Обоснование актуальности изучения внешней культурной политики Австрийской республики

Актуальность темы

Культура начинает играть одну из основополагающих ролей среди этих инструментов в международных отношениях. Культурный аспект помогает решать внешнеполитические задачи, укрепляет международное сотрудничество, улучшает связи между государствами, создает определенный образ конкретной страны за рубежом. Успешный межгосударственный культурный диалог формирует благоприятные отношения сторон во внешнеполитическом процессе.

На международной арене Австрия выступает в качестве «страны, несущей мир» в результате ведения продуманной внешней политики. В столице государства, Вене, расположены представительства и штаб-квартиры таких международных организаций, как ОПЕК, ОНН и т.д., а также лаборатория ядерных исследований [5, с. 191].

После вхождения Австрии в состав Европейского союза в 1995 году, Австрия стала разделять цели и задачи Европейского союза во внешней культурной политике, приоритетами и ключевыми целями которой являются [3]:

  1. Расширение зоны «мира процветания, свободы и демократии» посредством распространения своих ценностей и интересов;
  2. Оказание гуманитарной помощи;
  3. Наблюдение на выборах, содействие в реформах правосудия и полиции.

Здесь стоит отметить, что хоть и нет единого определения понятия «внешняя культурная политика», под внешней культурной политикой будем понимать комплекс мер, которые разрабатываются и реализуются государством во внешней политике для продвижения национальной культуры и языка, а также для формирования благоприятного образа страны с целью укрепления его авторитета за рубежом [2, с. 96].

Что касается нормативно-правовой базы, регулирующей культурные отношения на международной арене, то стоит сказать, что в некоторых странах существуют документы, отражающие основные цели внешней культурной политики государства (например, в России таковым может являться документ «Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию государственной программы  "Внешнеполитическая деятельность"» и Концепция внешней политики). Однако в Австрии такого документа нет. Основные положены внешней культурной политики Австрии изложены в документах Министерства европейских и международных дел.

Например, одним из малоизученных проектор Министерства европейских и международных дел Австрии являются Австрийские библиотеки, 4 из 65 которых функционируют на территории Российской Федерации. Австрийские библиотеки играют большую роль в качестве центра распространения австрийской культуры и немецкого языка за рубежом.

В целом Федеральные министерства Австрии, австрийские культурные центры регулярно не только финансируют и поддерживают уже существующие проекты за рубежом, но и ищут новые формы и методы для построения межкультурного диалога с другими государствами.

Эффективными способами международного общения являются научное сотрудничество, сотрудничество в сфере искусства, в сфере науки и техники, в сфере образования, культурные обмены. Малочисленные работы, посвященные исследованиям институтов, благодаря которым осуществляется межкультурный диалог Австрии с другими государствами, плохо изучен как в российской, так и в зарубежной науке. Изучение внешней культурной политики Австрии поможет в процессе укрепления благоприятных условий для сотрудничества между Россией и Австрией.

Таким образом, феномен внешней культурной политики находит свое отражение в продвижении национальных интересов отдельного государства через спорт, туризм, культуру и образование. В условиях глобализации значение культуры становится значительным, что позволяет многим государствам, в том числе и Австрией, использовать ее с целью реализации своей внешней политики и национальных интересов  и в связи с этим начинает играть основополагающую роль на международной арене. И возрастание роли культурного аспекта в международных отношениях, недостаточная изученность австрийского опыта реализации внешней культурной политики и потребность использования результатов исследования определили актуальность темы исследования.

Список литературы

1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе. Тамбов: Грамота, 2012. № 4 (18): в 2-х ч. Ч. I. C. 25-27.

2. Захарова В.И. Внешняя культурная политика и современные этнополитические коммуникации  // Коммуникология. 2014. Т. 5. № 3. С. 95-100.

3. Ларионова М.В. «Мягкая сила» - ресурс внешней политики. Презентация к докладу на совещании руководителей представительств и представителей Россотрудничества за рубежом, Москва, 7 июля 2014. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/data/2014/07/08/1311908969/Презентация_мягкая%20сила%20итог.pdf (дата обращения 11.10.2021).

4. Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы. Вестник МГИМО-Университета. 2017. 3(54). С. 212-223.

5. Ловкова А.Е. Мягкая сила Австрии. Дискурс-Пи. 2014. Т.11, N 2-3. С.184-195

6. Николаева Ю. В., Боголюбова Н. М. Культура зарубежных стран в России: из истории реализации внешней культурной политики // Труды С.-Петерб. гос. ун-та культуры. 2014. № 203. С. 378-386.

7. Полякова В.В. Культура как инструмент внешней политики государства //

Молодой ученый. 2016. No 15. С. 388-390.

8. Соловьева А.А. Внешняя культурная политика как новый феномен современных международных отношений [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «ГосРег» [Сайт]. Химки: АГЗ МЧС России, 2019. № 2.  URL: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/28number/articles/Solovieva-28%20MGLU.pdf (дата обращения: 06.10.2021).

9.  Lenczows, J. Cultural Diplomacy, Political Influence, and Integrated Strategy// Strategic influence: public diplomacy, counterpropaganda, and political warfare [Электронный ресурс] // Institute of World Politics Press. 2008. URL: https://jmw.typepad.com/files/strategicinfluenceclass_copy.pdf (дата обращения: 08.10.2021).

Студентка 4 курса ФГБОУ ВО МГЛУ направления подготовки 41.03.04 Политология Зайцева Ксения Юрьевна

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений