Об ассоциации ученых и общественных деятелей по сохранению идентичности тюркских народов России

Не секрет, что наше общество расколото целым рядом противоречий на всех уровнях. Некоторые из них удалось купировать, некоторые расширяются. Поэтому высок запрос на работающие модели солидарности общества. Находить и развивать линии, которые нас объединяют по разным направлениям – необходимая и постоянная работа. Одним из таких, объединяющих проектов, представляется основанная Ассоциация, которая развивает солидарность и самобытность тюркских народов России, их защиту от ассимиляции, будь то русификация, татаризация или обезличивающий космополитизм.

Инициатором и организатором выступило АНО по развитию общественных и гуманитарных наук «Центр социокультурного моделирования» (директор А.Т. Бердин, член Экспертного Совета ФАДН России) в рамках реализации гранта Главы РБ по развитию родных и государственных языков РБ. на Круглом столе «Тюрки России: проблемы исторической и современной идентичности», который состоялся 14 июня 2019 г. в г. Уфе. В научно-практической конференции приняли участие ученые и общественники из Москвы (МГИМО), Республики Башкортостан, Астрахани, Сибири.

Так, Ю.Н. Квашнин и Г.Т. Бакиева, выступили с анализом языковых, демографических и идентификационных проблем поволжских и сибирских татар в Западной Сибири (сектор этнологии Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН, г.Тюмень), Э.Ш. Идрисов (зам.директора по научной работе и территориальному отделению ВШГУ Астраханского филиала РАНХиГС, руководитель Центра ногайской культуры «Эдиге», г.Астрахань) проанализировал этнопотестарные аспекты воспроизводства идентичности ногайцев в истории и современности, Ю.М. Юсупов (начальник Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований РБ, г.Уфа) говорил о трансформации этносоциальной идентичности тюрко-мусульманcкого населения Урало-Поволжья XV – XVII вв. Постордынской проблематике был посвящен и доклад Ш.Н. Исянгулова (Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН, г.Уфа). А.В. Сызранов (зав. кафедрой философии, социологии и лингвистики Астраханского государственного архитектурно-строительного университета, г.Астрахань), прочел доклад о трансформации идентичности астраханских ногайских татар. М.М. Имашева (д.и.н., ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет, г.Казань), рассказала о тюрко-мусульманской общине Астрахани. Проф. Б.А. Азнабаев (зав. кафедрой истории РБ БашГУ, г.Уфа), обратился в своем докладе к вопросу о политической субъектности башкир XVII–XIX вв., Р.Р. Асылгужин (Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, г.Уфа), - к проблемам культурно-языкового, исторического наследия тюрков Урало-Поволжья. Историческим и диалектным вопросам башкирского языка и проблемам их политизации посвящены выступления к.филос.н. З.Г. Аминева (Институт стратегических исследований РБ, г.Уфа) и к.ф.н. И.Р. Саитбатталова (зав. отделением теологии БашГУ, г.Уфа). А.А. Ярлыкапов (МГИМО, г.Москва), предложил две модели национальной идентичности современных ногайцев. Ф.А. Шамурадов (исполнительный директор Тюменской областной общественной организации «Национально-культурная автономия сибирских татар», г.Тюмень), Р.В. Ишмухамбетов (представитель ФНКА ногайцев России «Ногай Эл», г. Астрахань), обозначивший основные проблемы сохранения идентичности астраханских ногайцев; Г.В. Баймурзина, (зам. директора Центра сэсэнов Республики Башкортостан, главный специалист по фольклору Республиканского центра народного творчества, г. Уфа); А.Т. Бердин (директор Центра социокультурного моделирования, г.Уфа),  сюжеты и символы современной идентичности тюркских народов на материале РБ. Отдельно с большим успехом в широкой аудитории прошел научно-популярный лекторий «Культура Степи», лекторами выступили Р.В. Ишмухамбетов, рассказавший башкирской аудитории об истории, культуре, языке и современном положении ногайцев, и Г.Т. Бакиева - сибирских татар.

Основным итогом комплекса мероприятий стало учреждение Ассоциации ученых и общественных деятелей по сохранению идентичности тюркских народов России. Цель данного комплекса мероприятий – установка и оформление на постоянном, концептуальном уровне научно обоснованных трендов тюркской солидарности в контексте именно российской цивилизации и российской истории. Это подход, позиционирующий именно Россию (а не Турцию, Казахстан и т.д.) центром, цивилизационным очагом для тюркских народов России/Евразии.  На уровне РФ поставленный в этих рамках диалог со знаковыми учеными и общественниками из ногайцев и сибирских татар в расширяющейся перспективе выбивает почву из-под ассимиляционных претензий пантюркизма и его провинциальных изводов наподобие татаризма (концепции татарского национализма, обоснованный в постсоветский период проф. Р.Хакимовым и Д. Исхаковым) в РБ и РФ, одновременно предоставляя площадку для формирования учеными и общественниками перспективных моделей общетюркской солидарности. Образно говоря, Ассоциация придерживается принципа «пусть расцветают все цветы» - в этнонациональном плане, что ведет к укреплению российской гражданской идентичности в плане гражданском, поскольку каждая из этнонаций: башкиры, сибирские татары, ногайцы и т.д. апеллирует не к альтернативному общетюркскому центру, будь то Турция или РТ, - а к России, полноправной частью которой является тюркский мир РФ.

