О некоторых направлениях работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию

В настоящее время в Российской Федерации наблюдаются ярко выраженные процессы укрепления государственности, дальнейшее развитие общества, культурно-исторических и патриотических традиций. Формирование правового государства происходит на основе демократических основ, развивается гражданское общество.  В этой связи ставится актуальная задача консолидации общества, в основе которой важнейшую роль играют патриотические ценности. Патриотизм становится, с одной стороны, главенствующим фактором в этом процессе, с другой – одним из условий защиты национальных интересов, развития и дальнейшего укрепления России как многонационального государства.

Наблюдаемые  на исторической арене вызовы к государствам во многом будут решаться молодыми поколениями, их готовностью к защите интересов страны. Фактически, будущее России определяется степенью подготовленности молодежи к решению этих задач.

 «В тяжелейшие времена испытаний наш народ всегда объединялся и сплачивался вокруг главной идеи - патриотизма, любви к Отечеству. В нашем народе всегда было и есть понимание, что или мы победим, или нас не будет», - сказал Президент Российской Федерации В.В. Путин в интервью передаче «Москва. Кремль. Путин».

На сегодняшний день достаточно слабо отрефлексирована методология патриотического воспитания обучающейся молодежи, особенно в полиэтнической и поликультурной средах. Недостаточно определены организационные формы проведения такой работы. Предлагается использование в этом процессе такой организационной формы, как сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций». Лаборатория была создана  на базе Института развития образования Республики Башкортостан в 2015 году (научный руководитель профессор В.Н. Гуров). Деятельность лаборатории в этом  направлении была инновационной и носила «сквозной» характер: семья ↔ школа ↔ СПО ↔ ВУЗ. Работа ведется на основе инновационного проекта «Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитетах и отдельных образовательных организациях».

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности образовательной организации, т.к. одной из основных ее целей является формирование конкурентоспособного выпускника. По нашему мнению, конкурентноспособность  предполагает наличие не только интеллекта, коммуникабельности и здоровья, но и воспитание у обучающихся любви к Отечеству.

Предварительные результаты внедрения инновационного проекта могут служить основой для эффективной инновационной деятельности образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций образования по патриотическому воспитанию обучающейся молодежи на основе создаваемых сетевых инновационных кластерных педагогических лабораторий. Конкретный исследовательский материал мы планируем разместить в следующих публикациях.

Пример №1. Патриотическое воспитание обучающихся  в сельской школе   (из опыта МОБУ СОШ д. Улукулево МР Кармаскалинский район).

В школе обучаются 590 учащихся. Педагогический коллектив – 53 учителя, из них 8 имеют почетные звания, четверо – победители Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России». В школе работают 34 учителя высшей квалификационной категории. В 10-11 классах ведется обучение по двум профилям: физико-математическому и социально-экономическому.

В школе создана Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России». Целью данной программы является воспитание патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к своему народу.

Программа включает в себя следующие  направления: «Связь поколений», «Растим патриота и гражданина России», «Мой край родной», «Я и семья».

В рамках направления «Связь поколений» школьники участвуют в акциях «Я помню! Я горжусь!», «Наказ воину», «Пионеры ветеранам», «Бессмертный полк», «Весенняя неделя добра», «Афганистан — наша боль и память», организуют тимуровский десант «Спешите делать добрые дела». Особо следует отметить акцию «Бессмертный полк», которая вызвала живой отклик в душах не только учащихся, но и их родителей.

Одним из пунктов работы является тимуровский десант. В настоящее время школьники шефствуют над шестнадцатью ветеранами тыла.

В мае проводятся мероприятия, посвященные Дню Победы. В классах проходят открытые классные часы, уроки мужества с приглашением ветеранов войны и труда. Обучающиеся посещают музей М. М. Шаймуратова, Республиканский музей боевой славы, музеи города Уфы. Школьники и учителя участвует в митинге ко Дню Победы. Лучшие пионеры несут Вахту памяти возле обелиска Павшим воинам.

Направление «Растим патриота и гражданина России» ставит целью формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Важную роль здесь играют уроки обществознания и права.

Направление «Мой край родной» нацелено на воспитание любви к своему родному краю, к своей деревне как к своей малой родине.

Во внеклассной деятельности изучение родного края проводится в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся. Это и изучение природных объектов своей местности, и жизни известных людей района, изучение прошлого своей семьи, своей школы и деревни. В школе изучается родной башкирский язык. Ребята интересуются историей, культурой своей деревни, национальными традициями. Накоплены материалы для создания школьного музея, но дело тормозится отсутствием помещения для него: школа уже не помещается в трех имеющихся зданиях, приходится заниматься в две смены. Школой организуются экскурсии по знаменательным местам своего района: к памятникам природы, в музеи М. М. Шаймуратова, М. Уметбаева, С. Т. Аксакова и др. Ребята знакомятся с биографиями знаменитых земляков, с их судьбой и творчеством.

Организуются встречи с ветеранами, с воинами-интернационалистами, с известными спортсменами. Ведется тесное  сотрудничество с сельской библиотекой, домом культуры, с клубом «Ағинәйҙәр». Детей закомят с лучшими образцами фольклора, традициями  народов Башкортостана и России. Здесь являются большим подспорьем уроки предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Направление «Я и семья» ставит целью помочь детям воспринять семейные ценности, воспитывать культуру семейных отношений. Нами привлекаюся родители к проведению школьных мероприятий, таких как «День матери», «Папа, мама, я — спортивная семья», школьные праздники.

