Есть мнение

О НАУЧНОМ ОПЫТЕ РУССКОГО ВНЕ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОСОЦИОЯДЕРНЫХ ПРОБЛЕМ

29 октября 2016

ВВЕДЕНИЕ

 

Благодаря серии зарубежных грантов, каждый из которых предусматривал пребывание в той или иной стране от трех месяцев до года, в 1997 – 2007 годах мне удалось последовательно побывать в Финляндии (дважды), Норвегии (дважды), Японии и Германии. Образовательные и научные задачи этих поездок были объединены общей темой «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СООСМЫСЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ФЕНОМЕНА ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ: КОНТУРЫ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ».

 

Феномен ядерной энергии в прошлом, настоящем и будущем был, есть и будет чрезвычайно важным для людей. Ядерная энергия крепкими узами связана с человечеством. И человечество ощутило себя единым и хрупким сущим впервые перед ядерной опасностью.

 

Ядерная энергия - явление природы (или дар Бога, если считать природу Его творением). Факт ее существования не зависит от человека. Ядерная энергия – атрибут вселенной. С другой стороны, на Земле, ядерный феномен – еще и крупнейшее социальное явление. Ему присущи, наряду со вселенским, также национальный и интернациональный аспекты. Но для человечества значимость ядерной энергии не явна, пока человек не исследует процессы ядерных превращений, не задумается об их связях в материальном мире и не научится воспроизводить их в технических устройствах. Социальные и природные аспекты этого феномена многогранны. Они предопределяют "большие числа" времен и возможностей. Глобальных возможностей - как позитивных, так и негативных.

 

Ядерная энергия глубинна в контексте известного нам вещества и во многом, видимо, в своей комплексности (физическая и социальная составляющие) не познана. Ее влияние на человечество разнообразно и до конца не исследовано. Вещество, из которого состоят планеты и люди - результат последовательных ядерных превращений первичной материи звезд. Материально мы - ожившая «звездная пыль». А широко применяемая ныне энергия угля, нефти и газа - это законсервированная энергия света Солнца (биогенная теория) / «звездной пыли» (абиогенная теория). Физическая картина мира на примере звезд показывает людям «неисчерпаемые» источники энергии и подсказывает пути энергетического развития. И в этом смысле также оказались правы древние, когда неосознанно советовали чаще смотреть на звезды. Без ядерной энергии, хотя бы в случае ее трансформации в энергию солнечного света, невозможна жизнь на Земле.

 

Ядерная энергия, как чисто природное явление или “в человеческих руках” (как бы рукотворная, но лишь в том смысле, что для некоторых ситуаций люди научились давать ей выход из недр материи), имеет огромный потенциал. Она может быть и "доброй", и "злой". С одной стороны, ядерная энергия составляет основу жизни. С другой стороны, - может погубить все живое и даже планету в целом. По своей мощи она превосходит землетрясения, ураганы, наводнения, воздействия космических явлений (астероидов, комет, космических излучений) или соизмерима с ними.

 

Соседство людей с ядерной энергией сопоставимо с вечностью. Польза и вред от нефти на десятки, газа и угля - сотню, ядерной энергии – миллионы и миллиарды лет. Однако, такое сосуществование может обернуться и трагическим мгновением, короче времени "росчерка звезды" на небосклоне. Ядерная энергия может быстро превратить человечество в отпечаток на камнях истории, как одного из нас в Хиросиме. Или иначе, как показали катастрофы на АЭС в Припяти/Фукусиме, погубить/повредить живое.

 

Техногенные ядерное благо или ядерная опасность для человечества - большей частью все же от человека и социума. И то, и другое - "плоть от плоти" разума и рук человеческих. Это формирует обратную связь - влияние человека и социума, таких какие они есть, на возможные последствия ядерных явлений.

 

Еще Сократ говорил о самопознании как пути к благу. Истоки мировых невзгод и надежд, в том числе ядерных, следует искать, прежде всего, в самом человеке, особенностях комплексных “человеческих качеств” социума. Именно это положение можно считать одним из важнейших результатов исследований Римского клуба. Человек, его потребности и ценности, как справедливо на это обращал внимание основатель и первый президент Римского клуба А. Печчеи, мало изменились за последние две тысячи лет. Создание утонченной науки и могущественной техники никак не повлияло на нравственные показатели людей. Человек так же просто прибегает к насилию, как он это делал в древние времена и средневековье, но при этом еще использует современную военную технику и находит оправдание своим действиям.

 

Двух немецких философов в контексте генеральной методологии можно считать ключевыми фигурами при обращении к теме. Это К. Ясперс и Э. Кассирер. Первый (в основном работой “Die Atombombe und die Zukunft des Menschen: politisches Bewusstsein in unserer Zeit“) задает мотивацию и путь к поиску антропосоциоядерных ракурсов, а также определению масштаба научной проблемы. Второй (серией работ о философии человеческой культуры и символических форм) подсказывает социокультурный характер и инструментарий познания на этом пути.

 

АнтропоСоциоЯдерные, обусловленные сосуществованием ядерной энергии и человечества, вопросы и ответы, задачи и решения существуют на разных уровнях.

 

Если говорить о современном обществе в целом, то ему жизненно необходимо более настойчиво обращаться к рефлексии феномена ядерной энергии. Мировоззренчески проблематизировать и концептуализировать явление, сопоставить его с феноменом человечества, классифицировать необходимые вопросы. Предпринимать попытки широкого и глубокого социокультурного, социогуманистического осмысления роли ядерного феномена в контексте цивилизаций, а также других социальных аспектов ядерной энергии, используя теоретические подходы и эмпирическое обобщение общественных явлений. Осмысления с позиций культуры, человечности, духовности и гуманитарных наук, средствами культуры и культурологии, в рамках современного информационно-коммуникационного пространства. Понимая философию как интеграционное начало культуры. Не ограничиваясь лишь аналитической философией. Используя различные формы восприятия действительности. Важна, в том числе, методологическая рефлексия. Тем более, что ныне для ядерной сферы и общества в целом, как в России, так и на Западе, характерны условия неопределенности, выбора, сомнений и серьезных тревог.

