Есть мнение Открытая трибуна

Отражение повестки устойчивого развития ООН во внешней медиаполитике Германии

14 мая 2018
В статье представлен обзор 17 Целей ООН в области устойчивого развития и способы их достижения на уровне гражданского общества посредством СМИ. Рассмотрено их отражение во внешней медиаполитике современной Германии на примере Deutsche Welle.

Современному человеку трудно представить облик ООН без Германии – одного из самых важных и экономически сильных государств Евросоюза. Но Германия была принята в ООН гораздо позже большинства других государств, ведь сама эта всемирная организация была основана для недопущения повторения Второй мировой войны, которую развязала Германия. Так, разделенные тогда ФРГ и ГДР вступили в ООН лишь 18 сентября 1973 года, спустя 28 лет после основания. После объединения ФРГ и ГДР 3 октября 1990 года членство ГДР в ООН было прекращено, а ФРГ стала выступать от лица единой Германии.

Для нынешней внешней политики ФРГ такие организации как ООН, ЕС и НАТО являются важной площадкой для укрепления своего авторитета, отстаивания интересов и сплочения вокруг себя государств Европы.

ООН, в свою очередь, является одним из самых приоритетных направлений во внешней политике Германии с момента вступления в нее в 1973 году. Во всемирной организации она занимает одну из ведущих позиций среди всех стран-участниц, что обусловлено лидирующей ролью ФРГ на карте Европейских государств и ее экономическим потенциалом. Но историческое прошлое и по сей день является для Федеративной республики сдерживающим фактором.

25 сентября 2015 государства-члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 Целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Это уникальная возможность для государств работать сообща для обеспечения лучшего будущего и перераспределения ресурсов.

Хотя эти цели не имеют юридически обязательной силы, предполагается, что правительства возьмут на себя ответственность и создадут национальные механизмы, содействующие достижению 17 целей. И если основная забота по реализации этих целей ложится на правительства, то рядовые граждане различных государств могут узнавать о достижениях и предпринятых шагах посредством СМИ. Важным является то, какое отражение это находит в проводимой как внутренней, так и внешней медиаполитике государства.

Точного определения медиаполитики не существуют, но многие исследователи понимают это понятие как комплекс государственных мер, направленный на обеспечение конституционно гарантированных прав в сфере СМИ. В экономически развитых демократических государствах с рыночной экономикой государственная медиаполитика направлена на создание условий для широкого доступа общества к СМИ. Государства заинтересованы в создании конкуренции на рынке СМИ, что способствовало бы плюрализму мнений и позиций.

Медиаполитика сегодня представляет сложный комплекс мер не только официального (Конституция, законы и подзаконные акты), но и общественного характера (саморегулирование).

Первый блок мер направлен на обеспечение демократических свобод, прежде всего свободы слова, выражения мнения. Очевидно, что основными движущими силами по формированию подобных мер являются законодатели, политики, официальные структуры общества. Второй же блок мер, как правило, саморегулирующего характера, традиционно рассматривается как результат деятельности самих средств массовой информации, редакций и журналистов, поскольку именно их представители, прежде всего журналисты, формулируют определенные профессиональные требования в виде профессиональных стандартов, этических кодексов и правил поведения.

Внешняя медиаполитика государства направлена, в отличие от внутренней, на освещение событий выгодным для данного государства путем, на распространение ценностей и культуры. Если внутри страны для любого демократического государства плюрализм мнений и разнообразие как проправительственных, так и оппозиционных СМИ выгодно, то за рубежом государство пытается представить себя в наиболее выгодном свете.

СМИ в Германии, как и в любом другом государстве с рыночной экономикой, представляют собой отдельную отрасль экономики, движимую собственными интересами и финансовыми выгодами. Частная собственность на СМИ в условиях рыночных демократий означает отсутствие государственного контроля и цензуры.

Для любого современного государства, претендующего на роль регионального или мирового актора, важна эффективность проведения собственной медиаполитики, определение ее стратегии и тактики. На информационную политику оказывают влияние как исторические и культурные особенности отдельного государства, так и современный технологии. С появлением глобальной сети Интернет становится все труднее контролировать СМИ и информацию, распространяемую ими.

