Отказ от Болонской системы: еще раз «за» и «против»

Мы уже сообщали о том, что депутат Госдумы Виталий Милонов предложил отказаться от Болонской двухступенчатой системы высшего образования — бакалавриата и магистратуры и вернуть 5-6-летний специалитет. А теперь и председатель ассоциации юристов РФ, бывший вице-премьер правительства Сергей Степашин выступил за возврат к «лучшему в мире» советскому образованию.

Напоминаем, что сервис SuperJob.ru провел исследование (среди 1,6 тысячи совершеннолетних граждан в 381 населенном пункте РФ), которое показало, что 66% россиян тоже выступают за отказ от двухступенчатой системы высшего образования, а за то, чтобы оставить ее высказался лишь один из десяти респондентов. Причем среди тех, кто готов вернуться к специалитету больше людей за 45 и имеющих высшее образование (72 и 73% соответственно). А вот родителей выпускников школ, ратующих за возврат, оказалось целых 93%.

Как-то последний факт не вяжется с заявлением эксперта по ЕГЭ и образованию Евгения Серова, о том, «в нашей стране бакалавриат и жестко увязанная с ним система ЕГЭ — реальный шанс для светлых голов из регионов, детей из не очень состоятельных семей получить образование». Не верят в это родители будущих абитуриентов!

Не срабатывает в России и другая основная идея «болоньи» о том, что стандарты обучения должны быть одинаковы во всех вузах мира, а дипломы – признаны странами-участницами договора: за 18 лет реформы наши дипломы так и не стали равнозначными.

Кроме того, среди экспертов бытует мнение о том, что бакалавриат выпускает «недоучек», а их дипломы не котируются. И это подтверждает проведенное в ВШЭ исследование трудоустройства выпускников вузов, результаты которого показали, что магистры и устраиваются на работу быстрее, и зарабатывают больше бакалавров.

В рамках этого исследования авторы проанализировали трудовую деятельность выпускников со степенями бакалавра, специалиста и магистра, полученными в 2018 году, по состоянию на конец 2021 года, то есть спустя три года после окончания обучения. Ученые опирались на данные мониторинга трудоустройства выпускников, который ведет Роструд: он содержит обезличенную информацию о выданных дипломах и трудоустройстве из государственных реестров Рособрнадзора и Пенсионного фонда России.

Результаты свидетельствуют о том, что только 69% бакалавров имели официальное трудоустройство, а их средняя заработная плата через три года после окончания вуза была 53,5 тыс. руб. Доля трудоустроенных с магистерской степенью составила уже 78%, а средняя заработная плата — 75,2 тыс. руб.

Для российского рынка труда магистерский диплом имеет бОльшую ценность, делают вывод эксперты: в частности, он может открывать доступ к управленческим позициям, которые, как правило, лучше оплачиваются. Особенно это актуально для работающих в сфере экономики и управления, где самый большой разрыв между зарплатами бакалавров и магистров — он составляет 67% при среднем показателе 36%. Что и требовалось доказать.

Ранее ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий назвал ошибкой переход высшего образования на Болонскую систему и предложил вернуться к пятилетнему обучению: «Не удержусь и еще раз скажу. Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырехлетнее образование в высшей школе».

Он добавил, что Европа «сделала свое дело» — унифицировала профессиональные стандарты и построила соответствующим образом образование. «К сожалению, мы перенесли это четырехлетнее образование, сейчас оно уже в некоторых случаях и трехлетнее, на нашу высшую школу», - отметил ректор МГУ.

По его мнению, в ходе такого обучения предмет изучения становится очень общим. «Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты», - подчеркнул Садовничий.

Однако в Минобрнауки сообщили, что отказ от участия России в Болонском образовательном процессе в ведомстве даже не обсуждается. Видимо, там прислушались к мнению противников отказа от выхода из Болонской системы. Например, такого общепризнанного эксперта в области образования, как профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, которая уверена в том, что «разрушать эту систему сейчас и выходить из нее — значит, обречь себя на полную изоляцию и непризнание».

Напомним, что Болонская система предусматривает двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратура. Российская система образования, кроме этих уровней, предусматривает подготовку кадров по уровню специалитета с нормативным сроком освоения образовательных программ 5-6 лет. Более подробнее с сутью этой системы образования можно ознакомиться в нашем давнишним материале «Не нужен нам берег «болонский», или о последствиях вхождении России в европейское образовательное пространство» в рубрике «Вопросы образования», пройдя по ссылке http://lawinrussia.ru/content/ne-nuzhen-nam-bereg-bolonskiy-ili-o-posledstviyah-vhozhdenii-rossii-v-evropeyskoe (с тех пор ничего приниципиально не изменилось).

 

 

Редколлегия

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений