О круглом столе "Целеполагание Стратегии инновационного развития: вызовы и пути решения".

29 октября 2016

          Стратегические просчеты нельзя компенсировать тактическими успехами»

                                                                                Карл фон Клаузевиц

          "Того, кто не смотрит далеко в будущее, ждут близкие беды"

                                                                                         Конфуций

     6 марта 2015 в Аналитическом центр при Правительстве Российской Федерации будет проходить данное мероприятие, в котором я буду участвовать. Круглый стол организован в связи с тем, что Аналитический центр формирует предложения по корректировке "Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" для повышения её эффективности.

     В ходе данного мероприятия "будет обсуждаться необходимость пересмотра цели и структуры стратегии в связи с задачей по ее актуализации [1]" (в соответствии с пунктом 3 Заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 19.12.2014 [2]).

     В этой статье я предлагаю Аналитическому центру несколько, на мой взгляд, важных идей способных сделать Стратегию намного действенней, чем она есть сейчас.

     1. Чтобы предметно говорить о Стратегии, нужно, во-первых, хорошо понимать, что время в течение, которого человечество жило сотни тысяч лет, закончилось. Время, в котором мы живём сейчас всего в течение нескольких десятилетий, радикально отличается от предыдущего этапа развития человечества. Существует довольно много научных данных об особенностях этих этапов, но из-за того, что они не подвергнуты глубокому анализу имеется лишь очень поверхностное и очень смутное понимание учёными этой сферы знаний. Однако без глубокого и сущностного понимания отличия этих периодов не имеет смысла даже обсуждать Стратегию, т.к. она должна зиждиться на этом понимании.

     2. Отсутствует однозначное определение понятия "инновация", т.е. никто точно не понимает что это такое. Существует лишь интуитивное понимание, которое даёт возможность рассуждать об этой проблематике, но не предметно и не конкретно. Имеет ли смысл обсуждать Стратегию в таком контексте?

     3. Сейчас говорить о целеполагании Стратегии инновационного развития  преждевременно. Цели вытекают из нового способа развития организации. Если такого способа нет, то аналогичные круглые столы надо будет проводить ежегодно, чтобы каждый раз уточнять целеполагание. Но при таком подходе инновационная деятельность, а ещё больше, государство в целом, вместо развития будут деградировать.

     Сейчас стратегия не содержит цели, но включает в себя множество целевых показателей, что  не нормально. "По данным федеральных органов исполнительной власти, Аналитического центра при Правительстве, у нас есть 45 целевых индикаторов [3]".

     4. Когда мы говорим: "Стратегия инновационного развития" – это всё равно, что если бы мы говорили: "Масло масленое" потому что стратегия – это всегда новый способ развития организации, это всегда новация. И поэтому дополнения к слову стратегия слова инновационного не требуется. Если стратегия не содержит нового способа развития, значит это не стратегия.

     Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года не содержит нового способа и, следовательно, не является стратегией. Она больше похожа на набор мероприятий для долгосрочного плана: что следует сделать, составленного на основе здравого смысла.

     Стратегия социально – экономического развития России до 2020 года также не содержит нового способа и поэтому тоже не является стратегией. Эту стратегию никто не вспоминает, хотя мы должны сейчас жить по ней, и несмотря ни на что (падение цен на нефть, санкции и т.д.) развиваться.

     У России должна быть одна стратегия – стратегия развития государства.

     Нынешняя Стратегия инновационного развития – это стратегия создания инновационных структур находящихся внутри государства, тогда как настоящая стратегия развития государства – это новация, применённая ко всему государству, т.е. оптимизированное государство, нацеленное на достижение будущего. Такая оптимизация обладает большим потенциалом развития. 

     Можно внутри государства насоздавать множество институтов развития, можно вкладывать огромные деньги на поддержку и развитие инноваций, можно сотворить множество нужных законов, но без развивающего потенциала такая активность не будет действенной. Без мощного потенциала развития страна не сможет перейти из состояния "что есть" в состояние "что должно быть". И очередная надежда на очередной "прорыв", а сейчас это национальная технологическая инициатива, скорей всего, ни к чему не приведёт (в лучшем случае её разработками воспользуются другие).

     5. Наука в России должна начинаться не с лабораторий, а со стратегии. Если нет настоящей стратегии как сейчас, население страны может работать хоть 24 часа в сутки, но государство всё равно будет деградировать. Стратегией нужно заниматься постоянно. Настоящую стратегию невозможно создать за месяц и даже за 5 лет. Над ней должны трудиться лучшие умы страны. Если сейчас в России нет настоящей стратегии, значит, интеллект нации не способен её создать. Соответственно этому мы должны так и жить, т.е. много и тяжело трудиться, и мало получать за свой труд. И быть в конце всевозможных рейтингов.

     Хорошая стратегия даст возможность государству стать локомотивом мировой экономики, а не быть последним, плетущимся в хвосте вагоном. Пока не будет настоящей стратегии, деградация будет продолжаться. Цены на нефть уже в ближайшее время будут стремиться к нулю. Никому наша нефть не будет нужна. Новая модель экономики – это пустая болтовня. Только настоящая, а не формальные, которых пруд пруди, Стратегия обеспечит развитие государства.

 

     P.S. Сегодня прошло заседание Круглого стола. Что хотелось отметить?      

     1. Я ещё раз убедился, что обязательно нужна нормальная стратегия и необходимость такой стратегии на протяжении всего заседания витала в воздухе. Подтекст её необходимости чувствовался в каждом выступлении.

     2. Почему-то почувствовалось (хотя объективных причин для этого не было) что выполнение указанных целевых показателей Стратегии инновационного развития особо никого не волнует. Без сомнения, конечно, было бы хорошо, если бы они были достигнуты. Но если этого не случится, то причин для обоснования неудовлетворительных результатов найдётся предостаточно.       

     Кто заинтересован в достижении результатов Стратегии инновационного развития? Все. И никто в частности.      

     3. В очередной раз осталось хорошее впечатление об Аналитическом центре. С момента знакомства с ним, с лета 2014 года, мне нравится их серьёзность и то, что они умеют использовать интеллект и опыт экспертов для решения актуальных проблем. Но особенно мне понравился, если так можно выразиться, первый чемпионат России по проектному управлению среди органов власти всех уровней и госпредприятий (осень 2014 года). Это было очень важное и нужное мероприятие. Сожалею, что не написал об этом, особенно о фанатиках профессионалах проектного управления (в самом лучшем смысле этого слова), в том числе и из Аналитического центра.

 

Литература

1. http://ac.gov.ru/events/announcements/04771.html2.

2. http://government.ru/orders/16381/

3. http://government.ru/news/16196/

 

© Колыхалов Виктор Иванович, 2015

Комментариев пока нет