Особенности внешней политики Франции

За прошедшие десятилетия внешняя политика Франции значительно изменила свой вектор и общий характер. Начиная с окончания холодной войны, обозначившего чёткий момент слома старых концепций, через правление Миттерана, Ширака к современному внешнеполитическому курсу Саркози, Олланда и Эманнюэля Макрона, она прошла несколько важных этапов развития.

И действительно, сложно не заметить как французская внешняя политика, постепенно всё более отступая от порядков, установленный голлизмом, изменила своё лицо и заняла иной фарватер движения и развития. Обо всех изменениях и современном состоянии внешней политики Франции будет рассказано в этой статье.

Во времена де Голля и его преемников

Шарль де Голль, влиятельная и известная фигура в истории Франции, пытался направить все силы французской внешней политики на усиление самостоятельной роли Франции и занятие ею ниши моста между Востоком и Западом. Эти усилия были исторически обоснованы и соответствовали Европейскому миропорядку тех времён, кроме того, голлизм оказался универсальной доктриной, практически не поддававшейся влиянию времени. Вплоть до окончания холодной войны все президенты Франции так или иначе в целом следовали установленным генералом курсом, или достаточно близким к нему. Исключением не стал даже социалист Франсуа Миттеран, и в период его президентства появился термин «голлистско-миттерановская традиция», означавший преемственность внешней политики Франции.

Существуют разные мнения по поводу реалистичности концепции де Голля. Большинство специалистов считает, что следуя этим внешнеполитическим курсом, Франции удалось достичь некоторого успеха и занять компромиссную позицию между США и СССР, способствовать международной разрядке и сыграть важную роль в заключении многих договоров, обеспечивших мир и стабильность в Европе1.

Стоит отметить, что в видении де Голля изначально было заложено едва заметное, но достаточно важное противоречие. Голлизм строился на изменении Ялтинской системы международных отношений, это была основная цель внешней политики Франции, поскольку этот миропорядок исключал традиционные европейские силы (такие как, например, та же Франция) из числа мировых центров влияния. Совсем неслучайно Франция выступила инициатором разрядки, которая как раз, по мысли де Голля, должна была положить конец блоковому разделению Европы. Противоречие же крылось в том факте, что лишь в условиях холодной войны и существования двух блоков была возможна особая роль Франции как моста между Востоком и Западом, роль третьей силы в международной политике2. Конец холодной войны поставил, таким образом, под сомнение основы голлизма3.

После завершения холодной войны

После окончания холодной войны и усиления евроинтеграции, перед Францией встал большой вопрос – как сохранить свою роль в международной политике? Первоначально Франция пыталась укрепить свои позиции препятствованием вступлению новых государств в ЕС и предоставлением им сначала переходного статуса, а лишь затем – статуса полноценного в рамках Союза. Эта идея, выдвинутая президентом Миттераном, была раскритикована, так как совершенно не вписывалась в условия слома прежнего миропорядка и в царившие тогда на Западе настроения. Таким образом, французская инициатива не только не была принята, но и привела к снижению международного престижа Франции.

Жаку Шираку, преемнику Миттерана, пришлось менять вектор французской внешней политики. Теперь в центре её усилий был факт роста влияния США в Европе и становление объединенной Германии в качестве экономического двигателя ЕС, претендующего и на роль политического лидера. Ширак пытался сохранить мировую роль Франции в новом геополитическом порядке. Основываясь не на экономических, но на геополитических причинах, он согласился на дальнейшее расширение Европейского Союза, что, однако, не привело к усилению французской роли в Европе и мире. Американское влияние не только не уменьшилось, но и наоборот, возросло; Германия же окончательно заняла нишу лидера ЕС.

Президент Саркози попытался сдвинуть центр активности ЕС в сторону Франции, основав Средиземноморский Союз, но и эта инициатива не принесла особенных плодов4. В 2009 году Франция вернулась в НАТО.

При Олланде и Макроне

Ко времени правления президента Олланда французская внешняя политика вступила, в целом, на атлантический путь развития5. Членство Франции в НАТО, хотя и стало предметом многочисленных споров и пререканий внутри страны, не было отменено. Подобный курс привёл к уменьшению французской роли в текущем миропорядке, к усилению уже давно обозначившейся тенденции к снижению её международного влияния, и к практически полному отказу от направления, установленного много десятилетий назад де Голлем.

При президенте Макроне Франция продолжила движение в этом направлении, что ясно видно из текущего положения её внешней политики. Неизвестно, что ожидает французскую внешнюю политику в будущем, но вероятно, она сохранит своё атлантическое направление.

Литература

 

1.  Жискар д’Эстен В. Власть и жизнь. М.: Международные отношения, 1990. – 96 с.

2. Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012). М., 2012. – 243 с.

3. Нарочницкая ЕА. Франция в блоковой системе Европы. 1960е-80е гг. М., 1993 – 195 с.

4. Рубинский Ю.И. Николя Саркози: прагматизм и преемственность// Россия в глобальной политике. Т.5. 2007, №4 – 134 с.

5. Balladur E. Pour une Union occidentale entre l’Europe et les Etats-Unis. Paris: Fayard, 2007. – 327 p.