Но формирование собственного имиджа за рубежом, распространение культуры и языка также входит в задачу внешней медиаполитики. Так, самым известным СМИ Германии, ориентированным не на внутреннего потребителя, а на внешнего, является Deutsche Welle.

DW - государственная немецкая международная телерадиокомпания, ориентированная на зарубежных зрителей и слушателей. Штаб-квартира расположена в Бонне, основная студия — в Берлине. Deutsche Welle существует и работает на денежные средства, выделяемые государством, и ставит своей целью создание всестороннего образа Германии за границей, установление взаимопонимания между разными культурами и независимое освещение событий, происходящих во всем мире. DW позиционирует себя как источник углубленной и достоверной информации в особенности для жителей тоталитарных и авторитарных государств, в которых СМИ находятся под контролем государства. Их слоган – «сделано для умов» Телерадиокомпания вещает на тридцати языках, в том числе на английском, немецком, испанском, русском и арабском. А флагманом Deutsche Welle служит круглосуточный телеканал на английском языке, который доступен почти во всем мире. Также DW предоставляет широкий спектр материалов для желающих изучать немецкий язык.

На примере англоязычной версии DW хотелось бы рассмотреть, как отражается повестка устойчивого развития во внешней медиаполитике Германии.

1. Ликвидация нищеты

Искоренение нищеты во всех ее формах и проявлениях является одним из необходимых условий устойчивого развития, и под нищетой понимается не только нехватка продовольствия и средств, но и ограниченный доступ к качественной медицине, образованию и процессу принятия важных политических и экономических решений.

DW, как один из рупоров Германии на международной арене, постоянно освещает проблему нищеты в странах Восточной Европы, постсоветского пространства и Африки, особенно к югу от Сахары. А также, ФРГ, как член Евросоюза, является партнером ЮНИСЕФ в Восточной и Центральной Европе и СНГ и обеспечивает снабжением чистой питьевой воды, продуктов питания и средств первой необходимости нуждающихся детей и женщин.

Но в самой Германия, несмотря на все свое благополучие, безработные имеют больше всего шансов в ЕС стать нищими (почти 70%).

2. Ликвидация голода

Эта цель подразумевает не только борьбу с голодом по всему миру, но и устойчивое развитие сельского хозяйства, разумное использование природных богатств и улучшение питания. При правильном распределении ресурсов, сельское хозяйство может обеспечить продовольствием всех нуждающихся.

Голод ведет к снижению работоспособности, повышению усталости и становится причиной различных болезней. Все это вызывает экономические проблемы и угрожает устойчивому развитию государств. Помочь в решении этой проблемы может каждый, поддерживая местных фермеров и покупая продукты питания, произведенные устойчивыми методами, а также обсуждая эти вопросы в медиапространстве.

DW, освещая события, происходящие в развивающихся странах, постоянно поднимает проблему ликвидации голода и предоставляет людям платформу для обсуждения данной темы. Так, по данным Deutsche Welle, около 124 миллионов людей только в прошлом году вели непрестанную борьбу за пропитание. И наихудшая ситуация сложилась в Сомали, Йемене, Нигерии и Южном Судане.

3. Хорошее здоровье и благополучие

Целью является обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте. Самое элементарное, с чего может начать человек, — это с заботы о своем собственном здоровье и здоровье своих близких.

В СМИ тема здорового образа жизни в последнее время набирает все большую популярность. На DW на всех языках есть разделы о здоровье, где публикуются статье о правильном питании, о создании в той или иной стране онлайн-приложений, с помощью которых можно записаться ко врачу или обратиться к нему напрямую. А также там дается информация об эпидемиях в развивающихся странах и иногда данные о фондах или организациях, на счет которых можно перевести деньги для помощи пострадавшим и нуждающимся.

4. Качественное образование

Обеспечение всеохватного и качественного образования для всех и поощрение обучения на протяжении всей жизни является неотъемлемой частью устойчивого развития.

Deutsche Welle рассказывает об образовании в Германии, подчеркивая его доступность для всех немцев. Во время миграционного кризиса, они также сообщали информацию о поступающих беженцах и о местах, где они могут записаться на курсы немецкого языка.

