Общественная экспертиза и ее влияние

29 октября 2016

       Общественную экспертизу можно рассматривать, как форму реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства через организацию общественного обсуждения и через выработку предложений по совершенствованию управленческих решений, принимаемых на различных уровнях государственной власти и местного самоуправления.       

         А это мой пример общественной экспертизы и ее “влияния” на принятие социально значимых решений.      

        Постараюсь описать наиболее полно, чтобы понимать позиции всех сторон, для проведения всестороннего анализа.       

        Сам лес назвали «Цаговским» в честь Центрального аэрогидродинамического института. Статус памятника природы лес получил в 1982 году – реликтовые сосны возрастом от 90 до 200 лет, элементы таежной растительности, уникальная биосфера. Его строго охраняли, выделили лесника, проводили специальные санитарные мероприятия. Статус памятника лесу дали специально для того, чтобы его никогда не пересекла дорога. В городе всегда велись разговоры об объездной трассе в Раменское, центр Московской области. Из-за того, что иначе, чем через Жуковский, в Раменское не проедешь, здесь постоянные заторы и перегруженный центр. Другая сама важная тема, похоронившая лес – это то, что происходит с авиационной отраслью с начала 90-ых. После того, как науке резко сократили финансирование, нужно было придумывать, как и на что доставать деньги. Придумали авиасалоны, «МАКС»ы, на которые город раз в два года собирает тысячи участников и гостей, международный бизнес и представителей власти. Этот федеральный проект кормит Жуковский и дает ему особый статус. В городе можно сделать, «пробить», установить все, если это так или иначе затрагивает интересы авиасалона. В июне 2009 года проводились общественные слушания, поднявшие всех жителей. Главная тема – нужна или не нужна городу дорога через лес к главной проходной ЛИИ им. М. Громова, на базе которого как раз и проводятся «МАКС»ы. Независимая экспертиза пришла к заключению, что нет, не нужна, там формулировка даже была – «не решает проблем города». Ведь это же не объездная дорога, которая была нужна, а подъездная! 17 июня прошли слушания. Они были назначены на два часа дня, когда люди на работах, но тогда многие специально взяли больничный или отгул, чтобы быть. 3 тысячи человек собралось. Зал, где проходили слушания, был полностью забит членами городской администрации – она объявила выходной! – так что многим людям, включая пожилых, пришлось сидеть на ступеньках. И все-таки жители выиграли слушания – проект дороги через лес был отклонен. Но кого волнует какое-то там народное решение?              

     Согласно проведенному опросу Аналитического центра Юрия Левады, такого мнения придерживается подавляющее большинство жуковчан: 70% ответили, что проект подъездной дороги принесет городу скорее больше вреда, чем пользы, а 38% из них в этом абсолютно уверены. 91,5% жуковчан считают, что нынешний проект прокладки подъездной дороги через «Цаговский» лес разработан в интересах мэра города Жуковского, его окружения и бизнес-структур, которые хотели бы получить свою выгоду от строительства.     

    Осенью 2010 года произошла первая попытка вырубки леса.     

    Тогда Жуковский взорвался первым мощным протестом, организаторами которого стала редакция городской газеты, московское областное движение «Справедливость», «Мой двор» и ряд других общественных организаций.       Не удовлетворившись заключением экологов из фонда «Верховье», которые констатировали, что «Цаговский» лес уникален, администрация города накануне митинга в защиту леса пригласила «подходящего специалиста для правильной экспертизы». Некий В.Чумаков, зам. председателя президиума московской областной организации Всероссийского общества охраны природы, не стал вдаваться в такие «мелочи», как всеобщее осуждение проекта подъездной дороги на слушаниях, и, прогулявшись по хвойным дорожкам, сделал вывод о том, что дорога лесу не помешает и даже поможет отремонтировать коллектор. А остатки леса можно "передать в ведение области". Оказалось, что это не разовая акция администрации. В официальной газете вышла статья, в которой идеи Чумакова расцвели буйным цветом. Теперь уже не просто Чумаков, а все специалисты "старейшей в России экологической организации" озаботились оценкой нашего леса. И что же выявили "старейшие экологи"? А то, что для цаговского леса разрезание его на куски будет "положительным ЭКОЛОГИЧЕСКИМ эффектом" за счёт "снижения антропогенных нагрузок и сокращения выбросов выхлопных газов в атмосферу".      

    Было даже такое решение суда:

смотри "изображение" - "Решение суда".

      Лес все равно был вырублен.      

     А это выдержка из статьи и комментарий другого “многоуважаемого” человека. «Проект строительства автомобильной дороги общего пользования "Подъезд к городу Жуковский (ЛИИ имени Громова)" от трассы М-5 "Урал" давно прошел необходимую экспертизу и находится в стадии реализации. - План строительства утвержден, 17 августа была сдана первая часть проекта. Зимой строительство было заморожено, вчера лес снова начали рубить. Работы по вырубке уже практически завершены, - комментируют в пресс-службе города Жуковский. Всего будет вырублено 12 гектаров леса, что составляет порядка 8,5% от его площади. В пресс-службе также сообщили, что лес не является реликтовым или заповедным. Экологическую сторону ситуации прокомментировали в министерстве экологии и природопользования Правительства Московской области: - Проект прошел ряд экспертиз и общественных слушаний – это свидетельство того, что найден приемлемый вариант между потребностями развития территории и защитой окружающей среды. При любой вырубке зелёных насаждений должны быть предусмотрены компенсационные высадки деревьев на площадях не меньше, чем площадь вырубки. И в рамках данного проекта они будут, - отмечает начальник управления природопользования Сергей Гильденскиольд. - В Подмосковье большинство лесов «возрастные», или перестойные. Подтверждение тому – нашествие жуков-короедов, бич последних лет, по экологическому ущербу не уступающий лесным пожарам. Ведь хороший, здоровый лес жук не одолеет. Да и пожары такому лесу не страшны. Поэтому проведение так называемых санитарных рубок – это момент необходимый и положительный для развития региона в целом, - добавил эксперт. - Проблем с обновлением леса для Московской области не может быть. В регионе расположены прекрасные питомники, в том числе – селекционные питомники, где растят тысячи саженцев ценных пород деревьев. Таким образом, по закону оформленный строительный проект никогда не нанесёт вреда экологии Подмосковья, - заключил Сергей Гильденскиольд.»      

    Лес вырублен, дорога построена. Цель достигнута.

     А теперь оцените масштабность или для справки (данные взяты из интернета от обществ.организаций): Стоимость строительства – 5 (пять) миллиардов рублей за 5 километров дороги, т.е 1 млрд. рублей за 1 километр дороги.

     Мой вывод: Общественная экспертиза нужна и необходима, т.к существует множество и положительных решений, есть  у нее как «плюсы», так и «минусы», но как видно из данного примера, имея административный и финансовый ресурс  можно «ВСЕ» или , как говорится, "Кто девушку ужинает, тот её и танцует".

Ваши выводы или размышления могут отличаться.

Комментарии 2

<p>
Хорошие мысли, спасибо. оценка "отлично". Где решение кейса?
</p>
<p>
Хорошие мысли, спасибо. оценка "отлично". Где решение кейса?
</p>