 

Что надо понять в симбиозе ядерного феномена и человечества? Что их связывает в ракурсах мировоззрения, политики, экономики, общественного сознания, информационно-коммуникационного пространства? Что необходимо совместно с ядерной энергией осмысливать? Кто может и должен это делать на разных уровнях? В каких ракурсах, с помощью чего, каковы "вспомогательные инструменты" совместной рефлексии и дальнейшего воздействия на общество и его ядерную компоненту? Как это делать стратегически - методологически? И как тактически? Посредством каких конкретных "методик", если таковые и существуют в сфере формирования мировоззрения? Почему так, а не иначе? Каковы приоритеты анализа и последующего синтеза? Полезно ли социуму тактически и стратегически, этично ли и соответствует ли духовному идеалу человечества о совершенном человеке и совершенном обществе исследовать или не исследовать ядерную энергию? Цивилизованно и этично ли владеть или не владеть ядерной энергией, ядерным оружием? Рамки условий для "да" или "нет"? Кто должен быть арбитром и каковы ракурсы главных аргументов?

 

Каковы должны быть интеллектуальные и административные устремления? Не ждут ли нас впереди новые разочарования и беды? И со стороны "мирного атома", и со стороны "военного". Весь ли необходимый интеллектуальный потенциал человечества привлечен для анализа проблем из прошлого и целей будущего, их корней, зачастую достаточно глубоких и принадлежащих не только тем прагматичным сферам, где ломаются "копья" сейчас? Не должны быть забыты, например, духовно-гуманитарные начала жизни и ныне действующие нематериальные факторы, культурные традиции во всём разнообразии, морально-этические ценности. Все ли полезные механизмы принятия решений и управления реализацией планов включены? Как надо осмысливать симбиоз ядерного феномена и человечества в социальных координатах, вне естественнонаучных и технократических рамок? Как надо на основе социального осмысления стратегически действовать?

 

В конечном итоге, общество должно озаботиться поиском ответа на вопрос: "Что означают сейчас и на будущее понятия «ядерный человек», «ядерное человечество» и как нужно воздействовать на эволюцию их реальных воплощений?"

 

Исходя из ситуации в мире, следует признать, что пространство антропосоциоядерных вопросов и ответов сейчас актуально как никогда. Требуются настойчивость спрашивающих раз за разом, терпение отвечающих и мудрость всех участников дискуссий в надежде через множество мнений и ответственных решений согласованно прийти к единому, адекватному и оптимальному взгляду, к надежной базе долговременных действий в ядерной сфере, к удачной мировоззренческо-прагматической “конструкции”.

 

Выполненная мною с 1997 года работа, которая оказалась незаконченной (и вряд ли могла быть закончена одним человеком) - попытка всколыхнуть философское, политическое, гуманитарное и научно-техническое сознание, сознание общества в целом, в контексте постановки таких и подобных вопросов и поиска ответов на них. Попытка положить начало интеллектуальному ресурсу для этого.

 

В текстовом несовершенном варианте работа в совокупности отражает как потребность и предпосылки соосмысливать человечество и феномен ядерной энергии, так и возможные проблемные и методологически–инструментальные, в контексте вопросов "что?", "как?" и "кто?", ракурсы интеллектуальных и последующих практических действий. Укрупненно свидетельствует об этом. Приведены некоторые примеры ключевых аспектов социальной компоненты феномена ядерной энергии. Работа по большому счету мотивирована поиском ответов на два крупных блока вопросов. Поэтому она состоит из “двухцелевых” глав. В каждой главе обсуждается проблемно-объектное "поле" и ракурсы (что?). А также методология и инструментарий соосмысления, функционально-субъектные параметры (как и кто?). Отсутствие жесткого “разграничения полномочий” по главам обусловлено дуализмом основной рассматриваемой категории – социальной компоненты феномена ядерной энергии.

 

В работе автор руководствовалась правилом, что философ должен быть в своих исканиях, по возможности, над текущими, сиюминутными проблемами. Любое их решение далеко от полноты учтенных факторов. Хотя бы потому, что оно - конкретно-историческое. Задача философа в ядерной тематике – максимально полно рассмотреть основания и ракурсы рефлексии, вместе с тем, не уклоняясь полностью от внутренне присущей тематике прагматики из-за “врастания” ядерной энергии в бытие и быт людей, показать на некоторых примерах плюсы и минусы различных оценок. И дать информацию обществу, чтобы оно могло более адекватно понимать суть ядерного феномена, выгод и угроз, споров и предложений, принимать более взвешенные решения сейчас и корректировать, при необходимости, ранее принятые решения.

 

ПОСТАНОВКА И АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

 

АнтропоСоциоЯдерный “континуум” – проблемное поле исследований

 

Мною, на основе “логических цепочек”, в контексте известной общечеловеческой идеи всеединства и единения в многообразии, различные грани которой интерпретированы многими философами, естествоиспытателями, писателями и политиками, предложен образ-схема связного множества антропосоциоядерных (в общем случае) комбинаций, современных “окрестностей” ядерной энергии. Пространства ассоциативных связей, явных, случайных и смысловых совпадений или как бы совпадений, взаимоотношений, соотнесений, сопряжений феномена ядерной энергии и других глобальных явлений. Как правило, в социальных аспектах взаимодействие в каждой “цепочке” – двояко направленное. Образ “континуума” феноменов ядерной энергии и антропосоциальных, совокупного феномена “окрестностей” и ядерной энергии, способствует обобщению и объединению узкоспециализированных “ведомственных” подходов к рефлексии, переходу количества в качество, скачку мысли к пониманию необходимости широкого и глубокого антропосоциоядерного “смотрения” и комплексно интегрированных действий.