Одним из самых больших разделов DW являются видео- и аудиоматериалы для всех желающих изучать немецкий язык. Начинающие могут слушать «Langsam gesprochene Nachrichten», то есть новости из области политики, экономики и культуры, которые диктор читает подчеркнуто медленно для лучшего понимания.

5. Гендерное равенство

Женщины по всему миру борются за равные права, такие как одинаковый доступ к образованию, медицинское обслуживание, равная оплата труда. В самой Германии уже существуют квоты для женщин в государственных компаниях.

Гендерное равенство является не только одним из основных прав человека, но и обеспечение этого равенства приведет к положительным социально-экономическим последствиям. Согласно данным ООН за 2014 год, 143 страны в своих конституциях гарантировали равенство мужчин и женщин, однако еще 52 странам предстоит осуществить данный шаг. Но и в тех странах, где это равенство гарантировано главным законом, некоторые женщины все еще чувствуют себя ущемленными и продолжают бороться за свои права.

DW выступает против сексуального насилия по отношению к женщинам. На англоязычном сайте есть раздел WOMEN20 (WO+MEN), где статьи посвящены выдающимся женщинам, равноправию полов и феминизму.

6. Водные ресурсы и санитария.

От нехватки воды уже сейчас страдает более 40% населения, и по прогнозам ученых это число будет только расти. Целью является обеспечение доступа к безопасным водным ресурсам и санитарии для всех без исключения.

Deutsche Welle на своем сайте в разделе «ECO-AT-AFRICA» публикует статьи о ситуации в бедных африканских странах, где проблема чистой питьевой воды стоит особенно остро, повышает осведомленность общества о способах решения данной задачи и о мерах правительств, в частности немецкого, направленных на урегулирование ситуации.

7. Недорогостоящая и чистая энергия

Будь то рабочие места, безопасность, изменение климата, производство продуктов питания или увеличение доходов — доступ к источникам энергии для всех является определяющим фактором.

Люди могут использовать энергосберегающие технологии, возобновляемые источники энергии, элементарно экономить электричество и отдавать предпочтение, например, передвижению на поездах и велосипедах вместо загрязняющих окружающую природу машин.

Deutsche Welle публикует статьи об успехах Германии и других государств в переходе на возобновляемые источники энергии. Так, по последним данным DW, Китай лидирует в этом процессе по переходу к возобновляемой энергии.

8. Достойная работа и экономический рост

По данным ООН, примерно половина населения планеты все еще живет в день на сумму равную примерно 2 долларам США. И во многих местах наличие работы вовсе не гарантирует избавление от нищеты, так как условия труда остаются по-прежнему ужасными, а оплата ничтожно низкой.

Для обеспечения экономического роста нужно задействовать все работоспособное население, а для достойной работы этому населению нужно дать достойное образование. Правительства государств должны вкладывать деньги в образование и развитие экономики. Более экономически развитые страны, в том числе Германия, могут лишь инвестировать в экономики таких стран, а СМИ акцентировать на этом внимание.

9. Индустриализация, инновация и инфраструктура

При нынешних темпах роста и урбанизации возникает потребность в дополнительных инвестициях в создание устойчивой инфраструктуры, благодаря которой города смогут более эффективно противодействовать изменению климата и которая может способствовать экономическому росту и достижению социальной стабильности.

СМИ в рамках достижения этой цели могут лишь привлечь внимание к данной проблеме и заставить задуматься, прочитав определённые материалы и статьи.

10. Уменьшение неравенства

Тут речь идет не только о устранении гендерного неравенства, но и о ликвидации нищеты и голода во всем мире, увеличении инвестиций в здравоохранение и образование.

Необходимо устранять неравенство внутри отдельной взятой страны между классами людей и между государствами в рамках международных отношений. Этого можно достичь путем вливания инвестиций в развивающиеся страны и предоставления им площадки для участия в принятии и обсуждении глобальных решений. Одной из таких площадок является ООН.

А на сайте DW есть раздел «the 77 percent», на котором могут обсуждать и публиковать свои статьи население Африки в возрасте до 35 лет, которое и составляет эти 77% от всего населения. Там рассказывается о мечтах африканской молодежи и трудностях, с которыми они сталкиваются на своем пути. Это дает возможность больше узнать о жизни на Африканском континенте.