Пример №2. Средняя общеобразовательная школа № 124 г. Октябрьского района г. Уфы.

В школе разработан Проект патриотического воспитания обучающихся на 2020-2022 годы, который содержит ряд инновационных моментов:  диверсификацию (разнообразие) направлений и форм патриотического воспитания (такие формы проведения мероприятий как блиц, ток-шоу, баттл, квест, флешмобы помогут вовлечь большее количество обучающихся в гражданско-патриотические мероприятия); расширение возможностей школьного самоуправления и минимизация применения административного ресурса; включение обучающихся с 1 по 11 класс в работу гражданско-патриотической направленности; увеличение доли обучающихся, вовлеченных в молодежного движение и мероприятия гражданско-патриотической направленности.

Обозначенными рисками проекта являются:  открытие  гражданско-патриотического клуба партнера-конкурента; незаинтересованность обучающихся в реализации проекта; отказ социальных партнёров от участия в проекте; отсутствие поддержки со стороны части родителей, низкий уровень их информированности о деятельности молодежного движения.

Бюджет проекта рассчитан на 3 года и составляет 203 900 рублей. Основные статьи расходов в реализации проекта в первый год направлены на создание штаба движения, покупку футболок с эмблемой движения. Последующие два года основные статьи расходов это -  поддержка фонда поощрения и  расходы на проведение мероприятий.

Реализация Проекта будет способствовать обмену опытом на муниципальном и  региональном уровне; повышению заинтересованности образовательных организаций в создании и деятельности молодежного движения; повышению имиджа образовательной организации; функционированию работающих аккаунтов молодежного движения. Формат проекта позволит, на наш взгляд, повысить эффективность этой работы и организовывать ее в соответствии с новыми смыслами времени.

В рамках реализации программы по патриотическому воспитанию в СОШ № 124 г. Октябрьского района г. Уфы  была  создана  материально-техническая база (оборудование полосы препятствий, оборудование кабинета ОБЖ и др.), проведены мероприятия (посещение музея Боевой Славы в парке Победы, посещение музея ВДВ «Крылатая гвардия», фестиваль «Песни опаленных войной», конкурсы «А ну-ка, парни», смотры песни и строя, спартакиады по военно-прикладным видам спорта, игры «Зарница», классные часы, шефская помощь ветеранам ВОВ и др.). Особое место в этой работе занимает музей имени М. Карима. Основная цель работы музея состоит в привлечении обучающихся к изучению и сохранению историко-культурного наследия, формирования гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Отечеству.  Фонды музея составляют: книги М.С. Карима; копии рукописей М.С. Карима; уголок быта того времени; портрет писателя с дарственной надписью; точная копия бронзового памятника писателю; фото и видео материалы. Работает «Совет музея». В год 100-летнего юбилея М. С. Карима  были проведены встречи и экскурсии с обучающимися школ Октябрьского района, детского сада «Солнышко», студентами Уфимского художественно-промышленного колледжа, сотрудниками «Театра кукол». В рамках юбилея писателя была организована экскурсионная поездка на родину писателя, в село Кляшево Чишминского района, с посещением аэропорта Уфы, носящего имя М.С. Каримова.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности образовательной организации. Инновационная сетевая кластерная педагогическая лаборатория выступает как одна из эффективных форм организации работы в школах,  и полученные ею результаты, на наш взгляд,  помогут остальным образовательным организациям в деле воспитания чувства патриотизма.

 

Список использованной литературы:

1. Патриотическое воспитание [Электронный ресурс]. – URL: http://oreluniver.ru/inst/asi/social/pedagogic/patriotic  (Дата обращения: 21.03.2018).

2. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в муниципалитете и отдельных образовательных организациях (инновационный проект)//Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 26 мая 2017 г.) / отв. ред. А.С. Гаязов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. С. 62-66.

3. Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Чурсина П.В. Патриотическое воспитание обучающейся молодежи на основе использования сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории // В сборнике: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КЛАССИЧЕСКОМ ВУЗЕ материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Гаязов А.С., отв. ред.. 2018. С. 131-136.

4. Гуров В.Н., Исламов Р.Р. Сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория в контексте патриотического воспитания обучающейся молодежи // Инновации в образовании. 2019. № 2. С. 107-114.

5.Гуров В.Н., Исламов Р.Р., Минязева А.Е.  Патриотическое воспитание в школе: опыт и поиск новых путей повышения эффективности // Учитель Башкортостана. 2020. Т. 1008. № 2. С. 88-94.

6. Исламов Р.Р. К вопросу о развитии идей формирования гражданина и патриота в отечественной педагогике (краткий анализ)// Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества»: всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения первого ректора БашГУ Чанбарисова Ш.Х. (г. Уфа, 20 мая 2016 г.). Часть 1. /  Гл. редактор В.П. Захаров. — Уфа: НИЦ «Аэтерна», 2016 г. С.234 – 238.

Р.Р. Исламов, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 92-99

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений