Профессор Саратовского государственного университета, доктор философских наук, публицист и блогер Вера Афанасьева 10 апреля 2017 года выступила с открытым письмом министру образования и науки России Ольге Васильевой.

"... Автор нашумевшей статьи "Пять причин...", которую на сайте ИА "Взгляд-инфо" прочитали более 120 тысяч человек, подробно рассказала главе федерального ведомства о кризисе высшей школы.

Редакция предлагает читателям полный текст обращения госпожи Афанасьевой.

"Пять признаков тяжелой болезни"

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Прошу Вас на основании моего письма радикально изменить "Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы", поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образования, изложенные ниже. Я сформулировала эти проблемы, обобщив отклики на мои публикации о состоянии современной высшей школы, поступившие со всех концов страны и в значительной степени отражающие общественное мнение.

Образование ­– стратегическое, наиболее устремленное в будущее направление государственной политики. От него зависит развитие культуры, науки, технологий, благополучие государства. Российское образование имеет славные традиции, но сегодня оно находится в бедственном, плачевном положении. Оно давно и тяжело болеет, и налицо признаки этой болезни.

1.Тотальная нищета.

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать. У нас ветхая высшая школа – разрушающиеся здания, обшарпанные аудитории, допотопное оборудование, оставшиеся еще от СССР книги и учебные пособия. Естественные факультеты, традиционно являющиеся гордостью университетов, в отсутствие подлинного интереса страны к фундаментальной науке выживают из последних сил. Гуманитарные, чтобы хоть как-то свести концы с концами, распыляют накопленный академический арсенал на все новые и новые модные направления подготовки, чем умаляют свой изначальный профессионализм. Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование.

Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей.

При таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты. Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся. Стало общей практикой и то, что сотрудники вузов из своих мизерных зарплат сами оплачивают научные командировки, публикацию научных работ, монографий, учебников, организацию конференций.

Нищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучия вузовских администраций, бесстыдство которых позволяет им иметь зарплаты в десятки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных, – зарплаты, которых в России не удостаиваются даже гении. Это противоестественное и безнравственное расслоение является еще одним немаловажным источником недоплат преподавателям. К теме неприлично богатой вузовской администрации примыкает всем известная тема коррупции в образовании, которая достигает самых высоких уровней. Так, в настоящее время расследуется коррупционное дело в министерстве образования Саратовской области.

Чудовищная нищета российского образования – подлинная национальная катастрофа. Доводя образование до нищеты, государство с необходимостью обеспечивает скорое собственное обнищание и неминуемый упадок, ведь хорошо известно, что каждый рубль, вложенный в образование сегодня, возвращается десятикратной прибылью в недалеком будущем.

2. Бумажная паранойя и канцелярская шизофрения.

Российское образование в последние годы превратилось в безумную контору. Вот формула этого превращения:

"конторизация образования = беспрецедентная бюрократизации + абсурдная канцеляризация + бессмысленная формализация + жесточайший чиновничий диктат".

Российское образование буквально погребено под грудами никому не нужных документов, завалено бессмысленной отчетностью, задавлено чиновничьими предписаниями – и лавина бумаг катастрофически растет. Постоянно меняющиеся федеральные образовательные стандарты не приносят ничего нового по существу, зато делают из образования неэффективную механическую машину, основной целью которой становится производство и воспроизводство бумаг. Постоянно меняющаяся самодовлеющая форма вытесняет интеллектуальное содержание, делает его ущербным.

Преподаватели всей страны, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, сегодня превратились в бесплатных клерков, в писарей, в машинисток. Люди изнемогают от многократного переписывания программ, составления бесчисленных отчетов, заполнения одних и тех же анкет. Ума не приложить – куда девается все написанное? Где складируются все эти горы измаранной бумаги? Зато совершенно очевидно, кому они нужны – чиновникам, которые только этим бумажным потоком и могут оправдать собственное существование, прикрыть отсутствие фактической положительной работы. А возможно – и тем, кто пытается заполнить всякой чепухой самые образованные головы страны, отвлечь интеллигенцию от свободомыслия, не дать ей время задуматься о проблемах страны, о судьбах Родины.

