - национальный идеал, как ядро культуры и ее общий закон развития. Эта модель изначально была сложнее марксистской, но она в чем-то совпала с последней и поэтому марскисзм прижился на русской почве. Бердяев, выдающийся эпигон русской идеи, так и не смог объяснить, почему же коммунизм стал русской верой ... Строить модели заранее, не опирающиеся на эту базу - глупо и бесперспективно. 


К теории надо бы относиться с бОльшим уважением, чем некоторые авторы в этой переписке. "Нет ничего практичней, в конечном счете, чем хорошая теория" (Ленин). "Без теории нам смерть!" (Сталин). Когда вожди СССР перестали сами заниматься теорией, они уверенно повели страну к гибели. Потому что любой консультант - не государственный деятель, несущий полноту ответственности за свою дурь перед народом. А тот, кто этой ответственности не несет, тот политикан. Да и политиканы как раз после убийства Сталина и Берии оседлали власть и свою дурь перевалили на шкуру народа...


С уважением, В. Шишкин.

Аноним 25 октября 2016 01:09


Игорь Алексеевич, а кому нужна  национальная идея? Кто выдвигает эту концепцию? Правящая элита или народ?


Можете, пожалуйста, привести хоть один исторический  пример национальной идеи, выдвинутой народом, а не дерзким политиком или военным? ( Стеньку, ткачей и Робеспьера не считать - пустой номер был).Для меня это риторический вопрос. Так же как и ответ на следующий: для чего? Просто очередной, несколько завуалированный, рычаг управления.