Согласно Положению об Ассоциации, официально ее целью объявлено укрепление и повышение престижа уникальной идентичности тюркских народов России, основанной на их многовековом культурно-историческом наследии;  содействие языковому и культурному многообразию тюркских народов России; осмысление и популяризация особой роли тюркских народов России в формировании культурного пространства Евразии; укрепление корпоративного единства научных и общественных деятелей в сфере изучения и популяризации исторического и культурного наследия тюркских народов России. Соответственно определены задачи Ассоциации: содействие развитию научно-исследовательских и общественных институтов, направленных на сохранение и развитие идентичности тюркских народов России; создание благоприятных условий для кооперации ученых и общественных деятелей тюркских народов России в рамках конкретных научно-исследовательских и просветительских проектов; работа по организации встреч и взаимодействию между учеными и общественными деятелями тюркских народов России в различных форматах (форумы, конференции, симпозиумы, круглые столы, семинары); создание, постоянное пополнение общедоступной в сети Интернет-базы данных об ученых, общественных деятелях и общественных организаций тюркских народов России; содействие в работе по сохранению тюркской идентичности среди молодежи; взаимодействие Ассоциации с общественными институтами регионального и федерального уровней; взаимодействие Ассоциации с международными организациями. Руководящим органом Ассоциации является Совет Ассоциации (далее Совет), который избирается на Общем Собрании Ассоциации раз в 2 года и собирается не реже 1 раза в полугодие.

Эксперты Федерального агентства по делам национальностей А.Т. Бердин и Ю.М. Юсупов отметили позитивное значение подобной Ассоциации для текущего процесса формирования российской гражданской нации, поскольку она отражает высокий запрос на работающие модели солидарности российского общества.

Очень символично, что эта идея оформлена учеными, занимающимися тюркской тематикой и общественниками разных тюркских народов (ногайцев, сибирских и астраханских татар, якутов, башкир) именно в столице Башкортостана.

Башкиры отличались тем, что, с одной стороны, успешно осуществили достаточно крупный независимый национальный проект, с другой стороны, он не основан на ассимиляции в себя других народов в смысле отказа их от своей идентичности. У них не сложилось концепций типа татаризма с гротескным зачислением в «татрские племена» башкирских и ногайских кланов. Т.е. башкирам выгодно именно сохранение и развитие братских тюркских народов России – ногайцев, сибирских и крымских татар, также, конечно, как и казанских татар, именно такими, каковы они были и есть – так же, как развиваются они сами. Башкирский национальный проект, пожалуй, эталонный в этом плане: он показывает, как можно развивать идентичность достаточно крупного этноса (свыше полутора миллиона человек уровня вполне современной нации, ставшей у истоков советского и современного федерализма России), не ассимилируясь, и в то же время органично входя в более обширные миры и цивилизации – Россию, тюркский и мусульманский мир.

К примеру, многим народам свойствен какой-либо мессианизм. Башкирский исторический мессианизм, проявившийся в башкирских восстаниях, включая пугачевщину с Салаватом Юлаевым и в создании Первой Республики (Башкирия стала первой осуществленной и единственной договорной национальной автономной республикой) в РСФСР в период Гражданской войны, заключался не во вхождении остальных в их собственный проект, а в защите интересов – как собственных прав и свобод, включая исключительные в то далекое от нас время – вотчинное право на землю, так и прав и свобод всей уммы, всего тюрко-мусульманского мира России.  

Именно поэтому столица Башкортостана, город Уфа – исторически стала и является центром российского ислама, которого придерживались именно тюркские народы империи.

Символично, что в именно в дни основания Ассоциации в Уфе проходил масштабный фестиваль «Сердце Евразии», собравший 75 тысяч зрителей и участников – потому, что Башкирия действительно является сердцем России-Евразии, цивилизации, основанной на свободном единстве народов во всем их многообразии.

 

Бердин Азат Тагирович, к.филос.н., директор АНО по развитию общественных и гуманитарных наук «Центр социокультурного моделирования», член Экспертного Совета ФАДН России