Статьи

Особенности влияния Европейского Союза в Центральной Азии

05 июня 2018

Ключевые слова: безопасность, Европейский Союз, политический диалог, приоритет сотрудничества, Центрально-Азиатский регион.

Введение 

На сегодняшний день Центрально-Азиатский регион не относится к приоритетным направлениям Европейского Союза, хотя до недавнего периода он таковым не являлся. Рассматривая политику Европейского Союза как одного из влиятельных геополитических акторов на Евразийском континенте, следует отметить, что наиболее активно она развивалась, начиная с президенства Германии в ЕС, т.е. с 2007 года. Это обуславливалось незаинтересованностью Европейского Союза в усилении своего влияния в Центральной Азии, а также внутренними противоречиями, связанными с институционализацией европейского объединения в конце 20 – начале 21 веков. По этой причине Европейский Союз по-прежнему отстает на этом поле от своих геополитических противников. Прежде всего, по признанию Европейского Парламента, таковыми являются Россия, Китай и Иран. Каждое из этих государств имеет собственные инструменты влияния на страны Центральной Азии: у России – это русский язык и культурная база, сблизившая её с Центрально-Азиатскими республиками за годы советской власти; Китай использует в качестве сближения партнерства в экономической сфере для реализации идеи Великого шелкового пути; Иран – исламский фактор для сближения на уровне духовных ценностей. В отличие от них Европейскому Союзу не хватает материальной базы, которая смогла бы скрепить его сотрудничество с этим регионом. Осознавая это, Европарламент провозгласил курс на поддержку развивающего демократического процесса в странах, только обретших независимость.

 Почему же заинтересованность в сближении ЕС в Центральной Азии проявилась так поздно? Это промедление и стало главным фактором отставания ЕС от своих геополитических противников. Те же США проводили активную политику в этом регионе еще в 90-ые. Европа долгое время не осознавала важность взаимодействия с бывшими советскими республиками. Но в начале 21-го века перед мировым сообществом встала новая угроза: международный терроризм. Громкие теракты в Мадриде в 2004 и в Лондоне в 2005 заставили переосмыслить существующий миропорядок и привели к пониманию того, что обеспечение безопасности является всеобщим приоритетом, поэтому нельзя было допустить, чтобы Иран занял лидирующие позиции в данном регионе. Кроме того, нельзя было позволить России вернуть былое могущество путем активного сближения со странами-соседями, а также было крайне важно не дать возможность КНР превратить данный регион в собственный рынок сбыта, тем самым лишить ЕС доступа к ресурсам Центрально-Азиатских республик.

Основная часть

 Интересы Европейского Союза в Центрально-Азиатском регионе проявляются в следующих областях: экономическое взаимодействие, политический диалог и сфера безопасности. Именно эти отрасли являются наиболее приоритетными, исходя из исследования теоретических аспектов взаимодействия Европейского Союза с республиками Центральной Азии. Однако какое место занимает каждая республика в системе координат Европейского Союза? Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать европейские стратегические документы, характеризующие основные направления взаимодействия с Центрально-Азиатским регионом.

Казахстан, как наиболее крупная региональная держава, по праву занимает лидирующую позицию в сфере продвижения демократии и прав человека Европейским Союзом. Документальным подтверждением такого взаимодействия является Дорожная карта ЕС для взаимодействия с гражданским обществом. Однако данное содействие развитию прав и свобод человека и гражданина, а также гуманитарная помощь являются лишь инструментом достижения настоящей цели: энергетического сотрудничества и диверсификации казахских энергетических ресурсов на европейский рынок. На сегодняшний день 70% экспорта нефти Казахстана приходится на рынки Европейского Союза. Помимо этого, Казахстан обладает большим запасом урановых руд, поставки которых также налажены в Европу.

Реализация политических контактов Европейского Союза с Республикой Кыргызстан также связана с экономической сферой, однако их значение имеет более глобальный характер. В данном контексте Европейский Союз намерен использовать Кыргызстан для реализации проектов «Один пояс – один путь» и TRASECA с целью развития торговых путей с Китаем и регионом Центральная Азия в целом. Кроме того, в этом контексте важными являются вопросы региональной безопасности, решаемые, например, в рамках вышеупомянутой CADAP , и прививания европейских ценностям жителям страны, используя в числе прочих Erasmus+.