 

Некоторые примеры логических "цепочек", характеризующих прямые или опосредованные связи, зависимости, взаимодействия, соотнесения, сопряжения между ядерной энергией (ЯЭ) и другими важными для человека как вида и человечества явлениями:

 

ЯЭ – материя, энергия, пространство, время - вселенная – мировоззрение в целом;

ЯЭ - Солнце - естественные процессы в гео- и биосферах - жизнь на Земле;

ЯЭ - эсхатологический потенциал - концепция Бога и человека;

ЯЭ - эсхатологический потенциал – реальное “качество” человека и общества;

ЯЭ – энергетическая стратегия – глобальная социальная стратегия;

ЯЭ – ядерное оружие – человечество как хрупкий единый организм;

ЯЭ – ядерное оружие – тоталитаризм;

ЯЭ – научные доминанты и тайны XX и XXI веков – биология;

ЯЭ – общество риска – теория общества;

ЯЭ – ядерная физика и радиохимия – естественные науки;

ЯЭ – уран, торий, подземные объекты, ядерные отходы – геология, горное дело;

ЯЭ – совместное исследование (ЦЕРН, Дубна) – интеграция человечества;

ЯЭ - Солнце и звезды - стратегические энергетические задачи;

ЯЭ - наука и техника - прогресс и общепланетарный кризис;

ЯЭ - демография - экономические, политические и военные кризисы;

ЯЭ – смена энергоносителей - экономические, политические и военные кризисы;

ЯЭ - энергетика – структура и уровень сельского хозяйства и промышленности;

ЯЭ - ядерное оружие - оружие массового поражения в целом и терроризм;

ЯЭ – ядерное оружие – так называемое “геофизическое” оружие;

ЯЭ – оружие массового поражения – знания массового поражения;

ЯЭ - история мировых войн - модель стабильного сосуществования;

ЯЭ - ядерная дискриминация - социально-экономическое неравенство;

ЯЭ - Иран - право нации на владение ЯЭ;

ЯЭ – Северная Корея – стратегическое жизнеобеспечение как эквивалент ЯЭ;

ЯЭ - ООН, МАГАТЭ - институты глобального управления;

ЯЭ - управление устойчивым развитием - гражданское общество;

ЯЭ – глобальные возможности и риски – этика и философия техники;

ЯЭ – изменение климата – энергетическая философия и политика;

ЯЭ – Фукусима – запуск и саморазвитие катастроф;

ЯЭ – катастрофы на АЭС, АПЛ и предприятиях ядерных материалов - глобальный экологический кризис;

ЯЭ - радиоактивные отходы - отходы жизнедеятельности в целом;

ЯЭ - амбивалентность - информационные, био- и другие технологии - человек;

ЯЭ – маргинальные полигоны – аборигены, биоразнообразие;

ЯЭ - длительные выгоды и опасности - футурология;

ЯЭ - управление ядерной сферой – структура и качество информации;

ЯЭ - энергия, экология, социальная сфера, устойчивость - Agenda 21;

ЯЭ - ядерные сообщества (NEA, FNCA) - международные экономические союзы;

ЯЭ - ядерная деятельность - нефть и газ - экономические и политические приоритеты;

ЯЭ – гелиевая энергетика – исследование Луны;

ЯЭ - базовая мотивация познания и применения - философия и аксиология;

ЯЭ - неоднозначность микромира - методология естественных и социальных наук;

ЯЭ - терминология - категориальный аппарат философии;

ЯЭ - апологеты и оппоненты - образование и просвещение;

ЯЭ - ядерная ментальность - общественное сознание в целом;

ЯЭ - ядерная этика - культурные и религиозные традиции;

ЯЭ – морально-нравственные нормы и секретность – открытость ядерной информации;

ЯЭ - ядерные образы – художественное творчество;

ЯЭ – нечувственное восприятие “квантов” реальности – мистическое мировоззрение;

ЯЭ - социальная мистика ядерных и других явлений - иррациональная рефлексия;

ЯЭ – энергетический фактор – история технологического развития человечества;

ЯЭ - история ядерной науки и техносферы - памятники истории и культуры;

ЯЭ – ядерная история – история духовно-гуманитарной рефлексии ядерного социума.

 

Данный список таких "цепочек" крупных мировоззренческих и приоритетных интеллектуально-прагматических проблем, тем, задач, действий и тому подобных граней социума, конечно же, не полон и открыт для продолжения. Здесь это, прежде всего, иллюстрация идеи о необходимости комплексного подхода к изучению феномена ядерной энергии, в увязке с широким спектром научных тем, практических задач и рефлексивных, с помощью разнообразных символов и образов, возможностей человечества.

 

Но такой комплексный подход к феномену ядерной энергии как раз фактически отсутствует. Хотя человечеству еще только предстоит осознать в полноте свои взаимоотношения с ядерной энергией, свое место мире, который, мягко говоря, существует не без этой энергии. Да и на Земле есть проблемы, которые в силу своей глобальной важности и долговечности могут обоснованно рассматриваться как глубинные и вполне философские. Это проблемы ядерного оружия и уже имеющихся радиоактивных отходов, принципиальные перспективы гражданской ядерной энергетики или отсутствие таковых. Пока преобладают специализированные политологические, исторические, экологические, энергетические, экономические и другие исследования. Работа К. Ясперса «Die Atombombe und die Zukunft des Menschen: politisches Bewusstsein in unserer Zeit» - единственное, пожалуй, исключение из этого. Она была мною проанализирована отдельно. Наше исследование имело целью восполнить этот информационно-аналитический и информационно-интеграционный пробел. В этом, если можно так сказать, абсолютная или предельная стратегическая составляющая его актуальности.