Эта бессмысленная канцелярщина, это бездарное бумагомарание уносят у людей, силы, здоровье, жизнь; не оставляют времени на подготовку к занятиям, научные изыскания, отдых. А самое страшное – занимают мысли, вытесняют из умов великие педагогические цели и научные идеалы. Труд по писанию и переписыванию в большинстве своем не оплачивается – это не только ничтожный и оскорбительный, но и рабский труд.

Люди с тревогой ждут новых бумажных кампаний, которые, как известно, грядут. Постепенно вводится и система "эффективных контрактов", призванная измерять неизмеримое, оценивать (причем очень дешево!) бесценное, и эта очередная благоглупость обозначает новый виток чиновничьего диктата в образовании, эскалацию всеобщей хронической усталости и возгонку повсеместного страха.

Как результат, подлинная деятельность подменяется ИБД. Настоящие начинания – отписками-приписками-переписками-дописками-списками. Открытия – сокрытиями. Качество – количеством. Ум, знание, таланты – умением составлять отчеты. Достойным преподавателем отныне считается не тот, кто хорошо преподает, а тот, кто успевает писать бесчисленные бумаги.

Все, что происходит при этом, – симуляция, фикция, фальсификация, манипуляция, престидижитация, блеф, жонглирование канцеляризмами и фокусы с Ничто. Все, что при этом производится, – пшик, дырка от бублика, видимость, кажимость, фантом, симулякр. Не новые инновации. Никак и никем нереализуемые акции. Неэффективные и неметодичные методики эффективности. Никого не включающая инклюзия.

Вечная пишущая машинка. Взбесившийся принтер. Бумажная суета сует. Циркулярное увеличение энтропии Вселенной. Целеполагающий абсурд. Документальная паранойя.

Призрак бродит по России, призрак канцеляризма. И пугает не только преподавателей вузов и школьных учителей, но и врачей, работников социальной сферы, деятелей культуры. А насильственная канцеляризация всей страны рождает "бумажное образование" и убивает подлинное.

Всероссийская писанина бессмысленных бумаг стоит огромных денег и наносит колоссальный вред отечественной экономике. Она имеет КПД паровоза, ведь высококвалифицированный специалист, ученый, занимаясь тем, что может сделать любая секретарша, подобен логарифмической линейке, которой забивают гвозди. И забиваются эти гвозди в крышку гроба российского образования. А государство тратит на эту смертельную глупость значительную часть отпущенных на образование средств, и без того крохотных

3. Патологическая ложь – псевдология и мифомания.

Сегодня российское образование есть единое поле непрерывной болезненной лжи.

Самая большая ложь – наше образование по сути своей осталось советским, а мы дружно делаем вид, что оно западное. Неловко подражаем западным образцам, но не достигаем их. Например, у нас не прижился институт магистратуры, но мы лжем, что он нормально функционирует, и заманиваем в магистратуры всех подряд, загоняем в них даже докторов наук, абсурдным образом понижая их квалификацию.

Мы лжем против истины, когда в угоду непродуманным рейтингам и в погоне за копеечными баллами пишем псевдостатьи и квазимонографии. Лжем, списывая у самих себя научные результаты, полученные в ту счастливую добумажную эпоху, когда у нас еще было время подумать. Лжем, второпях списывая у других, и лжем, что "Антиплагиат" защищает от повального списывания. Лжем, формально и заочно участвуя в научных полуконференциях. Лжем, что размещение в "eLIBRARY" эквивалентно научной известности. Лжем, укладывая выстраданные нами результаты в прокрустово ложе замусоренных канцеляризмами диссертаций, Лжем в экспертизах, потворствуя бездарным или наспех сделанным работам из-за страха не угодить вышестоящим или из сочувствия к таким же, как мы, замученным. Лжем, что все академики – это академики, а профессора и доценты – поголовно профессора и доценты.

