Есть мнение Открытая трибуна Дискуссионный клуб

О Наоми Кляйн, общественных пространствах и жирных корпоративных котах

02 марта 2018



О Наоми Кляйн, общественных пространствах и жирных корпоративных котах.

Всегда с удовольствием читал труды Наоми Кляйн.

Простым и доступным языком она умудряется донести до читателя куда более глубокие мысли, чем ее вечные оппоненты — местечковые чикагские шлемазлы с потугами на всезнайство и мировое величие. До сих пор считаю, что ее работы — лучшее, что написано для маркетологов и продажников в сфере аутсорса. При условии смены полярности с откровенно негативной, на откровенно коммерческую. Это как «Капитал» Карла Маркса. Красная тряпка для демшизы и либерастов, но обязательная к изучению вещь в любой уважающей себя бизнес-школе.

Одной из идей ее работ является захват бизнесом традиционно общественных пространств с последующим их уничтожением как общественных. Последствия мы наблюдаем повсеместно. Парки превращаются в крысиные лабиринты торговых рядов, библиотеки хотят закрыть наиболее упоротые холуи при защитниках авторских прав(наплевав при этом на кучу конституционных норм и откровенно бандитскими методами лишив государство части основных его функций, государство, кстати, особо не против) и ,,,,. Продолжать можно бесконечно.

Недавно мы в рамках общественной инициативы на площадке «План Б» провели масштабный эксперимент. Я там в свободное время занимаюсь волонтерской деятельностью. Суть эксперимента в бесплатном предоставлении площадки для любых общественных инициатив, в том числе для коммерческих структур при условии , что данное мероприятие не явно коммерческое. Прочесали соцсети, знакомых, чуть ли не в рельсу звонили.

Вот некоторые выводы по итогам полугодовой деятельности.

Типажи:

1) Откровенный неадекват. Наверное, описание процесса общения и требований этой публики достойно udaff,com или MDK. Это весело, но не в формате данной статьи.

2) Мелкое крысятничество и жлобство. Один ЗОЖник настаивал на полной передаче(почти в собственность) ему площадки на основании того, что она бесплатная. По факту не смог даже одно мероприятие организовать. Про представительниц HR-отделов достаточно известных и уважаемых компаний молчу. Не понимать разницы между тренингом внутреннего персонала коммерческой компании и некоммерческим мероприятием это за гранью добра и зла. Если у ваших компаний все настолько плохо, что вы не можете обратиться на любую из десятков коммерческих площадок, оставьте мне телефон генерального, я ему доширака куплю и лично вручу.

3) Провальные мероприятия. Всякого рода мамкины политологи, просветленные гуру, начинающие бизнес -тренеры. Даже на бесплатной площадке нет народа. Интерес публики стремиться к нулю. Печально, но шанс им был предоставлен.

4) Психологи, околопсихологи и прочие полусектанты. Успешность мероприятий разная, но в основном все достаточно скромно. Стараюсь держаться подальше от этой публики, они унылы и невежественно агрессивны. За всю жизнь из этой публики тест на элементарное понимание психологии как науки прошли только двое, оба с кандидатскими степенями и оба предельно циничные.

5) Различные активисты. Успешность разная , но в целом собираются люди и решают пусть небольшие , но важные для них проблемы. От проблем ЖКХ до помощи жертвам насилия. В принципе, это малоинтересные стороннему наблюдателю группы, как раз и выполняют основное предназначение площадки.

6) «Жирные корпоративные коты». Явной коммерции мы не допускаем, это дурной тон. Но хороший качественный продакт-плейсмент с серьезным образовательным блоком — всегда пожалуйста.

Сильно удивила достаточно скромная наполняемость мероприятий. Казалось бы, вот она свобода и все условия, даже оплата труда уборщицы после мероприятия сугубо добровольная. И даже в таких тепличных условиях у многих организаторов очень скромно с аудиторией. А у половины из них эта аудитория будет собираться в любом месте, и площадка тут скорее из разряда бытовых удобств.