Проблемы региональной безопасности, в частности борьбы с терроризмом и наркотрафиком, и экономическое взаимодействие также определили и роль Таджикистана в системе отношений Европейского Союза. Кроме того, Таджикистан является привлекательным для наиболее влиятельных геополитических акторов , что вынуждает Европейский Союз налаживать двусторонние контакты с политической элитой страны для завоевания его внимания. Данную задачу облегчает тот факт, что Таджикистан и ЕС имеют сходную точку зрения на региональную безопасность, а это значит, что государство склонно к лояльности Европейскому Союзу при проведении последним необходимых действий. Проведение и финансирование Европейским Союзом образовательных программ в Таджикистане, например, Vocational Education and Training (VET) направлено именно на формирование этой лояльности среди таджикской молодежи.

Несмотря на то, что Туркменистан не представлен в рейтинге наиболее конкурентоспособных стран, он занимает особое место в системе контактов Европейского Союза. Данный факт объясняется, прежде всего, интересом европейцам к огромным запасам энергетических ресурсов, в частности природного газа. В рамках этой проблематики наиболее важными являются вопросы диверсификации энергоресурсов и заключение выгодных соглашений о поставках голубого топлива в Европу. Данные вопросы успешно решаются в рамках Совместного Комитета «Туркменистан – ЕС», в том числе и вопросы в области разработки промышленного месторождения «Галкыныш», регионального сотрудничества и реализации проектов BOMCA и CADAP.

Наконец, наибольший приоритет Европейский Союз отдает взаимоотношениям с Республикой Узбекистан, которая в Стратегии Нового партнерства от 2007 года названа стратегическим партнером европейского объединения. Наиболее приоритетным направлением было объявлено развитие торговых отношений. В этой связи в Узбекистане планируется создание Совета по торговли и инвестициям. Кроме того, Европейский Союз и Республика Узбекистан активно реализуют совместные проекты в рамках туристического сектора. Это связано с исторической и культурной ценностью Узбекистана и интересом европейских туристов к узбекскому культурному наследию. В этой связи был запущен проект «Развитие организаций сельского и общинного туристического бизнеса для устойчивого экономического развития в Центральной Азии», рассчитанный на 2017-2020 годы с бюджетом порядка 1,4 млн. евро. Подводя итог, необходимо отметить, что рассмотренные выше направления взаимодействия по линии Европейский Союз – Республика Узбекистан являются одними из наиболее значимых. Они формируют статус Республики Узбекистан, как стратегического партнера Европейского Союза и поэтому заслуживают наибольшего внимания в исследовании европейско-узбекских отношений.

Заключение

 Стратегия Нового партнерства от 2007 года делает акцент на сотрудничестве с каждым из государств региона в отдельности. В этой связи необходимо рассмотрение роли и места каждой из стран Центрально-Азиатского региона для выявления их отличительных характеристик.

 Список литературы:

Зарубежные источники:

1. Implementation and review of the European Union – Central Asia Strategy: Recommendations for EU action// European Union, 2016.
2. How does Central Asia view the EU?//EUCAM, 2014.

Интернет-источники:

3. ВЭФ: Таджикистан – второй по конкурентоспособности в ЦА.// Sputnik, 2015. URL: http://ru.sputnik-tj.com/society/20150930/1016943968.html (дата обращения: 09.03.2018).

4. ЕС - Кыргызстан: перспективы сотрудничества.// Stan Radar. URL: http://www.stanradar.com/news/full/16943-es-kyrgyzstan-perspektivy-sotrudnichestva.html (дата обращения: 09.03.2018).

5. «ЕС и Узбекистан признают нынешние объемы торговли неудовлетворительными» — посол.// Газета.uz, 2017. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2017/05/04/eurounion/ (дата обращения: 13.03.2018).

6. Кыргызстан — Европейский Союз.// Открытый Кыргызстан, 2014. URL: https://www.open.kg/allnews/technology/297-apple-stala-vladelcem-domenov-applecar-i-appleavto.html (дата обращения: 09.03.2018).

7. Панфилова В. ЕС объявил Узбекистан стратегическим партнером.// Независимая газета, 2017. URL: http://www.ng.ru/cis/2017-07-18/5_7031_uzbekistan.html (дата обращения: 13.03.2018).

8. Посол ЕС: Таджикистан - важный партнер для мировых игроков.// РИА Новости, 2016. URL: https://ria.ru/world/20160211/1372903845.html (дата обращения: 09.03.2018).

9. Туркменистан и Европейский Союз обсудили дальнейшее развитие отношений.// СНГ. Сегодня, 2017. URL: http://sng.today/ashkhabad/5337-turkmenistan-i-evropeyskiy-soyuz-obsudili-dalneyshee-razvitie-otnosheniy.html (дата обращения: 13.03.2018).

10. Туркменистан расценивается странами Евросоюза в качестве перспективного и надежного партнера.// Turkmenportal. Информационный портал Туркменистана, 2015. URL: https://turkmenportal.com/blog/5332 (дата обращения: 13.03.2018).


Комментариев пока нет