Опыт реализации молодежной политики в Республике Хакасия

В настоящее время доля молодежи в возрасте 15–29 лет в общей численности населения Республики Хакасия составляет 24,9%. Численность женщин в молодежных группах немного превышает численность мужчин (соответственно 50,1% и 49,9%). Из данных официальной статистики видно, что за последние десять лет пропорциональное представительство полов в данном регионе практически не изменилось. Немногим более половины молодых людей проживает в городских поселениях (64,5%) и примерно треть в сельской местности (35,5%). Основная масса молодого населения Хакасии сосредоточена в крупных городах республики: Абакане, Черногорске и Саяногорске. Треть юношей и девушек Хакасии живет в столице республики г. Абакане (35,6%). По материалам последней Всероссийской переписи населения 2010 г., удельный вес представителей молодого поколения (15–29 лет) в общей численности титульной национальности – хакасов достигала 27,3%, что, как видим, заметно выше, чем доля молодежи в числе всего населения региона. Не имея более «свежих» данных, все же можно предположить, что данный показатель на сегодняшний день существенно не изменился.

Говоря об уровне рождаемости и смертности среди молодежных групп, подчеркнем, что в этом регионе, как и в Российской Федерации, самым детородным является возраст женщин 25–29 лет. Так, в этой группе на 1000 женщин, родивших живых, приходится 119,1 ребенка. По данным статистики, в Хакасии подавляющее большинство браков заключается в возрасте старше 25 лет. В настоящее время пик брачности как у женщин, так и у мужчин приходится на возраст 25-34 года. Сравнение этого показателя с предыдущими годами свидетельствует о тенденции увеличения возраста брачующихся.

Что касается миграции, то наибольшая миграционная подвижность характерна для молодых людей, удельный вес которой из всего числа мигрантов в трудоспособном возрасте составляет две трети. В этой связи следует особо сказать, что наблюдаемая сегодня активизация сельской миграции среди молодежных групп обусловлена отмечаемой безработицей на селе.

Удельный вес молодежи в численности населения трудоспособного возраста как Хакасии, так и Сибирского федерального округа в целом за последние двадцать лет не претерпел заметных изменений. В данном случае цифры по Хакасии практически идентичны среднему показателю по Сибирскому федеральному округу. Доля молодых людей в общем числе занятого населения на данном этапе достигает чуть менее четверти. Юноши и девушки по своей представленности в «команде» занятых уступают лишь группе 30–39-летних. Вместе с тем в республике одной из острых социальных проблем остается проблема молодежной безработицы. Если в 2018 г. уровень безработицы в данном регионе достигал 5,2%, то численность молодежной группы до 25 лет среди безработных составила 14,8%. В это же время, по данным Отдела по делам молодежи, процент 16–29-летних в общей численности зарегистрированных безработных достигал 21,3%.

Как известно, положение, место и роль молодых людей в российском обществе является одним из социальных индикаторов его состояния и тенденций развития. Как отмечают специалисты, «кем и как работает сегодня молодежь, через некоторое время будет определяться общая картина для российской экономики…». Кроме того, создание в России правового демократического государства невозможно без участия молодежи в данном процессе, отсюда особое внимание как российского, так и регионального руководства, и общественности к молодому поколению, их проблемам.

В наши дни молодежная политика охватывает по существу все сферы жизнедеятельности молодежи – социальную, экономическую, политическую, культурную и др. Нормативно-правовой основой реализации государственной молодежной политики на территории Республики Хакасия является Закон Республики Хакасия от 22.12.1993 г. № 25 «О реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия». Он определяет правовые, экономические и социальные условия, цели, принципы и приоритетные направления реализации государственной молодежной политики, а также меры государственной поддержки представителей молодого поколения.

Государственная молодежная политика в Республике Хакасия реализуется непосредственно в рамках государственной программы Республики Хакасия «Молодежь Хакасии», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.10.2014 г. № 546. Как сказано в этом документе, целью программы является создание условий для полноценного и гармоничного формирования мировоззрения, социальной ответственности и жизненных ценностей молодежи, достижения ее экономической независимости и вовлечение молодежи в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь Республики Хакасия. Непосредственным исполнителем программы является Отдел по делам молодежи, воспитания и дополнительного образования при Министерстве образования и науки Республики Хакасия. В числе основных задач программы – содействие занятости; помощь в решении проблем обеспеченности жильем молодых семей; создание системы информационного обеспечения молодежи; формирование навыков здорового образа жизни; патриотическое воспитание молодежи; профилактика асоциального поведения; вовлечение юношей и девушек в социальную практику, поддержка одаренной молодежи, инициативных молодежных проектов.

