Главная тема Новости

О наименовании российских образовательных организаций. Организационно-правовая форма

29 октября 2016

Моя приятельница, у которой в этом году внучка поступала в колледж, зная, что я занимаюсь проблемами образования, спросила, что означает аббревиатура АНО перед названием «Кооперативный колледж». Ответить тогда я не смогла, но решила выяснить, что же это за буквы такие. Оказалось, что различного рода сокращений перед названием образовательных учреждений достаточно много. Судите сами. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (МОУ) Средняя общеобразовательная школа № 44 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. МОУ «СОШ № 7» г. Саратова.  Муниципальное автономное образовательное учреждение (МАОУ) «Гимназия № 1» г. Стерлитамак. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (МБОУ) Гимназия № 39. Государственное образовательное учреждение (ГОУ) Авиационный техникум. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ГОУ СПО) Уфимский механико-технологический колледж. Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ФГОУ СПО) «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники». Некоммерческое образовательное учреждение (НОУ) Уфимский промышленно-экономический колледж. Некоммерческое партнерство (НП) Гуманитарный колледж. Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования (АНО СПО) Кооперативный колледж.

В поисках ответа на вопрос, чем объясняется такое экзотическое разнообразие в названиях организаций среднего и среднего профессионального образования (с высшим образованием картина относительно однородная), я вышла на основной документ, регулирующий структуру российского образования – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 статьи 23 этого закона наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму (ОПФ) и тип образовательной организации. При этом согласно части 6 статьи 108 этого закона при переименовании образовательных учреждений их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы. Таким образом, в названии учебного заведения должны наличествовать две составные части: организационно-правовая форма и тип образовательной организации. Попробуем разобраться в обеих. Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Федерального закона об образовании, и мы к ним позже вернемся.

А пока давайте разберемся, что собой представляет ОПФ. Организацио́нно-правова́я фо́рма (ее, в соответствии с действующим законодательством, должен иметь любой хозяйствующий субъект) — это признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.

С 1 января 2013 г. принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012. Согласно этому документу выделяются три группы хозяйствующих субъектов со своими ОПФ. Хозсубъектам, являющимся юридическими лицами – коммерческими организациями присущи ОПФ: товарищества, общества (в том числе акционерные), унитарные предприятия, фермерские хозяйства, производственные кооперативы. Хозсубъектам, являющимся юридическими лицами – некоммерческими организациями характерны ОПФ: потребкооперативы, общественные объединения, политические партии, фонды, учреждения, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества. И, наконец, ОПФ хозяйствующих субъектов без образования юридического лица: простые товарищества, представительства и филиалы, индивидуальные предприниматели.

Нас будет интересовать вторая группа, и, в частности, такая ОПФ, как учреждение, в связи с тем, что для образовательных учреждений разработаны специальные ОПФ: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования; Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования; Государственное образовательное учреждение; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Государственное учреждение вообще — это государственная структура, сформированная для управления определенной сферой или объектом, а также для обслуживания населения страны, обеспечения функционирования государственных органов, рассмотрения различного рода заявлений, жалоб, прочих обращений граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В зависимости от собственника выделяют: государственные учреждения (учредители – различные государственные органы); муниципальные учреждения (учредители – различные государственные муниципальные образования) и частные учреждения (учредители – частные физические или юридические лица).

По степени ответственности государственные и муниципальные учреждения могут быть казёнными, автономными и бюджетными. Казённое, как и частное (созданное гражданином или юридическим лицом) учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несет собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.

Автономное учреждение как новый тип муниципального учреждения, обладающий большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности, отвечает по обязательствам всем закрепленным за ним собственником этого имущества имуществом кроме недвижимого и особо ценного движимого, или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества такой организации не несет ответственность по ее обязательствам.

Бюджетное учреждение по бюджетному законодательству РФ – это некоммерческая организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

После такого небольшого финансово-организационного ликбеза, большинство сокращений, перечисленных выше, становятся «расшифруемыми». Но одновременно возникает принципиальный вопрос: откуда вообще взялось это «учреждение», ведь в законе об образовании о нем нет ни слова. Читаем документ. Статья 2 дает определение образовательной организации – «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана». Кроме этого законом выделяется «организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности» и «организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение». И далее «в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

Тогда почему же в перечисленных выше названиях вместо слова «организация» присутствует слово «учреждение»? Для того чтобы прояснить возникающие вопросы при переименовании образовательных организаций, и, в частности, и наш, Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило письмо «О наименовании образовательных учреждений» за № ДЛ-151/17 от 10.06.2013 г., направленное федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, имеющим в своем ведении образовательные учреждения. В нем ведомство «в связи с вступлением в силу c 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» информирует о том, что «Законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация», и что «Учреждение является организационно-правовой формой, наиболее часто используемой в системе образования Российской Федерации».

Кроме того, «понятие "образовательная организация" используется в Федеральном законе об образовании, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения». Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На практике это позволяет негосударственным учредителям юридически выбрать для создаваемой образовательной организации помимо «частного учреждения» и другие организационно-правовые формы, например, «фонд», «некоммерческое партнерство», «автономная некоммерческая организация».

Таким образом, с первой составной частью новых наименований российских образовательных учреждений, представляющей собой их организационно-правовую форму, мы разобрались. В следующий раз выясним, что лежит в основе разделения образовательных организаций на типы, обсудим, зачем вообще нужно было затевать это глобальное переименование, и кто в нем заинтересован.

Комментарии 2

<p>
Большое спасибо за разбор! А то наш ВУЗ до сих пор ФГБОУ, и я все думал, когда же У на О заменят))
</p>
<p>
Большое спасибо за разбор! А то наш ВУЗ до сих пор ФГБОУ, и я все думал, когда же У на О заменят))
</p>