11. Устойчивые города и населенные пункты

Города являются центрами интеллектуальной деятельности, торговли, культуры, науки, производительного труда, социального развития и многого другого. В части позитивного развития, города позволяют людям эволюционировать социально и экономически.

Тут следует особое внимание уделять тому, как управляется тот или иной город или населенный пункт, есть ли рядом школы и больницы, достаточно ли рабочих мест.

12. Ответственное потребление и производство

Цель заключается в обеспечении перехода к рациональным моделям потребления и производства. Сортировка и переработка мусора, снижение потребления пластика, использование многоразовых сумок вместо полиэтиленовых пакетов поможет снизить количество отходов.

Deutsche Welle привлекает огромное влияние к проблеме переработки мусора и отказа от пластмассы как в Германии, так и за ее пределами.

13.14.15. Борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем и сохранение экосистем суши.

На наиболее посещаемой англоязычной версии сайта, в отличие от, например, русскоязычной, есть специальный раздел «Environment», в котором публикуются статьи на тему изменения климата. Особое внимание там уделяется экологии в наименее развитых странах Африки, в которых люди испытывают трудности с доступом к чистой питьевой воде.

Часто появляются статьи о таянии льдов в Арктике и Антарктике, и если о состоянии первой ученый давно беспокоятся, то Антарктика до последнего времени считалась относительно стабильным регионом. Но последние исследования показали, что изменение климата влияет на нее гораздо сильнее, чем предполагалось.

В частности, большое внимание уделяется деятельности США в экологической сфере, так как 1 июня 2017 года Соединенные Штаты вышли из Парижского соглашения по климату. Ангела Меркель подвергла критике решение американского президента, заявив, что Германия, несмотря на это, намерена и дальше противостоять изменению климата и помогать менее финансово благополучным странам в этом стремлении.

16. Мир, правосудие и эффективные институты

Эта цель предполагает содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных учреждений на всех уровнях. Особое значение приобретает соблюдение верховенства права.

Граждане государств, со своей стороны, могут проявлять лишь интерес и контролировать действия правительства. А СМИ, в том числе DW, освещают проблему насилия и важность построения миролюбивого общества.

17. Партнерство в интересах устойчивого развития

Для реализации целей устойчивого развития необходимо принять срочные меры по мобилизации, перенаправлению и высвобождению преобразующей силы триллионов долларов, принадлежащих частным компаниям. Необходимо осуществление долгосрочных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, в важнейших секторах, особенно в развивающихся странах. К их числу относятся устойчивая энергетика, инфраструктура и транспорт, а также информационно-коммуникационные технологии.

СМИ, в отличие от правительств, не могут напрямую способствовать осуществлению таких целей, как ликвидация нищеты, например. Они могут лишь сообщать о проблемах в других странах, освещать деятельность национальных правительств по решению данных проблем и мобилизовать население для улучшения жизни в отдельно взятой общине.

Вартанова Е.Л. Медиаполитика в контексте научных исследований СМИ: российские и зарубежные векторы // Электронный научный журнал «Медиаскоп» (http://www.mediascope.ru/1744)

Вороненкова Г.Ф. СМИ Германии // Электронный научный журнал «Медиаскоп» (http://www.mediascope.ru/сми-германии)

ИНОСМИ.РУ (https://inosmi.ru)/

ООН и изменение климата (https://www.un.org/climatechange/ru/)

Парижское соглашение от 22 апреля 2016 года (http://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf)

Цели в области устойчивого развития (https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/)

Deutsche Welle (http://www.dw.com/)

Erklärung von Bundeskanzlerin Merkel zum Ausstieg der USA aus dem Pariser Klimaabkommen (https://www.bundeskanzlerin.de/Content/DE/Mitschrift/Pressekonferenzen/2017/06/2017-06-02)

Greening the blue (http://www.greeningtheblue.org/resources/Climate-Neutrality)

UNICEF (https://www.unicef.org)

UN development programme (http://www.undp.org)

Комментариев пока нет