Так вот, по итогам полугода работы самые интересные и действительно полезные с просветительской точки зрения проекты смог предоставить крупный бизнес.

С точки зрения волонтера было удивительно видеть представителя пафосной компании, носящегося по залу и наравне с нами расставляющего стулья, раскладывающего печеньки итд итп. Даже такая мелочь, как одноразовые стаканчики, избавила от утомительного мытья посуды. А то, что в кои то веки маркеров осталось больше, чем было до начала мероприятия приятно удивило. :)

То есть эксперимент по созданию действительно свободной общественной площадки заставил задуматься о том , что будет делать общественность с этой свободой. Она далеко не всем оказалась нужна. Следовательно, традиционный тезис некоторых левых философов, писателей и политиков о неправомерном захвате общественных пространств является несколько однобоким и не учитывает многих факторов.

Навскидку вот некоторые из них:

1) Процесс захвата общественных мест бизнесом есть, и он подчас принимаем откровенно людоедские формы, но не всегда это чистой воды захват, а иногда просто заполнение образовавшейся пустоты.

2) Как всегда у марксистов и прочих людей левых взглядов очень сильно влияние установок 19 века, хотя технологический уклад уже успел пару раз поменяться. В этом плане Наоми Кляйн пошла несколько дальше, но мир опять ушел вперед.

3) Этот отрыв называется информационная революция, одним из последствий которой является радикальное снижение стоимости коммуникации при одновременной атомизации отдельной личности. Что существенно снижает потребность в физических общественных пространствах.

4) Атомизация отдельно взятых личностей в какой-то момент перешла на такой уровень, что попытки применять к описанию общества идеи 19 века дают совершенно невалидные модели. Даже унылые потуги притянуть за уши Бодрийяра с его симулякрами смотрятся как продукция французского автопрома — вычурно, экзотично и провально с точки зрения российских продаж. Только в нашем случае слово продажи меняем на точность моделей.

Еще один из экспериментов с общественностью я провел вызвавшись помочь набрать активистов для создания одной межрегиональной общественной организации по помощи социально незащищенным слоям населения. Благо опыт в подборе персонала более 10 лет. Такого недоумения, что со всем этим делать, не было со времен мучительного поиска инженера по обслуживанию установок МРТ в начале 2000-х. Тогда и МРТ то почти не было, не то что инженеров, обученных их обслуживать. То есть Москва, Питер — тут десятки откликов, но региональные представители это полный провал. То есть 10 километров от МКАД или КАД и начинается территория на которой никому ничего не нужно. Редкие исключения только подтверждают правило. И это совершенно не вяжется со всеобщими заблуждениями об общинности и коллективизме россиян. В этом плане зажравшиеся масквАчи и заносчивые питерцЫ оказываются гораздо более человечными , чем соль земли и скрепоносцы. Статистика вещь упрямая, даже при не самой безупречной методологии.

По сути общественности при возвращении ей общественных пространств в большинстве случаев будет просто нечего там делать. Так как большинство граждан уже атомизированы

до такой степени, что в реале не в состоянии собраться и занять себя чем -то конструктивным. Это с одной стороны печально, с другой заставляет задуматься о том, что делать дальше, чтобы не превратить жизнь в мрачную антиутопию.

Как человек с приличным техническим университетским образованием отлично отдаю себе отчет о том, что выборка слишком мала, выводы отнюдь не комплексны и всеохватны.

С удовольствием готовы организовать мероприятие у себя на площадке «План Б» и обсудить поднятые вопросы со всеми заинтересованными лицами. Мероприятие, по традиции, бесплатное и со свободным входом.




Дмитрий, Сергей, Пашка Мерчендайзер



Площадка "План Б" - м. Красносельская, Cпартаковский переулок, д.2, стр.1

rodin1976собакаmail.ru




Комментариев пока нет