Есть мнение

Образование. Вопросы, на которые есть ответы. Часть 5

29 октября 2016

В. Н. Спицнадель «Основы теории систем и системного анализа»

Отрывок из работы:

Ф. Энгельс писал, что личность человека характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как он это делает. В связи с этим исключительно важным становится умение принимать оптимальные решения, особенно в нестандартных ситуациях. При этом самое интересное заключается в том, что невозможно принять оптимальное решение в предметном знании... Наша же высшая школа продолжает готовить только специалистов-предметников. Поэтому мы всегда жили и живем в обстановке некомпетентных решений, принимаемых абсолютно некомпетентными согражданами, безобидное тупоумие которых (когда оно не ограничено рамками только их собственной судьбы) приобретает характер национального бедствия ...

«Готов спорить, — утверждает В. Шукшунов, заместитель председателя Государственного комитета по образованию, — что чуть не все беды и трагедии наши произрастают из непрофессионализма, бескультурья, отставания по важнейшим направлениям научно-технического прогресса...» Поэтому наряду с предметниками высшая школа России должна готовить и системщиков широко образованных людей, способных мыслить на уровне проблем, а не задач, способных самостоятельно ставить проблемы и оптимально решать их в научной картине мира.

... Так что же, будем двигаться таким путем таких реформ? Куда конкретно?

Все это означает попытку подвинуть общество к осознанию двух истин:

  • сложность проблем, с которыми Россия входит в XXI требует смены типа образования (например, от российско-германской системы, построенной на запоминании различных фактов, к англосаксонской, предполагающей развитие способностей к анализу и синтезу);
  • средством развития страны является не экономика, политическое руководство, рынок, частная собственность, военная мощь или еще что-то, а только новое качественное образование, направленное на подготовку элиты, пуст даже составляющей единицы процентов от количеств обучающейся молодежи.

Окончание отрывка.

К сожалению, мы не только не подошли к англосаксонской системе, но и ушли от российско-германской системы.

Ещё более печально, даже трагично, что именно в нашей стране под руководством М.Н. Скаткина разработана и внедрялась на практике наука, гармонично объединяющая обе указанные системы. Это Дидактика, определяющая единым системообразующим фактором образования  «уровни усвоения знаний».

1 уровень усвоения знаний – объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения (уровень усвоения наизусть фактов, правил, алгоритмов применения правил).

В данном случае ребёнок должен стать субъектом развития памяти.

2 уровень усвоения знаний – репродуктивный метод (практический уровень).

В данном случае ребёнок должен стать субъектом развития мышления на уровне применения образца в сходной ситуации.

3 уровень усвоения знаний – методы проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский (творческий уровень).

В данном случае ребёнок должен стать субъектом творческой деятельности, субъектом развития творческого мышления в нестандартных ситуациях. Это и есть развитие интеллекта.

Причём, 3-ий уровень возможен только после 1-го и 2-го. Школьные программы построены на 3-м уровне. Откуда ребёнку брать знания для творчества, чем думать? Даже компьютер, прежде чем решать поставленную задачу, требует загрузки файлов и алгоритмов для решения любой задачи.

Суть Дидактики в том, что она применима во всех, без исключения, отраслях, во всех сферах, будь то образование, производство, научная деятельность, спорт, хозяйственная деятельность.

На всех стадиях жизни человека, как говорится, «век живи, век учись».

Технологией обучения  на всех этапах развития человека являются уровни усвоения знаний.

Но самое позтивное в том, что для внедрения вышеописанного в практику у России всё есть. Пока есть.

Комментариев пока нет