По мнению сотрудников Отдела по делам молодежи, благодаря сотрудничеству и взаимодействию с соответствующими органами труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, на данном этапе молодежная политика в Республике Хакасия носит системный и стабильный характер. Как показал анализ деятельности местного молодежного ведомства, несмотря на определенные сложности и недочеты, на которых мы остановимся ниже, в регионе на сегодняшний день проведена и проводится соответствующая работа по реализации молодежной политики. Сравнение представленных по этому вопросу материалов с предыдущими годами демонстрирует заметную активизацию по большинству приоритетных направлений молодежной политики.

В региональной целевой программе «Стратегия государственной молодежной политики Республики Хакасия» (2015 г.) в перечне основных ее задач под номером один значится проблема труда и занятости молодежи. И надо признать, что на сегодняшний день государственными молодежными организациями на местах для смягчения создавшейся ситуации предпринимаются разные меры, и в целом в этом направлении ими сделано уже немало и имеются определенные успехи. В частности, одним из приоритетных направлений молодежной политики в республике является создание оптимальных условий для развития молодежного предпринимательства, расширение возможностей для молодых людей реализовать свои предпринимательские инициативы и создать собственное дело. В 2015 г. здесь была презентована федеральная программа «Ты – предприниматель». Подобные программы нацелены на помощь и поддержку молодых бизнесменов, на реализацию их задач, связанных с повышением конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и продвижению на рынок. В рамках медиапроекта «Территория успеха» в прямом эфире радио «Абакан» местные бизнесмены делятся своим опытом, а специалисты Молодежного центра стратегических инициатив и проектов Хакасии проводят встречи с начинающими предпринимателями, учат как избежать ошибок при открытии и ведении своего бизнеса. С осени 2014 г. в регионе официально существует и успешно действует «Сообщество молодых предпринимателей Хакасии». Как сказано в годовом отчете Отдела, в 2018 г. численность завершивших обучение и направленных на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий, как ранее планировалось, насчитывала 50 человек.

В этой связи особого внимания заслуживает практика проведения и все большая популяризация среди молодых людей различных массовых мероприятий, направленных на их профессионально-творческое образование и воспитание. Так, здесь уже стала традицией организация этно-туристского форума «Этнова. Теплая Сибирь», участниками которого являются юноши и девушки из разных российских регионов. Программа форума, как правило, состоит из образовательной, вечерней и туристической программы, каждая из которых включает тематические площадки. К примеру, площадка «Этнокультурная мастерская» ставила задачу повышения квалификации молодежи, работающей в сфере культуры Хакасии, а площадка «Социопроектная мастерская» была нацелена на формирование навыков разработки, реализации и продвижения социальных проектов. Основной задачей площадки «Лаборатория молодых ученых» являлось повышение компетенций молодых ученых и педагогов в области руководства научно-исследовательской работой и инновационных методик преподавания. Участие в работе площадки «Ты – предприниматель» способствовало формированию базовых знаний и практических навыков для успешного старта и ведения бизнеса. Добавим также, что в Хакасии с 2011 г. действует инновационный образовательный проект «Национальный Чемпионат», нацеленный на развитие у региональной молодежи предпринимательских навыков и знаний, необходимых для серьезной конкуренции в глобальной экономике. Данное мероприятие было поддержано Наблюдательным Советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством Президента России В.В. Путина.

Имеются позитивные сдвиги и в обеспечении жильем. Так, в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, на территории Республики Хакасия действует государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013–2020 гг.», которая предусматривает предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе, либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. В рамках указанной программы реализуются мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий молодых учителей, врачей, семей с тремя и более детьми. Ежегодно в среднем улучшают жилищные условия от 50 до 70 участников программы. Также государственная поддержка оказывается молодым учителям, в возрасте до 35 лет, в части компенсации затрат, связанных с выплатой ипотечного кредита, привлеченного на приобретение жилья. На протяжении последних лет в республике успешно реализуются меры социальной поддержки или материальной помощи, предусмотренные для медицинских работников, в числе которых «львиную» долю составляют представители молодого поколения.

Следует также отметить, что численность молодых людей, участвующих в разного рода мероприятиях, направленных на укрепление межнационального взаимодействия (патриотизм, гражданственность, толерантность, творчество и т.д.), демонстрирует тенденцию, хоть и незначительного, но роста. К примеру, в 2018 г. этот показатель по сравнению с предыдущим годом возрос на 3%. На данном этапе одним из основных направлений молодежной политики является развитие добровольчества в регионе. В Хакасии создан региональный штаб Всероссийского Волонтерского корпуса Победы, в который входят более 1000 молодых людей со всех районов региона. В республике активно развивается Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», которое в настоящее время насчитывает 717 человек. Участники этих движений оказывают помощь ветеранам, занимаются благоустройством памятных мест, аллей славы и воинских захоронений, проводят всероссийские субботники, активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Дню Победы.

