Особенности американской демократии

29 октября 2016

     Демократическая система, построенная в США, является одной их старейших в мире и процесс выборов является ее важным элементом. Многие считают, что Соединенные Штаты являются страной неограниченных демократических возможностей. Уникальная система выборов, присущая только этому государству, часто вызывала много вопросов в отношении «демократичности» всей процедуры. Она подвергалась неоднократной критике из-за заметной корреляции между голосованием отдельных людей и итогами выборов. Стоит так же помнить, что, в конечном счете, всё определяется коллегией выборщиков. Тем не менее, за все 237 лет существования этого государства, процедура выборов, как и вся политическая система, подвергалась минимальным изменениям и из года в год продолжала доказывать свою эффективность. Тем не менее, имеем ли мы право называть Соединенные Штаты передовым демократическим государством? Стоит ли позволять ему осуждать демократичность режимов других стран, если главный институт страны не в полную меру слушает мнение избирателей?

      Для этого для начала нужно разобраться в системе выборов президента.

     Выборы президента США проводятся раз в четыре года, в високосный год, в первый вторник, следующий за первым понедельником. До проведения общих выборов президента проходят первичные партийные выборы (праймериз), на которых избирается единый кандидат от партии, и кокусы (совещания), на которых избираются делегаты на национальные партийные съезды. Они проходят обычно в период между январем и июнем, и по их завершении наступает черед партийных съездов, на которых утверждается единый кандидат от партии.

     С начала двадцатого столетия первичные выборы служили главным избирательным инструментом в определении кандидатов от партий. За редким исключением, победа на первичных выборах венчалась тем, что партия подтверждала выдвижение победителя своим кандидатом на всеобщие выборы. В некоторых штатах в силу традиции или по выбору политических партий кандидаты от партий избираются не на предварительных выборах, а на штатных или местных номинационных конвенциях.

     Требования к кандидатуре на пост президента прописаны в Статье 2 Конституции США. Кандидатом в президенты может быть лишь гражданин США по праву рождения, не младше 35 лет и постоянно проживающий на территории США не менее 14 лет. Вице-президент должен соответствовать тем же квалификационным требованиям, однако, согласно 20-й поправке к Конституции США, вице-президент не может представлять тот же штат, что и президент.

     Общие выборы президента проходят в два этапа. Первым этапом является всеобщее народное голосование. Для того чтобы проголосовать на выборах, избиратели должны самостоятельно сами зарегистрироваться в своем штате. Система регистрации реформируется на уровне штата, поэтому каждый штат имеет свою собственную систему. В последнее время наметилась тенденция к упрощению регистрационных требований. Так, Закон о национальной системе регистрации избирателей 1993 года позволил гражданам регистрироваться для голосования в момент переоформления выданных своим штатом водительских прав. Однако в последние годы многие штаты принимают законы, которые затрудняют регистрацию, например, требуя удостоверения личности, выданные государственной организацией, ограничивая массовые мероприятия по регистрации избирателей и запрещая регистрацию в день выборов. После регистрации, в день выборов, каждый зарегистрированный гражданин имеет право проголосовать на одном из участков. В большинстве штатов установлены машины для электронного голосования, но в некоторых еще действует система бумажных бюллетеней, которые по окончанию выборов подсчитываются вручную.

     По результатам всенародного голосования формируется предположительный исход выборов через распределение голосов по штатам – по системе «победитель получает все» (winner-take-all), в штатах, где кандидаты победили даже с минимальным перевесом, на их счет приписываются голоса всех выборщиков штата, за редким исключением двух штатов, которые распределяют голоса пропорционально (Мейн и Небраска). По итогам подсчета этих голосов назначается президент избранный, но еще не вступивший на пост.

     Вторым этапом является голосование Коллегии выборщиков. В первый понедельник после второй среды декабря того же года выборщики собираются в столицах своих штатов, если только законодательством штата не предусмотрено иное место для проведения голосования. Как правило, они голосуют за кандидатов из своей партии, случаи отступления от этого правила крайне редки.

     Количество делегатов-выборщиков от каждого штата соответствует количеству представителей данного штата в законодательном органе страны – Конгрессе. Для избрания президента необходимо абсолютное большинство голосов 538 выборщиков (100 сенаторов, 435 представителей Палаты представителей и три выборщика от Вашингтона, округ Колумбия, который не является штатом и не представлен делегатами в Конгрессе).

     В том случае, если кандидаты не наберут большинства голосов выборщиков, применяется экстраординарная процедура избрания президента, предусмотренная 12 поправкой к Конституции США. Согласно этой поправке, президента избирает Палата представителей Конгресса США из числа трех кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Данная процедура применялась в единственный раз в 1824 году.

     Завершающей стадией выборов является инаугурация. Избранный президент вступает в должность в полдень 20 января следующего после проведения выборов года, согласно 20-й поправке к Конституции.

     Основатели страны создали Коллегию выборщиков в качестве инструмента, позволяющего осуществлять распределение полномочий между штатами и национальным правительством. Согласно системе избрания президента Коллегией выборщиков, общенациональное большинство голосов избирателей еще не означает победу на выборах. Соответственно, не исключено, что голоса выборщиков, присуждаемые согласно результатам выборов в каждом отдельном штате, дадут результат, отличный от результата голосования в целом по стране. И действительно, 17 раз победитель на президентских выборах не набирал большинство голосов, поданных избирателями страны. Первым таким победителем был Джон Куинси Адамс, избранный в 1824 году, последним – Джордж Буш-младший в 2000 году. Бытует мнение о том, что Коллегия выборщиков – пережиток прошлого, который давно уже устарел, превалирует же, однако, точка зрения о том, что данная система имеет свои преимущества, поскольку требует от кандидатов в президенты вести избирательные кампании во многих штатах, а не только в самых населенных.

     Как мы видим, в большинстве случаев результаты народного голосования все же совпадают с итоговым результатом выборов. Тем не менее, среди этих 17 исключений были и примеры выборов, которые изменили ключевые моменты политики страны, например, первого избрания Джорджа Буша-младшего. При отличном результате, возможно, вся политика Соединенных Штатов могла кардинально отличаться от того, что было проведено. Стоит ли США видоизменить их политическую систему и переформировать институт выборов или стоит взять их опыт на вооружение и задуматься об эффективности данного метода? На эти вопросы невозможно дать однозначного ответа, однако внимательное наблюдение за развитием их демократических институтов может дать нам важный взгляд изнутри на их политику и государственное устройство.

Комментарии 2

<p>
Грамотно все изложено, спасибо )*
</p>
<p>
Грамотно все изложено, спасибо )*
</p>