 

Конспектируемой работе присуще «символическое измерение», которое как стержень и контур скрепляет ее и, дополнительно к методологии К. Ясперса, формирует наполнение. Символы невероятно действенны в человеческом обществе. Вся социальная деятельность имеет два аспекта: материальный и символический. И ядерная энергия сама по себе во многом символична. В антропосоциоядерном контексте представляется возможным и полезным ориентироваться на концепцию символических форм Э. Кассирера, рассмотрев новые частные, теоретические и фактологические, примеры в соответствии с конкретикой темы.

 

Хиросима, Чернобыль, Челябинск-40, Фукусима - притупленная боль, приостывшие эмоции, но и новое знание, новый общечеловеческий опыт. Это заставляет шире и глубже смотреть на феномен ядерной энергии. В категориях добра и зла. Для того, чтобы катастрофы не повторялись. И «атом» был бы исключительно мирным и благоприятным. После ряда «Чернобылей» не будет гражданской ядерной энергетики. После второй и далее растиражированной «Хиросимы» исчезнет человечество в его нынешнем качестве и количестве, с его этническим и культурным разнообразием от негров до европейцев, от китайцев до американцев, от Адама до наших дней. И, видимо, человечество в таком случае надолго, если не навсегда, распростится с потребностью и мечтой постичь глубинный философский смысл ядерной энергии и вкусить от ее благ, а также «соседствующей» с ней в структурах мироздания еще более могущественной и грозной энергии, называемой пока «темной». Вселенское их место в физическом, биологическом и духовном измерениях.

 

Тема актуальна для человечества не только стратегически в близком к абсолюту смысле: в контексте мировоззрения, социальных идеалов и обеспечения бесконечно долгого по меркам людей бытия на Земле и в космосе. Она актуальна и условно тактически или относительно стратегически, при формировании стратегий существования относительно конкретных исторических периодов и условий. Ныне, например, активно обсуждается концепция и договор о нераспространении ядерного оружия. Прогнозируют также новый скачок на данном историческом отрезке времени в развитии гражданской ядерной энергетики. Политических, экономических, экологических, естественнонаучных, технических "копий" сломано немало. Достаточно ли этих ракурсов обсуждений?

 

По сообщениям на форуме "Давос-2006", в 2005 г. развивающиеся страны за счет, прежде всего, высоких темпов экономического роста в Китае и Индии впервые по совокупному валовому промышленному производству превзошли развитые страны. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, объединенные сравнительно недавно в мировых финансово-экономических кругах аббревиатурой БРИКС, находятся под пристальным вниманием мирового сообщества. Достаточно сказать, что коллективный потенциал БРИКС ныне тщательно отслеживают с помощью специального рейтингового индекса как указателя для внешних инвестиций. Это кардинальное изменение ситуации, знаковый рубеж в истории человечества последних веков и при формировании облика нескольких грядущих столетий. Эти страны не являются оппонентами ядерной энергии или нейтральными к ней. И получается, что осмысление энергетических проблем, в том числе ядерных, отвечает, прежде всего, интересам развивающихся стран и подавляющей части населения Земли. Стран и народов, которые по многим оценкам (в том числе группы лауреатов Нобелевской премии) будут формировать контуры не такого уж далекого будущего. Замечу, что и тревоги в контексте нераспространения ядерного оружия связаны с динамичными процессами развития новых стран. Стран, как правило, находящихся вне европейской и североамериканской цивилизации и по культурно-религиозным основам во многом отличающихся от нее.

 

Основные исходные понятия

 

ФЕНОМЕН ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ. Облик феномена ядерной энергии многообразен. В простом перечислении “первого приближения” - это звезды, ядерное оружие, ядерное сдерживание и нераспространение, часть тепла недр Земли и естественная радиоактивность в среде обитания человека. А также - гражданская ядерная энергетика, атомные военные и гражданские, подводные и надводные суда, источники энергии длительного пользования для освоения космоса, научные приборы и средства технологического контроля и воздействия в медицине, сельском хозяйстве и промышленности, радиоактивные отходы со сроком хранения в сотни тысяч лет.

 

АНТРОПОСОЦИАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ФЕНОМЕНА ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ. Это все положительные и негативные, естественные и искусственного происхождения проявления и эффекты ядерной энергии в жизни людей, которыми ядерная энергия посредством различных систем символов идентифицируется социумом в своем ментальном пространстве. Все наши задачи и проблемы, надежды и заботы, удачные или неудачные мысли и практические действия, с которыми она напрямую или косвенно связана. Все явления человечества, которые зависят от ядерной энергии. Все явления человечества, от которых зависит “бытие” ядерной энергии в контакте с человечеством. Все явления человечества, которые развиваются во взаимосвязи с феноменом ядерной энергии. Связи, зависимости и взаимодействия, в космологическом смысле бывшие большей частью, по крайней мере – по отношению к периоду существования живой материи, практически всегда, но особенно отныне, с возникновением ядерной техносферы, - вечные и важные спутники человечества. И наша естественнонаучная, техническая, философская, религиозная и других ракурсов духовно-гуманитарная и на основе разных видов социального знания рефлексия их. Другими словами, антропосоциальная компонента ядерного феномена – это, соответственно материально-духовной дихотомии человека, комплексное материально-духовное бытие человека в социоядерном аспекте, в социоядерном измерении.

 

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ). Под этим предлагаю понимать накопление банка антропосоциоядерных символов, образов, фактов и идей в различных сферах жизни, их осмысление (и выработку принципов практики) на интеллектуально-духовной культурной базе человечества (каноны прошлого) и в увязке с негативными вызовами и положительными перспективами, глобально характерными для нынешнего социума (реалии настоящего и контуры будущего).