Местное руководство оказывает неизменное содействие и помощь во всех начинаниях молодежного ведомства, касающихся различных аспектов молодежной политики. Так, правительством республики в качестве поддержки и создания условий для проявления созидательного потенциала молодых людей, а также для выявления инновационных форм и методов реализации направлений государственной молодежной политики в данном регионе учрежден конкурс на соискание грантов Правительства Республики Хакасия. С 2015 г. гранты присуждаются ежегодно по итогам конкурсных мероприятий и выдаются в виде целевых средств на реализацию проектов. В частности, в 2018 г. в ряду приоритетных направлений конкурса были заявлены следующие: пропаганда здорового образа жизни; развитие добровольческой (волонтерской) деятельности; укрепление института молодой семьи, подготовка юношей и девушек к созданию семьи; развитие позитивных межнациональных, межкультурных и межконфессиональных коммуникаций, профилактика экстремизма; решение социально-экономических проблем муниципальных образований. В итоге в названном году гранты получили 26 проектов и программ. Кроме того, Правительство республики ежегодно учреждает премии для учащейся и работающей молодежи в таких номинациях, как успехи в учебной и научно-исследовательской деятельности, успехи в профессиональной деятельности, успехи в области культуры и искусства, успехи в общественной деятельности и за укрепление общественного порядка.

Однако, как сказано в упомянутом отчете Отдела по делам молодежи, несмотря на явные позитивные тенденции в сфере реализации государственной молодежной политики в регионе, «существует ряд вызовов, которые сдерживают ее развитие и приводят к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала молодежи региона». В этой связи в числе главных названы следующие:

– недостаточное развитие механизмов поддержки молодых семей в жилищной сфере на территории Республики Хакасия;

– дисбаланс рынка трудовых ресурсов, выраженный в несоответствии имеющихся вакансий и профессий выпускающихся молодых специалистов;

– отставание в развитии производственно-технической базы учебных заведений, не позволяющее подготовить специалистов, соответствующих требованиям современных производств;

– снижение общего уровня здоровья молодого поколения;

– недостаточное укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия среди молодежи.

Кроме того, как заметила при нашей беседе заместитель министра образования и науки Республики Хакасия, руководитель Отдела по делам молодежи Т.Е. Карташова, «в перечне факторов, в той или иной степени повлиявших и тормозящих надлежащее исполнение программных мероприятий в Хакасии, следует назвать нехватку специалистов, осуществляющих государственную молодежную политику на муниципальном уровне, низкую социальную активность молодежи в муниципальных образованиях, а также недостаток финансирования в целом». К сказанному стоит добавить, что не способствует более результативной и плодотворной работе в данном регионе, по нашему убеждению, наблюдаемое систематическое «перебрасывание» и присоединение Отдела (комитета) по делам молодежи к разным министерствам. В частности, только за последние неполных три года (2017–2019 гг.) он трижды менял свое «место пребывания». Кроме всего прочего, на наш взгляд, это обстоятельство свидетельствует о некой нестабильности и зыбкости положения региональных молодежных ведомств как таковых.

И в заключение отметим, что для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную молодежную политику, приказом Федерального агентства по делам молодежи недавно была утверждена система показателей реализации по этому направлению. По результатам рейтинга за 2017 г. среди субъектов Российской Федерации Республика Хакасия заняла 68-ю позицию и 9-ю позицию (из 12) среди субъектов Сибирского федерального округа. Таким образом, можно констатировать, что несмотря на определенные достижения и позитивные сдвиги в данной сфере, все же многие молодежные проблемы в Хакасии пока еще не решены и, следовательно, ждут своего решения. Как было сказано, главная цель государственной молодежной политики заключается в создании условий для успешной социализации   и самореализации молодежи. Однако при этом важно помнить, что любая государственная программа направлена лишь на поддержку молодежных групп, а оптимальное и эффективное решение всевозможных молодежных проблем в конечном счете напрямую зависит от степени активности и инициативности самой молодежи.

 

Анайбан Зоя Васильевна – ведущий научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН, доктор исторических наук.

 

Источник: Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России: [сборник] / Правительство Москвы, Департамент нац. политики и межрегион. связей г. Москвы, Московский дом национальностей ; [сост. Г. В. Бурова, Л. Д. Чанглян, С. А. Орешин]. - М.: ГБУ «МДН», 2019. – 400 с. - ISBN 978-5-9247-0104-2. I. Бурова, Г. В., сост.

Ключевые слова: молодежь, Хакасия, молодежная политика, опыт, проблемы реализации, молодежные программы.

Keywords: youth, Khakassia, youth policy, experience, problems of implementation, youth programs.