Есть мнение

Оборотная сторона ЕГЭ: ждите дальнее эхо

29 октября 2016

Когда вводили единый госэкзамен, его сторонники расписывали многочисленные его преимущества перед традиционной формой приема в вузы. Мол, школьники не будут два раза сдавать одни и те же экзамены, коррупционеры из вузовских приемных комиссий не смогут заваливать талантливых, знающих абитуриентов и проталкивать богатеньких двоечников, да и вообще система тестирования позволяет объективнее проверять знания. Однако практика показала, что все эти преимущества оказались липовыми: сдача ЕГЭ в условиях жесточайшего и унизительного контроля – не меньший, а то и больший стресс, чем прежняя «двойная» сдача экзаменов, коррупция никуда не делась, а просто перекочевала на другой уровень (да и у вузовских коррупционеров появились кое-какие механизмы принять «тех, кого надо»), а переход от устных экзаменов к тестированию привел к появлению школьников-полузнаек.

Но у сторонников ЕГЭ остается один «железный» аргумент: зато ЕГЭ позволил ребятам из деревень, маленьких городков и вообще из провинции легко поступать в лучшие московские и петербургские вузы. Услышав этот аргумент, противники единого госэкзамена немеют и не знают, что возразить – действительно, что плохого в том, что талантливый ребенок из заштатного городка сможет стать студентом элитного московского вуза и получить образование, уровень которого куда выше, чем уровень вузов его малой родины. Раньше для того, чтобы поступить в столице, ему нужно было ехать в Москву, сдавать там экзамены, на что-то жить месяц, а теперь, успешно сдав ЕГЭ, он отправляет документы в московскую приемную комиссию и получает уведомление о зачислении.

Но на самом деле и это преимущество породило огромную проблему…

Уже несколько лет работники провинциальных вузов сталкиваются с тем, что абитуриенты, имеющие высокие баллы, уезжают в столицы. В университеты и институты провинциальных городов поступают ребята послабее. Уровень студентов первых курсов заметно упал после ведения в России единого госэкзамена. Это означает только одно: уже через несколько лет российская провинция столкнется с большой кадровой проблемой. Не будет молодых высококвалифицированных врачей, педагогов, инженеров и даже пресловутых юристов и экономистов. Те отличники и хорошисты, кто уехал в Москву и Петербург и получит там специальность и диплом, безусловно, так и останутся в столицах. В родные Урюпинск или Бирск их калачом не заманишь, и по-человечески их понять можно: уровень жизни в столицах гораздо выше, чем в провинции. Поэтому, если простой гражданин из провинции захочет, чтобы ему квалифицированно сделали медицинскую операцию, придется ему раскошелиться и ехать в столичную клинику или сдаваться на милость местным недоучкам-костоломам – и это будет платой за ЕГЭ, высосавший все сколько-нибудь профпригодные молодые кадры в столицы.

Кстати, в советские времена и без всякого ЕГЭ школьник из глухого села мог поступить и поступал в московский институт, но оставался он в Москве в редчайших случаях и, скорее всего, уезжал в такое же село или маленький город – хоть три года, но поработать на предприятии, в больнице, в школе. Так выпускник элитного, как сейчас говорят, московского вуза возвращал свой долг провинции-матушке.

Но вообще советская власть делала упор на развитие образования не только в столицах, но и на периферии. Во всех столицах союзных и автономных республик, в областных городах, даже в маленьких городках открывались вузы или их филиалы. Для усиления преподавательского состава туда присылали по распределению выпускников столичных аспирантур, да и самим провинциалам давали возможность защищаться и повышать квалификацию в вузах Москвы и Ленинграда. Часто в новые провинциальные вузы приезжали работать большие ученые из центра. Несколько лет назад в моем родном университете был юбилей и выпустили книгу по истории альма-матер. В ней рассказывается о крупных ученых, которые преподавали здесь в 60–80-е гг., так вот, своих собственных кадров первоначально среди них было очень мало, в основном москвичи, ленинградцы, свердловчане, киевляне, харьковчане, которые приезжали по распределению, но так и оставались, потому что обзаводились здесь квартирами, семьями. Но они нашли здесь себе учеников, основали свои собственные научные школы, их ученики потом тоже обзавелись учениками. И теперь этими школами заслуженно гордится наш университет и весь наш край.

Такая система была удобна и талантливым ребятишкам из провинции: чтобы слушать лекции московского светила, не нужно было ехать за тысячу километров, в Москву, можно было это сделать и в родном городе и можно было себя реализовать как ученого в местной научной школе, которая иной раз мало уступала столичной.

Вот и сейчас надо бы укреплять провинциальные вузы, а не организовывать при помощи ЕГЭ «пылесос», высасывающий таланты в столицы. Конечно, сейчас другие условия и распределения давно уже нет, но можно ведь выделять целевые транши провинциальным вузам, чтоб их тратили на приглашение видных ученых из столиц, а может, и из-за рубежа. Думаю, сюда можно было направить те же деньги, которые тратятся на проведение ЕГЭ – от этого было бы гораздо больше пользы.

Источник: Советская Россия

Комментариев пока нет