 

Главный тезис, цель, задачи и доминанты методологии исследований

 

Главный тезис исследований: Суперглобальному значению, негативным вызовам и позитивным возможностям ядерной энергии должны соответствовать адекватные по усилиям, комплексности и полноте, активности и постоянству подходы и действия при осмыслении, сдерживании или адаптации к реальным условиям человечества этих свойств феномена. В конечном счете – при формировании безопасного, долговечного и комфортного ядерного будущего. Подходы и действия, социально ориентированные и социальные по методам, базирующиеся на гуманистических достижениях гуманитарных наук и духовной практики.

 

Цель исследований: выполнить анализ существующего духовно-гуманитарного опыта понимания феномена ядерной энергии и осуществить попытку синтеза интегральной платформы для поиска адекватных успешной эволюции человечества антропосоциоядерных интеллектуально-нравственных начал.

 

Конкретными направлениями-задачами работы являются оконтуривание исходной базы – пространства ядерных символов, идентификация понятий и основных характеристик применительно к антропосоциальной компоненте феномена ядерной энергии. А также обоснование императива как усиления духовно-гуманитарного, гуманистического, на основе комплексного социального знания, соосмысления этого феномена и человечества, так и применения полученных духовно-гуманитарных знаний при выработке конкретных практических решений. Исследования во многом являются пионерными. Поэтому была необходима постановка вопросов, разработка основ и ключевых моментов методологии дальнейших аналогичных исследований. Для этого необходимо было рассмотреть философские, религиозные, экономические и историко-политологические аспекты - социально-ядерную компоненту базовых сфер общества. А также информационные, коммуникационные, ментальные и экологические модусы современного ядерного социума. Потенциал сферы мировоззренческих систем (философия, религия) и сферы духовного творчества (искусство, литература, мифы), который обозначен в работе, явится при такой совместной рефлексии и основанных на ней практических действиях несомненно полезным.

 

Особенности проблемного поля и главный тезис обусловили следующие постулаты (руководящие мысли) - доминанты методологии научного подхода:

междисциплинарность;

рациональность и иррациональность;

гуманизация и гуманитаризация.

 

Пока на практике существуют две основные схемы получения людьми ядерной энергии – деление и синтез ядер. Анализ и интегрирование разных социальных граней комплексного ядерного феномена и его связей, а также поли- и междисциплинарный, системный и деятельностно-ориентированный духовно-гуманитарный подход, принцип определенной тотальности – попытка новой методологии рефлексии и действий. Сам феномен подталкивает к этому пути. Методологически ориентированы вопросы о императиве, основаниях, доминанте и ракурсах соосмысления, а также гуманизации и гуманитаризации ядерной сферы. Использованы также историософско-футурологический и рационально-иррациональный подходы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Констатация выполненных исследований: основные теоретические результаты – выводы

 

Обозначены оттенки темы, по праву ставшие предметом внимательнейшего изучения философии, политологии, экономики и экологии. Попавшие в поле зрения других социальных наук, религии, духовного творчества и общечеловеческой культуры. И это пристальное внимание имеет перспективу существовать века. Выявлена тенденция к восприятию амбивалентного феномена ядерной энергии во всей его полноте, в увязке с феноменом человечества.

 

Сформулированы понятия "феномен ядерной энергии", "антропосоциальная компонента феномена ядерной энергии", “Human Dimension феномена ядерной энергии” и “социоядерный антропный принцип”.

 

Удалось, надеюсь, в какой-то мере показать значение феномена ядерной энергии в контексте общечеловеческой цивилизации и для конкретных интервалов времени, идентифицировать базовые и сопряженные проблемы. Обосновать императив, предметно-объектные ракурсы, а также основы методологии и инструментарий, функционально-субъектные ракурсы светско-религиозного измерения, тестирования ядерного феномена культурой и человечностью, духовно-гуманитарные основания развития ядерной сферы цивилизации. Необходимость самосовершенствования человека и общества, стремления к адекватному общественному сознанию и современному информационному пространству.

 

Оконтурено представление о возможности и путях влияния человечества на содержание и процессы в той части феномена ядерной энергии, которую я называю антропосоциальной компонентой. О гуманизации и гуманитаризации социальных отношений относительно ядерной энергии.

 

Исследованы исторические этапы, различные национальные подходы, структура и достижения в контексте формирования философских оснований антропосоциоядерной рефлексии. Позиции основных религиозных конфессий по данной тематике, базирующиеся на теологическом толковании религиозных канонов. Дискурс, дополнительный к философскому и религиозному, отражающий другие базовые сферы человеческой цивилизации. Обозначено и классифицировано пространство ядерных символов.

 

Рассмотрено состояние дел в политических и научных институтах ООН. Выполнен анализ методологии исследований The United Nations University.

 

Усиление гуманистических и гуманитарных позиций в социально-ядерной сфере, её духовно-гуманитарное окормление как в фазе рефлексии, так и на стадии практических действий, будут способствовать ценностной ориентации в ядерном мире, созданию новых дополнительных механизмов познания феномена ядерной энергии, управления миром и устойчивым развитием. Эти факторы вместе позволят правильно принимать решения о принципах сосуществования людей друг с другом, природой и ядерной энергией, о стратегии развития ядерных наук и технологий, о создании конкретных научных и производственных ядерных объектов. И позволят убедительно знакомить с надежными аргументами общественность в ходе долгих и настойчивых коммуникаций. Необходима, с одной стороны, фундаментальность общечеловеческого, духовно-гуманитарного анализа ситуации и синтеза принципов будущего. С другой, - претворение этих принципов в жизнь, а также доступность и понятность результатов теоретической и практической деятельности в координатах «человек – человечество – ядерная энергия» для широкой общественности.

