Отмена болонской системы: готовится список вузов, которые изменят принципы обучения

Неожиданная для многих отмена болонской системы в российском высшем образовании идет полным ходом. В Минобрнауки скоро появится список профессий, для которых мало быть бакалавром, то есть учиться 4 года. Первыми перейдут на специалитет инженеры и медики.

Об особенностях грядущей перестройки «наших университетов» рассказал министр высшего образования и науки Валерий Фальков. С одной стороны, глава ведомства утешил обеспокоенных, сообщив, что переход к «уникальной системе образования» в России не будет резким, а займет «многие годы». И полностью бакалавриат не уйдет (а вместе с ним и магистратура). Но есть профессии и специальности, для которых 4 лет обучения мало. «Например, подготовка врачей, инженеров», — уточнил министр. В качестве примеров специальностей, которым мало бакалавриата, Фальков перечислил медицинскую микробиологию, фундаментальную и синтетическую биологию, специальные химические технологии.

 

Ведущие эксперты в сфере образования отмечают, что у нас уже есть специалитет примерно в 20% вузов. И среди «специальных» уже сегодня инженерия, медицина, архитектура. То есть как модель наше высшее образование не только двухуровневое. Повсеместный же возврат к «лучшей в мире системе образования» времен СССР — ошибочное решение. С этим согласны большинство теоретиков и практиков от образования: полная отмена «болонки» убьет вузовскую мобильность и курс на индивидуальные учебные траектории для студентов. То есть, отбросит назад реформы последних лет, которые так тщательно готовились.

Директор физтех-школы биологической и медицинской физики Денис Кузьмин считает, что стать специалистом в его области после 4 лет бакалавриата нельзя. И все равно, как это будет называться, специалитет или как-то еще.

- Международные связи и обмен прекратятся, если у нас везде будет специалитет?

- Во-первых, никто не мешает иностранным студентам поступать на первый курс. Во-вторых, никаких нет проблем взять стажерскую программу, уехать или приехать сюда. Так что ни наличие, ни отсутствие болонской системы на это не влияет. Если студент второго курса вуза просит отправить его, например, на стажировку на 3 месяца в Израиль или в Швейцарию, то какая разница, в статусе бакалавра или в статусе специалиста он поедет? Он просто подает свои данные, оценочную ведомость, рекомендательные письма на интересующую его программу или в лабораторию. Мало кого интересует, на какой форме обучения он сейчас находится. Важно, что наиболее качественные стажировки проходят в основном в аспирантуре. На этом уровне уже публика подготовлена, которую можно чему-то доучить, доспециализировать или дать какие-то специальные методики и так далее.

Отчасти с этим согласна и студентка 2-го курса магистратуры Полина из Москвы. Бакалавриат по биотехнологиям Полина оканчивала в химическом вузе, магистратуру в другом, отчего пришлось поменять специальность.

- Конечно, я бы хотела продолжить обучение в своем вузе. Но это нереально, — говорит Полина. — Очень дорого и мало мест в магистратуре. Мне кажется, 5 лет будет ни туда, ни сюда. Что надо сделать, так это расширять магистратуру, особенно бюджетную. Или дотировать ее как-то, или пусть будет больше целевого магистрата, от производства и бизнеса. Вообще, кроме высокотехнологических специальностей, а их не так много, деление на 4 и 6 должно быть. Особенно сейчас, когда за 4 года можно бесплатно добрать каких-то курсов, компетенций и все это вписать в диплом. Прикладнику бакалавриата достаточно. А в науку человек идет учиться дальше, в магистратуру. Можно и не сразу в магистратуру, а через перерыв, если надумает.

Не видит разницы между действующим специалитетом и бакалавриатом в медицинских вузах и практикующий нейрохирург Леонид Климов из МО. «Врачи учатся примерно всю жизнь, — говорит Леонид. – Во-первых, насколько я знаю, медицинский бакалавриат уже сейчас не 4 года, а больше. Плюс практика-практика-практика. Врач не может засиживаться, это мобильная профессия. Постоянно переподготовки, стажировки, что-то новое. Я сам не учился в СССР, но коллеги рассказывали, как это было. Нет, сейчас образование, когда человек капсулируется в своей среде, сидит 5 лет в университете, в лекционной, учит теорию … Не годно. Для того, чтобы въехать в курс, есть первые два года. Дальше надо хватать все, до чего дотянешься. Подготовки, практики, перекрестные программы… Специалитет, который есть в медицине сегодня, разительно отличается от того, что был 30 лет назад.

 

Источник: https://www.mk.ru/social/2022/06/02/otmena-bolonskoy-sistemy-gotovitsya-...

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений