Сообщить нам об ошибках новой версии сайта
Статьи

О РОЛИ ПОЛИТОЛОГОВ В СИСТЕМЕ ПРОЕКТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

О РОЛИ ПОЛИТОЛОГОВ В СИСТЕМЕ ПРОЕКТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

30 сентября 2016 года Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, выступая на Международном инвест-форуме в Сочи, заявил о намерении руководства современного Российского государства провести инновационные преобразования в сфере государственного управления. Необходимость проведения реформы обусловлена низкой эффективностью системы госуправления, что является, по мнению главы Кабинета Министров, одним из ключевых факторов, который сдерживает развитие страны. При этом

Д.А. Медведев подчеркнул, что в существующей управленческой системе государства:

– многие хорошие инициативы и идеи, которые могли бы двигать Россию вперед, просто разбиваются об административные стены;

– принимаемые законы не работают в должной мере;

– низкий КПД работы государственного аппарата;

– отсутствие профессиональной ответственности за реализацию конкретных стратегий, концепций, планов и программ.

Модернизация госуправленческой системы заключается в переходе от так называемой модели «по поручениям» к работе государственного аппарата по результатам, то есть к проектному государственному управлению. В чем ее суть? По словам Председателя Правительства Д.А. Медведева, проектный подход состоит:

– в повышении эффективности, так как каждый бюджетный рубль, вложенный в конкретные проекты, должен улучшать качество услуг, товаров и инфраструктуры, а каждый нормативный акт должен давать конкретный результат;

– в формировании стратегии по созданию качественно новых институтов управления развитием страны;

– в достижении целевых показателей во всех сферах жизни людей – в образовании, здравоохранении, в дорогах, в городской среде и т.д.;

– в обеспечении четкой реализации всех принятых решений в каждом регионе.

Переход к новой госуправленческой системе заключается в грамотном наложении проектного подхода на существующую систему государственного управления. При этом речь идет об усложнении работы государственного аппарата, повышении его профессионализма.

Обращает на себя внимание тот факт, что еще в апреле 2013 года специалистами Минэкономразвития был разработан Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в котором они приходят к выводу о том, что инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Эти сценарии связаны с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости.

Необходимо также отметить, что концепция проектного государственного управления очень близка к концепции системы государственного регулирования, которая была разработана на кафедре политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова во главе с ее заведующим доктором политических наук, профессором А.П. Кошкиным. Важным, на наш взгляд, является то обстоятельство, что существующее в настоящее время госуправление осуществляется в интересах государственного аппарата. Предлагаемая кафедрой система госрегулирования формируется в целях реализации интересов тех, кого регулируют – общества, социальных групп, отдельных граждан, предпринимателей, бизнесменов, других экономических субъектов.

Но главное, на наш взгляд, что объединяет обе концепции – это, во-первых, активизация роли негосударственных, прежде всего экспертных и аналитических сообществ, в управлении делами государства, что является реализацией на практике требований пункта 1 статьи 32 Конституции РФ о том, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей» [Бархатова, 2014, с. 47]. Во-вторых, в необходимости активизации государственно-общественного взаимодействия в целях реализации проектов в различных сферах общественной деятельности, решения социальных и других проблем в социуме.

То есть, такое взаимодействие предполагает наличие в государственном аппарате и в общественных структурах специалистов в сфере политического менеджмента. Таких профессионалов готовят в магистратуре на кафедре политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова. В программе подготовки бакалавров по профилю «Политология» предусмотрено изучение студентами учебной дисциплины «Политический менеджмент».

Кроме этого, элементы политического менеджмента, а также общественно-государственного взаимодействия на бакалавриате изучаются в рамках изучения таких учебных дисциплин, как «Современная российская политика», «Политический анализ и прогнозирование», «Политическое и государственное регулирование», «Политический плюрализм и многопартийность», «Теория и технологии политических коммуникаций», «Политические решения», «Политический PR», «Политическая конфликтология», «Социально-политические риски» и другие. Полагаю, что выпускники нашей кафедры, как бакалавры, так и магистры должны быть способны осуществлять свою деятельность на всех стадиях государственно-управленческого проектирования и прогнозирования.