 

Сыгравшие огромную роль ядерные технологии и в будущем не потеряют своего предназначения – обеспечивать глобально мирное, энергетически безопасное, комфортное и устойчивое развитие отдельных стран и человечества в целом. Особенно важен гарантированно мирный, направленный на повышение благосостояния людей, процесс освоения ядерной энергии развивающимися странами. Как и после второй мировой войны, эти технологии вновь стали приоритетом и требуют качественных научно-технических и политических решений, прежде всего на международном уровне. Им не помешает при этом усиление помощи общества - доброжелательной, интеллектуальной, на базе интегрального социального знания. Сложилось так, что ранее основной тон в "ядерных делах" задавало не оно. По крайней мере, не широкие его слои и не представители духовно-гуманитарной элиты. Необходимо исправить сложившуюся однобокость военно-политических, естественнонаучных и технократических "правил игры", больше очеловечивать, гуманизировать и гуманитаризировать взаимоотношения в ядерной сфере, наращивать потенциал и меру человечности ядерной энергии.

 

Велика в необходимой трансформации антропосоциоядерных отношений роль ООН. И именно ООН по плечу возглавить и координировать как относительно независимое осмысление человечества и феномена ядерной энергии, так и их соосмысление в общих координатах, а также практические действия. Во-первых, из-за масштаба проблем. Во-вторых, из-за далеко не чисто академического характера ядерных и связанных с ними проблем. Возникающие задачи тесно сопрягаются с областью большого и сложного комплекса экономических, политических, экологических и других социальных вызовов и перспектив. И с процессами принятия решений здесь. Социально-ядерные заботы и надежды отвечают уровню человечества в целом. И нет другой, кроме ООН, международной организации, имеющей такого уровня собственные научные, образовательные, финансовые, экономические, экологические и другие программы и ресурсы, а также весомый политический статус, полномочия и возможность координировать комплексную международную "сеть сетей".

 

Необходимость интеллектуальных и практических международных усилий в ядерной и сопряженных сферах. Через это, в одной из многочисленных граней бытия, ещё раз видится насущность такой организации, как ООН. Особенно в ситуации, когда настойчиво начинают приуменьшать роль ООН, внедрять в сознание людей мысли не только о назревшей реформе организации, но и, более того, - о её якобы ненужности в современном мире.

 

Результаты духовно-гуманитарного осмысления феномена ядерной энергии в контексте цивилизации и цивилизованности должны служить мировоззренческой базой принятия политических, экономических, экологических, административных и других важных социальных решений, весьма серьёзно затрагивающих всё человечество. Касающихся не только дальнейшей судьбы и распространенности в жизни людей как бы рукотворной ядерной энергии, взаимоотношений стран в условиях наличия на Земле мирного и военного "атома", не только правомочности ядерных науки и технологий, но и многих других глобальных интересов и проблем человечества. Базой последующих и адекватных действий. Предлагаемые усилия, прежде всего в рамках научно-политических институтов ООН, в русле сложной амбивалентной природы феномена ядерной энергии, обогатят арсенал и структуру аргументации в ядерных дискуссиях общества. Конечно же, дело это долгое и трудное. Многих исследователей и практиков на много лет.

 

Осмысление ядерного феномена и укоренение в социуме ядерного техно в значимых для цивилизации, легитимных и безопасных масштабах, как и религии (по крайней мере – христианства), глобально должно иметь цель не погубить человека, а спасти его. Ядерный пример послужит формированию индивидуального и государственного менталитета, созданию цивилизованных мировоззренческих и социально-гуманитарных оснований мудрого развития других амбивалентных технологий, число которых впредь будет лишь множиться. В совокупности это может способствовать консолидации человечества перед лицом глобальных вызовов, грозящих ему уничтожением. А также выработке механизма осознания всеобщей сопричастности и социальной ответственности человечества за свою судьбу.

 

Работа в большей мере теоретическая. Но многие говорили, что “нет ничего практичней хорошей теории”. Несомненно, работа будет полезна при формировании политических, технологических и экономических решений. Хотя бы потому, что обеспечит некоторые “кирпичики” фундаментального понимания и нравственной приемлемости ситуации. Хороший фундамент еще никому не мешал.

 

Нужно уважать различные решения отдельных стран по частным ядерным вопросам. В том числе и, например, “прохладное” нынешнее отношение Германии и Швеции к развитию в дальнейшем собственной ядерной энергетики в нынешнем техническом исполнении. Но, во-первых, нет вечных политических решений. Все может поменяться. Во-вторых, никуда этим и многим другим странам не деться от социальной оценки других негативных вызовов и позитивных перспектив в ядерной сфере, которые уже сейчас реальны и пролонгированы в будущее. Окончательное решение судьбы ядерных отходов (их “вечная” изоляция), политическая позиция стран в неспокойном ядерном мире, отношение стран к новым ядерным энергетическим технологиям (например, на основе термоядерного синтеза) – вот главные из таких “обязательных” и очевидных забот. И заботы эти не столь просты, чтобы подходить к их осмыслению и реализации принятых планов по-старому: без должной гуманистической опоры, гуманитарной проблематизации идей и их добротного социального фундирования.

 

Практические рекомендации

 

Целесообразно усилить в системе ООН гуманитарно-политологический и духовно-творческий анализ социально-ядерных негативных проблем и позитивных тенденций, а также синтез основ для их устранения или поддержки. Рекомендовано исследовать антропосоциальные аспекты ядерной энергии в ООН на духовно-гуманитарной, рационально-иррациональной методологической базе для выработки адекватных задачам развития цивилизации научных и политических принципов и механизмов мониторинга ядерной сферы, сопряженных с ней сфер человечества и ядерного общественного сознания, влияния на их эволюцию.

