Статьи Молодёжная редакция

Отношение студентов к предпринимательству (по данным социологического опроса)

18 ноября 2017

Данная статья была опубликована в научном журнале входящим в список ВАК РФ ("Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика"), и публикуется с согласия всех авторов. Выходные данные статьи: Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Отношение студентов к предпринимательству: результаты социологического исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика.–2017–№2–С.107-110

Молодежная безработица является сегодня острой социальной проблемой, вызывающей социальную напряженность в обществе. Особенно острой является проблема не востребованности на рынке труда выпускников с высшим гуманитарным образованием. Молодежь является значимым фактором прогрессивного и инновационного развития государства, поэтому поиском решений проблем её занятости обеспокоены на региональном и федеральном уровнях. В учебных заведениях устроиться на работу студентам и выпускникам помогают специализированные подразделения (Центры или отделы содействия трудоустройству). На современном этапе можно выделить несколько видов занятости: традиционная (трудоустройство в организации), фриланс (так называемая проектная деятельность, которой чаще всего занимаются специалисты в области IT-технологий, архитектуры, дизайна и т.п.) и предпринимательство (самозанятость).

Предпринимательство – это связанная с риском деятельность физического или юридического лица, направленная на получение прибыли в различных сферах экономики. Достоинствами деятельности является повышение социальной активности в обществе, решение проблем с трудоустройством, экономическое развитие страны. Важность развития молодёжного предпринимательства в Российской Федерации подтверждается многочисленными Федеральными целевыми и региональными программами поддержки и молодёжными движениями (к примеру «Ты Предприниматель»). Тем не менее, зачастую программы и различные меры поддержки «запускаются» не обращая внимания на готовность и желание молодых людей заниматься предпринимательством.

В связи с тем, что мероприятия направленные на развитие предпринимательства, во-первых выступают одним из возможных способов трудоустройства молодёжи, во-вторых одним из мониторинговых рейтинговых показателей Вузовских центров трудоустройств специалисты Центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства провели социологическое исследование (в форме анкетирования) студентов для выявления количества студентов, планирующих создать и развивать собственное дело. Задачи исследования включают в себя:

– выявить планы студентов на ближайшее будущее;

– определить какими характеристиками обладает российский предприниматель;

– какие отрасли развития бизнеса являются наиболее перспективными;

– какие проблемы препятствуют развитию малого бизнеса;

– в какой помощи нуждаются начинающие предприниматели.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных для регулирования молодежной политики, совершенствования программ развития молодежного предпринимательства. Действующие программы поддержки недостаточно эффективны, это подтверждается небольшой вовлеченностью молодежи в бизнес.

В опросе приняли участие 100 человек, студенты Инженерно-строительного института, второго курса, девушки (52%) и юноши (48%).

Материальное положение является значимым фактором при организации своего дела, как правило, высокий уровень материального положения или уровень выше среднего достаточно упрощает решение проблем организации бизнеса и стартового капитала. Как оказалось, лишь 5% оценили материальное положение своей семьи как высокое, выше среднего – 16%, как среднее 67% и ниже среднего 12%. Эти данные демонстрируют, что около 21% студентов не испытывают материальных проблем. Из данных видно, что большая часть выпускников не обладает финансовой независимостью, поэтому в программы поддержки молодежного бизнеса целесообразно включить материальную помощь на начальном этапе. Важно учесть избирательность помощи. Поддержка должна быть оказана лицам, обладающим определенными знаниями и компетенциями. Это положение подтверждает опрос. Студенты могли выбирать несколько вариантов ответов на вопрос, что позволило составить рейтинг необходимых знаний по дисциплинам:

1. Экономическая теория – 64%;

2. Финансы и кредит – 60%;

3. Бухгалтерский учет – 59%;

4. Менеджмент – 49%;

5. Статистика – 35%;

6. Юриспруденция – 2%.

Кроме знаний для развития бизнеса человеку полезны следующие качества:

1. Способность к принятию решений – 82%;

2. Ответственность – 68%;

3. Выработка предпринимательской идеи 67%;

4. Коммуникабельность – 49%;

5. Умение продавать, дальновидность, умение ориентироваться в ситуации, наглость, рискованность – по 1%.

На вопрос, обладают ли сейчас необходимыми знаниями и навыками, для того, чтобы заниматься предпринимательством, респонденты ответили следующим образом: да – 15%, не знаю – 42%, нет – 43% . Кроме того некоторые (9% из 15%) отметили какими именно качествами обладают: способность к принятию решений – 2%; умение управлять ситуацией – 2%; коммуникабельность и ответственность – 4%; имеется опыт помощи ведения семейного бизнеса – 1%.  

Статистические данные выявили, что студенты в общей массе не обладают необходимыми для развития бизнеса знаниями и навыками. Поэтому целесообразно данную проблему решать именно в ВУЗах путем открытия студенческих бизнес-школ, доступных для всех желающих студентов. Данные школы могут оказать информационную и практическую функцию. Студенты, получая необходимые знания от преподавателей, могут одновременно реализовывать или принять участие в реализации определенного студенческого бизнес-проекта (проектов). Такой проект позволит повысить уровень адаптации студентов к трудовой деятельности и поспособствует развитию молодежного предпринимательства.

