Есть мнение Статьи Дискуссионный клуб

Образование - фундамент развития страны

13 июля 2017

Российское образование реформируется уже весьма длительное время.

И в основе этих реформ, конечно же, должно находиться понимание того, что обеспечить нашей стране конкурентоспособную рыночную экономику способны только очень образованные люди. Бесспорно, что качество образования напрямую зависит от его стоимости, от тех денег, которые вложены в его реализацию. В середине 70-х годов прошлого столетия индустриальная эпоха в СССР закончилась и наступила постиндустриальная, развитие которой было обеспечено четырехкратным удорожанием нефти. Сегодня, когда цена нефти упала вдвое, главным фактором роста экономики стало качество человеческих ресурсов. Инновационная экономика совпадает

с человеческим капиталом, потому что главный элемент, толкающий вперед рост ВВП – это инновации, то есть продукт изобретений. А идея, которая обеспечивает рост экономики (технология), является продуктом отличного образования (не прикладного, а с научным уклоном) и тесно связана

с предпринимательством, выбирающим для себя самое нужное из этих идей

и достижений, превращающее эти достижения в инновации.

Для обеспечения конкурентоспособности российская экономика нуждается в 15% инноваций в нашем ВВП против около 0,5-,07% сегодняшних. Для этого мало только талантливых людей. Любому таланту должен быть обеспечен высокий интеллектуальный уровень, тогда у него действительно повышается ценность. Эту задачу может решить только хорошее образование.

Получать качественную образовательную услугу должны не только выпускники с состоятельными родителями, которые могут оплатить ее, необходимо сделать так, чтобы эта возможность была и у самых способных. Государство должно вкладывать средства в такую молодежь.

Идея перевода образования на рыночные рельсы была заложена

в основных положениях Закона об образовании 1992-го года. Но довольно быстро эту идею поменяли. Другая концепция состояла в том, что государство будет делать ставку на интеллектуальный потенциал, а не только на платность. Это особенно важно при переходе со ступени общего образования на уровень вуза. Задачу выявления высоких способностей выполняет всеобщая система национального тестирования. У нас это – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Очень многие негативно воспринимают ЕГЭ. Конечно, небезосновательно… Однако когда внедряется новшество, затрагивающее интересы большого количества людей, избежать ошибок и просчетов невозможно. Для накопления опыта и устранения недостатков потребуется время. Однако основная идея ЕГЭ – обеспечение равных условий всем выпускникам при поступлении в вуз (из глубинки или из центра), – реализована. Абитуриенты с сертификатами с высокими результатами будут иметь возможность учиться в престижном вузе, получать качественное образование.

Следующий шаг – существенное повышение качества самого образования. Нынешнее состояние, к сожалению, ещё пока ниже требуемого уровня, хотя охват высшим образованием довольно высок: 75% выпускников 11-х классов поступают в вузы; если добавить ещё выпускников средних профессиональных заведений – 83,4%. Велика доля и тех, кто учится после 25 лет. Участие населения в формальном и неформальном образовании после этого возраста и до 64 лет в России – 20% (в США – 59%, в Финляндии – 66%).

Нужно констатировать: у нас слишком много людей с дипломами вузов. В мировой практике получившие высшее образование по доходу оцениваются в 4 раза выше, чем те, которые его не имеют. При этом в России с началом реформирования рынок образовательных услуг был сильно либерализован: открылось большое количество новых образовательных организаций, появилась огромная сеть филиалов уже известных заведений

(в основном с целью сбора денег). Подобные организации дают не знания,

а диплом государственного образца, который уравнивает его держателей. Выходит: не столь важно, какой вуз окончен. А вузы бывают разные: есть МГУ, есть ВШЭ, есть еще много других мест, где можно получить качественное образование; есть и другие вузы, в которых отсутствуют элементарные требования к образовательному процессу, а они при этом функционируют (пока, по крайней мере) и выдают дипломы государственного образца. Эта ситуация требует разрешения.

В результате – много занятых в различных сферах людей, профиль образования которых не имеет отношения к их деятельности. То есть некто получает образование, а потом понимает, что ни поработать, ни тем более заработать с этим образованием ему не удастся и уходит, куда получается. Для чего тратились усилия и средства?! Сегодня в магазинах бытовой техники в качестве консультантов работают профессиональные юристы, экономисты и даже биологи… Множество обслуживающего персонала

с высшим образованием! Это результат того, что экономика не принимает подобных специалистов, они не могут включиться в ее работающий механизм. А это как раз проблема наличия знаний, умений, навыков, делающих человека нужным для рынка как специалиста в определенной области.

Мы теперь вышли на такой этап развития, когда успехи страны, как никогда, зависят от технологических нововведений мирового класса. Это значит, что нужно серьёзно заниматься инновациями, следовательно, наукой

и особенно образованием.

Комментариев пока нет