Ответ по кейсу

Примеры влияния общественной экспертизы на принятие социально значимых решений:

1.     Общественная палата Российской Федерации уделяла особое внимание

событиям на Украине. В частности, был организован пункт сбора гуманитарной помощи в Общественной палате Российской Федерации. В ходе его работы адресную помощь получили более 30 семей беженцев с юго-востока Украины. Урегулированы различные проблемы более чем 600 украинских беженцев, обратившихся на горячую линию Общественной палаты Российской Федерации.

В Общественной палате при участии правозащитных организаций создан

Информационно-консультационный центр по судебной защите жителей Украины, пострадавших в ходе военных действий на Донбассе. В 2015 году центром оказано содействие беженцам с Украины в подаче в Европейский суд по правам человека в Страсбурге более 500 исков на украинское правительство, около 400 исков уже приняты судом к рассмотрению.

При поддержке Общественной палаты Российской Федерации выпущена единая межведомственная Памятка для беженцев (соединена информация Минобрнауки, Минздрава, МЧС, ФМС и пр.), которая размещена на сайте Общественной палаты и рассылается беженцам, а также выпущена брошюра «Демократия по‑украински в истории одной семьи» на русском и английском языках, составленных из примеров жизней и судеб конкретных семей, пострадавших в результате ситуации на Украине и смены власти. Брошюра также размещена на сайте Общественной палаты Российской Федерации в качестве информации для СМИ и независимых экспертов.

С 1 января 2015 года в России введена система экзаменов для иностранных граждан, трудовых мигрантов, которым для легального трудоустройства необходимо получить патент. Уже в феврале в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания, на которых были оценены первые

итоги нововведения. В ходе обсуждения отмечалось, что подавляющее большинство иностранных граждан и организаций, приглашающих их на работу, относятся к прохождению экзамена как к лишней формальности: 30 дней, предусмотренные законодательством для сдачи экзамена и получения сертификата, оказываются недостаточным сроком, так как невозможно выучить русский язык за столь короткое время. Еще одна проблема: кто и как должен обеспечивать идентификацию испытуемых, поскольку подчас сложно определить, сдает ли экзамен тот же человек, который указан в документах, – уже были случаи, когда люди за деньги сдавали экзамен вместо своих соотечественников. Другой способ мошенничества – подделка сертификатов.

При Общественной палате была сформирована рабочая группа по миграционной политике и общественному контролю в области реализации миграционного законодательства, составлен график проведения региональных проверок организаций, список которых был предоставлен Российским университетом дружбы народов. Первые проверки прошли весной в Москве и Московской области, летом рабочая группа посетила Вологду, Новосибирск и Краснодар.

В середине мая ФМС России внесла на согласование в Общественную палату проект Федерального закона «О совершенствовании федерального законодательства в части введения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации». В нем содержится ряд важных поправок: законодательное закрепление дифференциации проходных баллов для трех категорий иностранных граждан, а также ужесточение требований к контрольным материалам и освобождение от сдачи экзамена по русскому языку граждан тех стран, где русский является вторым государственным.

Общественная палата согласилась с целесообразностью предлагаемых поправок, за исключением той, которая предполагала ужесточить требования к экзаменационным материалам и изменить перечень вопросов, так как основная цель экзаменационной системы – содействие адаптации мигрантов, а не возведение заградительных барьеров для них. Было отмечено, что для популяризации русского языка крайне важно всемерно содействовать открытию центров его изучения в странах ближнего зарубежья, а также обучению местных педагогических кадров методике преподавания русского языка. Именно для этой цели и реализуется проект «Русский уголок».

 

2. На контроле Общественной палаты Российской Федерации находится проблема защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости. Позиция Общественной палаты Российской Федерации по данному вопросу заключается в том, что орган власти не вправе восстанавливать свои права за счет нарушения прав граждан, не причастных к нарушенному праву органа власти. 23 июня 2015 года на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации в Кремле Президент России В. В. Путин полностью поддержал позицию Палаты, позже было принято специальное Заключение.