Как показывают социологические исследования, основной целью молодежи при открытии бизнеса в западных странах выступает возможность самореализации, развитие инновационных проектов. В нашей стране большинство бизнесменов начали свое дело из материальных интересов.

По данным опроса, наиболее привлекательным в работе предпринимателя для большей части респондентов (51%) является возможность заниматься любимым делом; для 23% - сравнительно свободный график; для 16% - работа с людьми; для 8% - высокая зарплата; для 1% соответственно - возможность заведения выгодных связей и получения опыта.

В целом отношение молодежи к людям, занимающимся предпринимательской деятельностью положительное (66%) или же нейтральное (34%).

Общий портрет российского предпринимателя глазами студентов собирательный, во много обусловлен стереотипами. По результатам анкетирования данный образ обладает:

- смекалкой, изобретательностью (49%);

- лидерскими качествами и активностью (47%);

- умением договариваться и вести переговоры (38%);

- склонностью к риску (33%);

- трудолюбием и целеустремленностью (31%);

- расчетливостью, экономностью (26%);

- нечестностью, способностью действовать в обход закона (24%);

- образованием, профессионализмом (всего 14%);

- честностью и законопослушностью (6%).

Данные о желаемом доходе подтверждают приоритетность именно материального фактора для открытия бизнеса, лишь единицы указали, что для них важен вообще какой-либо положительный доход на начальном этапе.

Свое будущее в ближайшие годы респонденты видят так:

- собственный бизнес – 25%;

- дальнейшее обучение – 42%;

- работа в коммерческой организации – 7%;

- военная служба – 7%;

- работа в бюджетной сфере – 7%;

- работа в органах власти – 3%;

- фриланс – 1%;

- волонтерская работа – 0%;

- брак – 1%.

В будущем планируют открыть свой бизнес 45% опрошенных, не знают 42%, не имеют таких планов 13%, т.е. статистика выявила высокую предрасположенность студентов к предпринимательству. Это еще раз подтверждает необходимость открытия бизнес-школ на базе ВУЗов.

Вопрос о предпочитаемом виде деятельности бизнеса был адресован только тем, кто планирует открыть свое дело, но на него ответили и 11% из сомневающихся. В итоге наиболее привлекательны сферы: строительство (20%), гостиницы и рестораны (12%), оптовая и розничная торговля (9%), производство (6%), образование (2%). Наименее привлекают сферы образования (2%), здравоохранения (1%), транспорта (1%), дизайна (1%), архитектурной визуализации (1%). Исходя из интересов студентов можно организовать консультации и обучение предпринимательству в учебных заведениях.

По мнению студентов, молодые предприниматели нуждаются в следующей помощи:

1. Помощь в поиске средств (35%);

2. Консультации (30%);

3. Обмен опытом (23%);

4. Обучение ведению бизнеса (12%).

Основными проблемами молодежного предпринимательства в России является финансирование, особенно на стадии открытия. Поэтому целесообразно принятие на региональном и федеральном уровне дифференцированных мер поддержки для разных категорий предпринимателей. Это поддержка на начальном этапе, налоговое послабление, развитие успешных предпринимателей. Кроме того необходимо организовать консультационный центр для предпринимателей на базе ВУЗов для студентов и выпускников и на базе многофункциональных центров по месту жительства для других категорий граждан. Необходимо, чтобы консультационный центр функционировал в доступном для всех дистанционном виде, в форме специализированного портала с возможностями онлайн-приемной.

Ключевыми проблемами развития малого бизнеса студенты считают: отсутствие стартового капитала (75%), высокие риски (49%), недостаток знаний (48%), отсутствие опыта (40%), административные барьеры и коррупция (17%), отсутствие информации о мерах господдержки (13%), правовые барьеры (4%).

Итак, результаты исследования выявили, что студенты, в общем, положительно относятся к предпринимательству. Главным преимуществом, которого является возможность заниматься любимым делом. Респонденты довольно строго оценивали собственные качества и знания и лишь 15% указали, что обладают такими, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью. Общий портрет российского предпринимателя в глазах опрошенных представлен как смекалистый экономный лидер, умеющий вести переговоры и способный действовать в обход закона. Достаточным доходом на первом этапе развития бизнеса для большинства в среднем является сумма 23 тыс. руб. Открытие бизнеса входит в планы 45% студентов. Главными проблемами развития дела является отсутствия стартового капитала.

В целом можно отметить, верная модель государственной политики развития молодёжного предпринимательства должна быть направлена на:

1. Обеспечение доступных стартовых условий для открытия собственного предприятий (субсидии, гранты и т.п.);

2. Повышение образовательного уровня молодёжи в отраслях необходимых для ведения бизнеса (форумы, тренинги, школы личностного роста, бизнес-школы при ВУЗах);

3. Создание в регионах необходимой инфраструктуры для дальнейшего развития молодёжного предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, консультационные центры);

4. Поддержку инновационных и перспективных для каждого отдельного региона направлений бизнес-проектов.

Комментариев пока нет