Ответ по кейсу

29 октября 2016

Примеры влияния общественной экспертизы на принятие социально значимых решений:

1.     Общественная палата Российской Федерации уделяла особое внимание

событиям на Украине. В частности, был организован пункт сбора гуманитарной помощи в Общественной палате Российской Федерации. В ходе его работы адресную помощь получили более 30 семей беженцев с юго-востока Украины. Урегулированы различные проблемы более чем 600 украинских беженцев, обратившихся на горячую линию Общественной палаты Российской Федерации.

В Общественной палате при участии правозащитных организаций создан

Информационно-консультационный центр по судебной защите жителей Украины, пострадавших в ходе военных действий на Донбассе. В 2015 году центром оказано содействие беженцам с Украины в подаче в Европейский суд по правам человека в Страсбурге более 500 исков на украинское правительство, около 400 исков уже приняты судом к рассмотрению.

При поддержке Общественной палаты Российской Федерации выпущена единая межведомственная Памятка для беженцев (соединена информация Минобрнауки, Минздрава, МЧС, ФМС и пр.), которая размещена на сайте Общественной палаты и рассылается беженцам, а также выпущена брошюра «Демократия по‑украински в истории одной семьи» на русском и английском языках, составленных из примеров жизней и судеб конкретных семей, пострадавших в результате ситуации на Украине и смены власти. Брошюра также размещена на сайте Общественной палаты Российской Федерации в качестве информации для СМИ и независимых экспертов.

С 1 января 2015 года в России введена система экзаменов для иностранных граждан, трудовых мигрантов, которым для легального трудоустройства необходимо получить патент. Уже в феврале в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания, на которых были оценены первые

итоги нововведения. В ходе обсуждения отмечалось, что подавляющее большинство иностранных граждан и организаций, приглашающих их на работу, относятся к прохождению экзамена как к лишней формальности: 30 дней, предусмотренные законодательством для сдачи экзамена и получения сертификата, оказываются недостаточным сроком, так как невозможно выучить русский язык за столь короткое время. Еще одна проблема: кто и как должен обеспечивать идентификацию испытуемых, поскольку подчас сложно определить, сдает ли экзамен тот же человек, который указан в документах, – уже были случаи, когда люди за деньги сдавали экзамен вместо своих соотечественников. Другой способ мошенничества – подделка сертификатов.

При Общественной палате была сформирована рабочая группа по миграционной политике и общественному контролю в области реализации миграционного законодательства, составлен график проведения региональных проверок организаций, список которых был предоставлен Российским университетом дружбы народов. Первые проверки прошли весной в Москве и Московской области, летом рабочая группа посетила Вологду, Новосибирск и Краснодар.

В середине мая ФМС России внесла на согласование в Общественную палату проект Федерального закона «О совершенствовании федерального законодательства в части введения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации». В нем содержится ряд важных поправок: законодательное закрепление дифференциации проходных баллов для трех категорий иностранных граждан, а также ужесточение требований к контрольным материалам и освобождение от сдачи экзамена по русскому языку граждан тех стран, где русский является вторым государственным.

Общественная палата согласилась с целесообразностью предлагаемых поправок, за исключением той, которая предполагала ужесточить требования к экзаменационным материалам и изменить перечень вопросов, так как основная цель экзаменационной системы – содействие адаптации мигрантов, а не возведение заградительных барьеров для них. Было отмечено, что для популяризации русского языка крайне важно всемерно содействовать открытию центров его изучения в странах ближнего зарубежья, а также обучению местных педагогических кадров методике преподавания русского языка. Именно для этой цели и реализуется проект «Русский уголок».

 

2. На контроле Общественной палаты Российской Федерации находится проблема защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости. Позиция Общественной палаты Российской Федерации по данному вопросу заключается в том, что орган власти не вправе восстанавливать свои права за счет нарушения прав граждан, не причастных к нарушенному праву органа власти. 23 июня 2015 года на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации в Кремле Президент России В. В. Путин полностью поддержал позицию Палаты, позже было принято специальное Заключение.