После пленарного заседания в Общественную палату поступило несколько

десятков обращений граждан по данному вопросу. Проблема оказалась намного шире: органами власти к гражданам предъявляются иски об истребовании не только квартир, но и земельных участков, а также нежилых помещений. И это наблюдается во многих регионах.

Некоторые вопросы, поставленные гражданами, удалось решить. В частности,

после обращения к губернатору Московской области А. Ю. Воробьеву было сохранено право граждан на строения, возведенные на земельных участках, попавших в охранную зону после отнесения в 2014 году Древнего Радонежа к объектам культурного наследия. Граждане сохранили право достроить свои дома и проживать в них.

После обращений Общественной палаты Верховный суд Российской Феде-

рации отменил все решения нижестоящих судов и отказал в иске Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы относительно выселения семьи В. с двумя малолетними детьми.

 

3.    Крайне актуальной сегодня в России представляется проблема участников боевых действий, не имеющих официального статуса. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения в Общественную палату Российской Федерации, органы государственной власти, общественные организации от военнослужащих, выполнявших служебный долг на территории других государств. В частности, речь идет о военнослужащих, в 1980‑е – 1990‑е годы принимавших участие в боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики, Йемена, Анголы, Ливана, Республики Таджикистан и других государств. Отсутствие официального статуса «Ветеран боевых действий» создает ситуацию социальной незащищенности участников локальных войн и военных конфликтов со стороны государства,

нет и должного общественного признания их заслуг перед Отечеством.

С целью устранения существующего несправедливого положения дел Пала-

той предлагалось внесение соответствующих изменений в Федеральный закон

от 12 января 1995 года № 5‑ФЗ «О ветеранах», а также в ряд других нормативных правовых актов. Необходимо отметить, что процесс восстановления справедливости в отношении военнослужащих, выполнявших воинский долг на территории других государств, идет на протяжении нескольких лет, многие уже смогли получить статус ветерана боевых действий, и количество тех, кто такого статуса до сих пор не имеет, в масштабах страны незначительно, признание их ветеранами боевых действий со всеми вытекающими из этого юридического статуса социальными и материальными обязательствами со стороны государства не повлечет

за собой большой нагрузки на федеральный бюджет.

 

4.    В 2015 году проблемы доступности и развития дополнительного образования стали одними из главных в повестке гражданского общества. Несмотря на принятие государством ряда важных документов и прямое Поручение Президента Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, сохраняется неопределенность в отношении способов и сроков решения таких актуальных вопросов, как обеспечение доступности качественных бесплатных программ дополнительного образования, переход на нормативное финансирование в системе дополнительного образования, сохранение сети учреждений дополнительного образования, обеспечение равного доступа негосударственных организаций к бюджетному финансированию, упрощение процедуры лицензирования. По результатам обсуждений на мероприятиях Общественной палаты Российской Федерации выработаны конкретные рекомендации министерствам образования, культуры, спорта, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, запущен мониторинг ситуации в сфере дополнительного образования детей, включая специальную горячую линию.

                            

5.     Проблемы, связанные с состоянием окружающей среды и рациональным

природопользованием, затрагивают качество нашей жизни, здоровья и, что наиболее важно, будущее наших детей и внуков.

К сожалению, можно констатировать, что этими проблемами пользуются

зачастую различного рода экологические спекулянты для достижения частных

коммерческих или политических целей. Значительная часть проводимых провокационных митингов, акций протеста и пикетов инициируется не с целью поиска конструктивных решений и разъяснения населению достоинств и недостатков решения государственных органов или реализации проектов, а для нагнетания социальной напряженности.

Чтобы установить контроль в этой области, при Общественной палате Российской Федерации будет создана рабочая группа по подготовке и разработке программы реализации механизмов общественного контроля деятельности НКО в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Планируется, что рабочая группа будет формировать постоянно действующий информационно-аналитический ресурс в виде базы данных (реестра) международных и отечественных неправительственных экологических организаций с целью противодействия элементам экологического экстремизма, антигосударственной деятельности на территории Российской Федерации.

 

Слушатель 551 уч. группы ФЗО

С.В. Грачев

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Мельков

ОТлично, спасибо.

Аватар пользователя Сергей Мельков

ОТлично, спасибо.