 

Эти исследования и разработку предложений по практическим международным мерам влияния на ядерное будущее возможно осуществить на базе Университета Объединенных Наций. Или привлекать ресурсы международной "сети сетей" во главе с UNU. Целью предлагаемых для Университета Объединенных Наций исследований может быть дальнейшее развитие концепции антропосоциальной компоненты феномена ядерной энергии и социоядерного антропного принципа соответственно задачам, сформулированным ООН на ближайшую перспективу и тысячелетие, а также реализация императива духовно-гуманитарного осмысления этого феномена с позиций Human Dimension. В определенном смысле цель состоит и в разработке практической методологии исследований, уточнении характеристик объекта исследований. Естественно, что, в соответствии со статусом Университета, должны будут готовиться и рекомендации для организаций и программ ООН, занимающихся конкретными сферами жизни человечества: управление мирным и устойчивым развитием, нераспространение ядерного оружия, экология, продовольствие, здравоохранение, наука, культура, образование и просвещение.

 

Далее предметом внимания сотрудников UNU и партнеров, других исследователей может стать непосредственно углубленная духовно-гуманитарная рефлексия антропосоциальных аспектов важного в судьбе человечества феномена ядерной энергии, формирование ядерной ментальности и реальности, принципов ядерного будущего социума согласно разработанному методологическому подходу, уточненному объекту исследований и намеченным вопросам. Это внимание возможно дополнить в конкретных случаях использованием художественного, религиозного и философского наследия Ф.М. Достоевского и опыта исследователей его творчества. Предложен также новый, системообразующий символ SAMPO.

 

Благодарности

 

В работе особая роль принадлежит двум грантам Research Council of Norway. Благодаря норвежской помощи впервые стало возможным широко ознакомиться с серьезными зарубежными источниками информации, а также продолжить исследования в Университете Осло. Я глубоко благодарна профессорам N. Witoszek, V. Ryabev, A. Birovljev, A.-M. Østreng, O. Reistad, T. Brænd, T. Rønnow, V. Kimstach, L.-O. Reiersen, A. Wenger, A. Kalland, A. Tønnessen, I. Moser за интересную и плодотворную дискуссию. Спасибо профессорам J. Schirmer и P. Burgess за комментарии, критику и одобрение. Помощь библиотекарей Университета Осло, а также Лапландского Университета (Рованиеми, Финляндия) заслуживает особого упоминания. Директор информационного отдела Арктического центра L. Kurppa и M. Flöjt из Лапландского Университета также оказали неоценимое содействие развитию идей в рамках программы "Arctic Region Impact Assessment". Политехнический Университет Кеми-Торнио (Финляндия), the EU Program “Gateway Education” и лично P. Lakkala поддержали проект в его начальной, самой трудной стадии. В целом перечисленные и многие другие представители Норвегии, Финляндии и России помогли создать надежный фундамент для работы. Это было бы невозможно без плодотворной атмосферы партнерства стран Северной Европы.

 

Я признательна профессору K. Matsuzato (Хоккайдо Университет) за интерес к теме. Профессора D. Macer (Йокохама), K. Watanabe (Цукуба), S. Kitagawa (Токио), T. Yodono, S. C. Kim и S. Oikawa (Хиросима), B. Falkenburg (Дортмунд), C. Hubig (Штутгарт), B. Irrgang (Дрезден), U. Kern (Росток), K.-H. Nusser (Аугсбург), M. Kettner (Виттен), D. Aleksandrowicz (Франкфурт/Одер), G. Seebaß (Констанц) выразили готовность принять меня в японских и германских университетах и других организациях, поддержали начало дискуссии о том, как мысль, традиции и высочайшая организация науки в Японии и Германии могли бы обогатить результаты моих исследований. В обсуждении темы принимали участие также профессора E. Eichhorn (Берлин), G. Kruip (Ганновер), V. Peckhaus (Падерборн), W. Spohn (Констанц), A. Mueller (Трир), J.-P. Contzen. Информационные ресурсы, технические возможности и сотрудники библиотек UNU и TU Dortmund оказались на высоте.

 

Учитывая логику развития работы, трудно переоценить решения Canon Foundation in Europe и Deutscher Akademischer Austauschdienst о выделении мне годовых стипендий для продолжения в 2005-2006 годах исследований в Японии и Германии. Благодарю эти и отмеченные выше фонды от всей души. По мере сил, постараюсь соответствовать их благородным задачам по укреплению научного сотрудничества стран Севера Европы, а также Японии и Европы, Германии и России.

 

Профессоров R. Thakur, A.H. Zakri, P. Masterson, T. Kawabe, T. Meyer, Z. Fadeeva V. Masloboev, M. Taeb, O. Ivanov, L. Norderud, H.-J. Christiansen, G. Egenberg, M. Patel, K. Ring, а также ученых World Nuclear University и многих-многих других я благодарю за общую поддержку.

 

Спасибо всем за все новые и новые импульсы в течение 2003 – 2005 годов, за комплексную поддержку моих первых шагов по изучению проблемы в Финляндии, Норвегии, и далее – в Японии и Германии.

 

Я особо признательна профессору Brigitte Falkenburg за основной и решающий вклад со стороны многочисленных представителей международного сообщества ученых. Она активно поддержала мое стремление продолжить работу в Германии, приложила немало усилий по обеспечению административной и материальной базы для этого во время действия финансовой помощи фондов и в дальнейшем. B. Falkenburg выполняла эффективное оперативное руководство исследованиями в начальный период моей работы в Германии (2006 – 2010 годы) и взяла на себя нелегкий труд по редактированию, отчасти, текстов. Многие имели шанс стать авторитетным и влиятельным руководителем работы, а стала на определенном этапе именно она.

 

Большая благодарность также административным и научным сотрудникам Института философии и политологии Дортмундского технического университета, без участливого внимания и разнообразной помощи которых моя работа была бы затруднена.

 

Некоторые публикации по материалам исследований

 

Комлева Е. В. Православие и феномен ядерной энергии [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Komleva_Orthodoxy-Nuclear-Energy/ (дата обращения: 20.07.2014г).