После пленарного заседания в Общественную палату поступило несколько

десятков обращений граждан по данному вопросу. Проблема оказалась намного шире: органами власти к гражданам предъявляются иски об истребовании не только квартир, но и земельных участков, а также нежилых помещений. И это наблюдается во многих регионах.

Некоторые вопросы, поставленные гражданами, удалось решить. В частности,

после обращения к губернатору Московской области А. Ю. Воробьеву было сохранено право граждан на строения, возведенные на земельных участках, попавших в охранную зону после отнесения в 2014 году Древнего Радонежа к объектам культурного наследия. Граждане сохранили право достроить свои дома и проживать в них.

После обращений Общественной палаты Верховный суд Российской Феде-

рации отменил все решения нижестоящих судов и отказал в иске Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы относительно выселения семьи В. с двумя малолетними детьми.

 

3.    Крайне актуальной сегодня в России представляется проблема участников боевых действий, не имеющих официального статуса. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения в Общественную палату Российской Федерации, органы государственной власти, общественные организации от военнослужащих, выполнявших служебный долг на территории других государств. В частности, речь идет о военнослужащих, в 1980‑е – 1990‑е годы принимавших участие в боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики, Йемена, Анголы, Ливана, Республики Таджикистан и других государств. Отсутствие официального статуса «Ветеран боевых действий» создает ситуацию социальной незащищенности участников локальных войн и военных конфликтов со стороны государства,

нет и должного общественного признания их заслуг перед Отечеством.

С целью устранения существующего несправедливого положения дел Пала-

той предлагалось внесение соответствующих изменений в Федеральный закон

от 12 января 1995 года № 5‑ФЗ «О ветеранах», а также в ряд других нормативных правовых актов. Необходимо отметить, что процесс восстановления справедливости в отношении военнослужащих, выполнявших воинский долг на территории других государств, идет на протяжении нескольких лет, многие уже смогли получить статус ветерана боевых действий, и количество тех, кто такого статуса до сих пор не имеет, в масштабах страны незначительно, признание их ветеранами боевых действий со всеми вытекающими из этого юридического статуса социальными и материальными обязательствами со стороны государства не повлечет

за собой большой нагрузки на федеральный бюджет.

 

4.    В 2015 году проблемы доступности и развития дополнительного образования стали одними из главных в повестке гражданского общества. Несмотря на принятие государством ряда важных документов и прямое Поручение Президента Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, сохраняется неопределенность в отношении способов и сроков решения таких актуальных вопросов, как обеспечение доступности качественных бесплатных программ дополнительного образования, переход на нормативное финансирование в системе дополнительного образования, сохранение сети учреждений дополнительного образования, обеспечение равного доступа негосударственных организаций к бюджетному финансированию, упрощение процедуры лицензирования. По результатам обсуждений на мероприятиях Общественной палаты Российской Федерации выработаны конкретные рекомендации министерствам образования, культуры, спорта, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, запущен мониторинг ситуации в сфере дополнительного образования детей, включая специальную горячую линию.

                            

5.     Проблемы, связанные с состоянием окружающей среды и рациональным

природопользованием, затрагивают качество нашей жизни, здоровья и, что наиболее важно, будущее наших детей и внуков.

К сожалению, можно констатировать, что этими проблемами пользуются

зачастую различного рода экологические спекулянты для достижения частных

коммерческих или политических целей. Значительная часть проводимых провокационных митингов, акций протеста и пикетов инициируется не с целью поиска конструктивных решений и разъяснения населению достоинств и недостатков решения государственных органов или реализации проектов, а для нагнетания социальной напряженности.

Чтобы установить контроль в этой области, при Общественной палате Российской Федерации будет создана рабочая группа по подготовке и разработке программы реализации механизмов общественного контроля деятельности НКО в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Планируется, что рабочая группа будет формировать постоянно действующий информационно-аналитический ресурс в виде базы данных (реестра) международных и отечественных неправительственных экологических организаций с целью противодействия элементам экологического экстремизма, антигосударственной деятельности на территории Российской Федерации.

 

Слушатель 551 уч. группы ФЗО

С.В. Грачев

Комментарии 2

<p>
ОТлично, спасибо.
</p>
<p>
ОТлично, спасибо.
</p>