На первой стадии государственного проектирования выпускник РЭУ имени Г.В. Плеханова по профилю «Политология» и «Политический менеджмент» должен уметь разработать философию и методологию управления проектом.

Для перехода на вторую стадию необходимо, чтобы политологи разработали и предложили разнообразные формы и методы управления проектом, включающие в себя и взаимодействие с различными негосударственными структурами, позволяющие принимать обоснованные решения на протяжении всей жизни самого государственного проекта.

На третьей стадии политологи, совместно со своими коллегами государственными управленцами, подготовка которых также осуществляется на факультете экономики и права в РЭУ имени Г.В. Плеханова на кафедре государственного и муниципального управления, готовят средства управления проектом, представляющие собой разнообразные инструменты и технику управления.

Четвертая стадия заключается в формировании специальных организационных форм и проектно-ориентированных структур, включая команду проекта. Роль политологов на этой стадии как раз и заключается в определении партнеров в государственных и муниципальных структурах, политических и общественных организациях, включая также религиозные объединения, в информационных и сетевых структурах в целях реализации того или иного проекта.

При этом роль политологов на всех стадиях проектной государственной деятельности сводится к выполнению таких задач, как:

– определение политической миссии проекта, а именно: в каком виде государственной политики он реализуется, какие цели и задачи политики при этом должны быть достигнуты, как будет способствовать укреплению социально-политической обстановки в социуме;

– определение структуры политических и общественных институтов, участвующих в реализации проекта, форм взаимодействия, как с ними, так и между ними, роли и места этих институтов на всех стадиях проекта;

– определение системы субъектно-объектных отношений, информационного обеспечения и другой PR-деятельности, механизмов и технологий общественного контроля.

Автор статьи полагает, что в рамках отдельной статьи невозможно изучить и проанализировать все аспекты формирования и развития системы проектного государственного управления в Российской Федерации, обосновать роль и место политологов в этой системе. В то же время выражаем уверенность в том, что вышеизложенные мысли и идеи получать своё продолжение и в других научных публикациях политологов.

Список литературы

1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Проспект, 2014. – 256 с.

2. Кафедра политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rea.ru/ru/org/cathedries/Pages/polkaf.aspx (дата обращения: 07.11.2016)

3. Медведев заявил, что власти уйдут от модели управления «по поручениям» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ria.ru/economy/20160930/1478218827.html (дата обращения: 07.11.2016).

4. Медведев: в России необходимо поменять всю систему госуправления [Электронный ресурс]. Режим доступа: tass.ru/politika/3667349 (дата обращения: 07.11.2016).

5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144190 (дата обращения: 07.11.2016).

6. Перенджиев А.Н. Влияние власти на развитие экономики и бизнеса в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: lawinrussia.ru/blogs/aleksandr-perendzhiev/2011/03/29/vliyanie-vlasti-na-razvitie-ekonomiki-i-biznesa-v-rossiiskoi-federatsii (дата обращения: 07.11.2016).

7. Суворова Н.Н. Проектный менеджмент: систематизированное изложение теоретических основ [Электронный ресурс]. URL: www.rae.ru/forum2012/229/636 (дата обращения: 07.11.2016).

Комментарии 1

Сергей Мельков 06 февраля 2017 23:20

АН, добрый вечер. Со многим из того, что Вы написали, я согласен.
Но есть и не ясные моменты:
1. Учить проектному методу управления и внедрять его - совсем не одно и тоже.
2. Проектное управление в большинстве стран, на которые Россия то хочет походить, то не хочет, внедрено в бизнесе, а не в системе ГМУ. Надеюсь понятно, что целью такого управления является максимизация прибыли. Но разве государство (любое государство) для этого предназначено?!
3 и последнее. В условиях проектного управления должна измениться роль государства - это принципиально. ОТ самостоятельной экономической деятельности российское государство должно отказаться. Зато оно должно стать заказчиком проектов и контролером качества их реализации.