Комлева Е.В. Ядерное человечество и Ф.М. Достоевский // http://www.lawinrussia.ru/node/164207.

Комлева Е.В. Антропосоциоядерный феномен // Век глобализации. – 2011, №2. – С. 140-149.

Комлева Е.В. Антропоцентричность ядерной энергии, тезисы доклада / конференции “Язык, культура, общество” (М., 2009) и “Национально-культурный компонент в тексте и языке” (Минск, 2009).

Комлева Е.В. Социоядерный антропный принцип и геоядерная прагматика // Минеральное сырье Урала. – 2008, №5. – С. 44-47; Экологический вестник России. – 2009, №1. – С. 39-42; Вестник аналитики. – 2009, №1; журнал "Ядерное общество Казахстана", №1 (12), 2008г., с. 24-25; АТОМЭКО-2008: Ярмарка инновационных проектов / Материалы конференции. – М., 2008. – С. 54-57.

Комлева Е.В. Феномен ядерной энергии и пространство символических форм // Философия науки. – 2008, №3. – С. 77-114.

Комлева Е.В. Рефлексия ядерно-нефтегазовой ситуации Севера Европы: интересы и потенциал Германии как партнера России. Диплом за 1 место в Международном конкурсе по полярным исследованиям, посвященном Международному полярному году 2007/2008 гг., декабрь 2007 г., Санкт-Петербург.

Комлева Е.В. Ядерно-нефтегазовая ситуация Севера Европы: интересы и потенциал Германии // Биржа интеллектуальной собственности. – Том VI, 2007, №7. – С. 23-36; Библиографический список: К рассмотрению законопроекта республики Беларусь “Об использовании атомной энергии”.

Комлева Е.В. Цивилизация и ядерная энергия: их соосмысление в ООН для мира и управления устойчивым развитием // Философия науки, 2007, № 2 (33). – С. 3-45.

Комлева Е.В. Ядерные отходы, газовые месторождения и безопасность Севера Европы // ЭКО: Всероссийский экономический журнал, 2007, № 3. - С. 104-111.

Комлева Е.В. Духовно-гуманитарное окормление ядерно-нефтегазовой России // Энергетическая политика Украины, №1, 2006.

Комлева Е.В. Ядерные материалы в цивилизованной тундре, конференция “Реформы в России и Россия в реформирующемся мире”, тезисы доклада, 17 февраля 2006 г., Балтийский государственный технический университет “Военмех”, Санкт-Петербург, 2006.

Комлева Е.В. Религия и феномен ядерной энергии: контуры социокультурного сопряжения. Специальный диплом за статью на конкурс научных работ “Ответственность религии и науки в современном мире”, ноябрь 2005 г., Библейско-Богословский Институт святого апостола Андрея, Москва.

Комлева Е.В. Ядерная энергия: о мере человечности // Вестник аналитики, 2005, № 2. – С.  68-85.

Комлева Е.В. Ядерная энергия: социальные аспекты, международная конференция “Ядерно-энергетические системы для будущих поколений и глобальной стабильности GLOBAL 2005”, 9-14 октября 2005 г., тезисы доклада, Цукуба, Япония, 2005.

Комлева Е.В. Социальная компонента феномена ядерной энергии, IV Российский философский конгресс “Философия и будущее цивилизации”, 24-28 мая 2005 г., тезисы доклада, Московский государственный университет, Москва, 2005.

Комлева Е.В. Ядерная Россия: гуманитарное измерение. В сборнике “Религия и гражданское общество: между национализмом и глобализмом”. Материалы IV международного семинара 9 - 11 ноября 2004 г., г. Ялта, 2005.

Комлева Е.В. Социально-философские проблемы развития ядерной техносферы в России // Философия науки, 2004, № 3 (22). – С. 121-134.

Комлева Е.В. Ядерные образы, международная конференция “Философия природы и практическая философия”, 14-16 октября 2004 г., тезисы доклада, Киев, 2004. – С. 54-57.

Комлева Е.В. Социально-философские представления о ядерном феномене, международная конференция “Наука и образование–2004”, 7-15 апреля 2004 г., тезисы доклада, Мурманск, 2004.

Комлева Е.В. Ядерная энергия глазами гуманитария // Росэнергоатом, 2004, № 2. - С. 20-23.

Комлева Е.В. Социальная роль ядерной техносферы России в свете императивов будущего // Проблемы глобальной безопасности, 2003, № 14. – С. 4-7.

Комлева Е.В. Ядерная Россия: века XX, XXI и далее // Ресурсы регионов России, 2003, № 6. - С. 19-26; Уральский геологический журнал, 2003, №6 (36). – С. 175-200; Известия Академии промышленной экологии, 2004. - № 2. - С. 3-9.

Комлева Е.В. Информационная поддержка решений в радиоэкологии // Вопросы радиационной безопасности. Журнал ПО "Маяк", 2001, №4. - C. 52-55.

Комлева Е.В. Международная информационная деятельность на Европейском Севере в области радиоэкологии // Ядерная и радиационная безопасность, Киев, 2001, №2. - С. 30-34.

 

Бесспорно, большое значение имело неплохое знание, на профессиональном уровне, немецкого и английского языков, приобретенное в периферийном, но советском ВУЗе. Кроме того, имелась возможность пройти ознакомительное обучение языкам (финский, норвежский, японский) на курсах для иностранцев в соответствующей стране пребывания. Французскому, испанскому – по стандарту ЕС на государственных курсах Германии. И большей частью эта возможность была использована.

 

С надеждой,

что кто-нибудь из граждан России

попытается понять феномен ядерной энергии

в координатах свойств и потребностей человека и социума

полнее и лучше.

Елена Комлева, Германия.

Комментариев пока нет