Статьи

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР

10 сентября 2018
ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ В статье рассматриваются основные асперкы взаимодействия государственных структур в контексте работы по информационной защите населения от террористических угроз. В этой связи приоритетное место занимает социальная реклама, которая выражает государственную позицию и оказывает мощное воздействие.

Бурова Юлия Владимировна,

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

канд. истор. наук, доцент

Трансформационные процессы в современной России провоцируют глубокие проблемы развития и модернизации в условиях международного социума. Все это во многом обусловлено темпами глобализации, которая имеет множество форм и проявлений. В условиях системного кризиса, которым характеризуется современный этап мирового развития, востребованной оказалась нелинейная концепция социальности, в рамках которой разрабатываются закономерности нелинейных взаимодействий сложно-эволюционизирующих систем и их структурных элементов. Следствием влияния глобализационных тенденций в России можно считать рост взаимовлияния религий, этносов, культур и локальных цивилизаций. Глобальный социокультурный контекст невозможен без этого многообразия.

В настоящее время в связи с глобализацией мы можем говорить об изменение доктрин терроризма и о формировании терроризма действия, при котором становится невозможной традиционные методы контртеррористической борьбы - миротворческий диалог с террористами, силовые методы освобождения заложников и т.п. Это связано с ориентацией террористов на проведение масштабных террористических кампаний по осуществлению большой группой людей насилия комплексного характера с применением оружия массового поражения.

Сегодня возможно говорить о трех главных террористических парадигмах: терроризм как средство принудительной дипломатии, терроризм как война и терроризм как предвестник «нового мира». Долгое время определяющее значение имела парадигма принудительной дипломатии. Но модифицирование организационной структуры террористических организаций привело к изменению стратегии и тактики действий.

Снижение террористической угрозы сегодня возможно при разрушении системы воспроизводства терроризма, основу которой составляет идеология терроризма, её носители, а также каналы распространения. Это становится основой при реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы, который во многом нацелен на объяснение сущности терроризма и его крайней общественной опасности, проведение активных мероприятий направленных на формирование неприятия идеологии терроризма, в том числе религиозно-политического экстремизма, формирование механизмов защиты информационного пространства Российской Федерации, формирование и совершенствование механизмов, способствующих развитию патриотического воспитания.

При этом большая роль отводится средствам массовой информации, которые во многом провоцируют нестабильную обстановку. Подобное связано с тем, что "чем больше общественный резонанс получает террористический акт, тем больше воздействие он оказывает".

Все чаще встает вопрос о формирующей роли пропаганды, которая всегда базировалась на принципе Йозефа Пауля Геббельса «Мы добиваемся не правды, а эффекта».

Пропаганда сегодня базируется на основных принципах: пропаганда должна быть централизованной и четко спланированной, истинность и ложность идеи определяется авторитетом центра, черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты, пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами, для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций.

В современной России пропаганда осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны активно ведется работа по подрыву государственного базиса, что во многом реализуется в подрывной деятельности экстремистов. Например, реализация политических проектов Светланы Пеуновой. С другой стороны государство самостоятельно осуществляет формирование идеологии. В этом аспекте важным становится освещение профилактической деятельности правоохранительных органов, то есть проведение антитеррористический учений по отработке вопросов противодействия террористическим угрозам на значимых объектах. Подобная профилактика возможна при координации деятельности подразделений территориальных органов федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Государственная позиция во многом реализует свою позицию путем социальной рекламы. Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе": "Социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства". При распространении социальной рекламы, касающейся противодействия терроризму заметны два направления. Социальная реклама воспроизводит негатив и воссоздает разрушение как основной образ. в этом случае она во многом нацелена на запугивание. Однако подобная информация устрашает людей и способствует распространению террористической позиции. В этом случае воздействие должно исходить из позитива и способствовать объединению людей на пути противодействия терроризму. Подобное в большей степени касается молодежи. Управление через позитив становится важнейшим инструментом прогресса общества В этом случае социальная реклама, являясь некоммерческой формой коммуникации, выражает общественные и государственные интересы и содействует достижению позитивных целей. Это крайне важно, так как социальная реклама это PR-лицо государства. С помощью социальной рекламы государство создает не только образ социальной проблемы, но образ государственного участия в данной проблеме.

Современная социальная реклама как проявление позиции общества в отношении социально значимых ценностей в современной России является результатом взаимодействия государственных структур. Источником появления социальной рекламы становится общественная жизнь, изобилующая конфликтными и нуждающаяся в созидательных стимулах. В связи с этим социальная реклама становится важнейшей составляющей мировоззрения и нравственного здоровья общества. Это способствует тому, что социальная реклама может быть эффективным инструментом социальной политики и давать зримые и важные для общества практические результаты.

Созидательная пропаганда борьбы с терроризмом способствует: формированию идеологической позиции по профилактике и противодействию идеологии экстремизма, терроризма, национализма, религиозного радикализма и сопутствующим им явлениям в современном мире. Основной посыл - утверждение идеи порядка, стабильности и созидания. Это становится важно в аспекте социальной рекламы потому, что традиционные виды пропаганды, как правило, сложны для восприятия детей и подростков. Эта целевая аудитория лучше усваивает информацию, облеченную в легкую и позитивную форму.

Таким образом, сегодня противодействие терроризму и экстремизму является приоритетным направлением государственной политики. Сложная геополитическая ситуация заставляет решать вопросы антитеррористической защищенности прежде всего.

Комментариев пока нет