И все эти частные, личные, мелкие неправды сливаются в одну огромную, губительную ложь – недоделанную, неоригинальную, списанную-переписанную-недописанную недонауку.

Мы лжем, отписываясь за то, чего не делали. Лжем, что создаем новые педагогические продукты. Лжем, измотанные и отупевшие, что учим студентов, когда во время бумажных авралов читаем неподготовленные лекции. Лжем, выставляя оценки. Лжем, что во всем согласны с администрацией. Лжем, скрывая собственные идеи и взгляды. Лжем, что ЕГЭ полезно и объективно. Лжем, что Сколково не хуже Силиконовой долины. Лжем, что в России превосходное образование и наука, способная догнать и перегнать. Наши носы давно уже вытянулись от лжи, а глаза ужасно косят, но мы все лжем, лжем, лжем.

Ложь наказуема – и нас накрыла повальная ангедония, мы в плену неустранимого уныния. Мы давно уже забыли о радости научного общения, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.

4. Девальвация знания.

Сегодня молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематических знаний. Реальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составляет основу социального успеха, не почитается, не уважается. Образованность подменяется дипломированностью, профессионализм – умением устроиться и приспособиться.

Обесценивание знания и просвещения имеет серьезные материальные основания – сложная экономическая ситуация в стране, непредсказуемость будущего выпускников вузов, трудности в поиске работы. Но не менее значительными являются и ментальные основания этого явления: безнравственность; ломка традиций; разрушение прежней системы ценностей; отсутствие культуры образования, идеологии образования.

Пудовой гирей на чашу обесценивания отечественного образования упало придание ему статуса УСЛУГИ, что уравняло учителя, преподавателя с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком. Сделать это мог только враг российского образования, а значит – и враг России, и вред от этого насильственного акта неизмерим. Принимая образование в качестве услуги, можно делать недопустимые вещи: не уважать, не слушать, не верить, презирать, пренебрегать, не учиться. Интересно, что сказали бы по этому поводу такие российские педагоги, как Вавилов или Ландау?

Поднять значимость образования – значит изменить нравственные идеалы нескольких поколений. Это многотрудный и многолетний путь, сопряженный с продуманной государственной политикой, с целой системой долгосрочных мер. Но без этого нельзя не только сохранить великую российскую культуру – нельзя выжить.

5. Душевное нездоровье.

Оно складывается из страха, суетности умов, скудоумия, лживости, лицемерия.

Страх господствует в системе российского образования – вернее, многочисленные страхи. Они связаны с нашей нищетой, с ужесточением административного контроля, с существованием рычагов давления, с помощью которых из сферы образования можно устранить любого. Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином. Страх перед очередными бумажными компаниями. Страх упасть во время рейтинговой гонки. Страх перед студентами. Страх остаться без студентов.

Эти страхи заставляют нас терять человеческое лицо, забывать о достоинстве. Университеты давно уже перестали быть оплотами свободомыслия, столь необходимого любому здоровому обществу. И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие.

В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества! Мы молчим, предаем, не заступаемся, уступаем произволу. Но трусливый не может быть учителем, не годится в воспитатели. Запуганный всегда глуп.

Наши мысли сегодня суетны. Головы заняты не тем, как сеять разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. Мы думаем о часах, зарплатах, рейтингах, бумагах, реакции начальства. О том, как не проштрафиться, успеть, угодить, схитрить, улизнуть. Канцелярское насилие наносит непоправимый урон нашим некогда светлым умам, приводит к скудоумию. Скудоумие питается творимой нами полунаукой, мелочностью намерений, фрагментарностью мышления, отсутствием подлинной цели.

О лживости сказано уже достаточно. Ее постоянный спутник – лицемерие.

Истинность сказанного легко проверить – достаточно высокопоставленным чиновникам от образования погрузиться в реальность. На годик-другой оставить свои высокие кресла и поработать профессорами или доцентами в каком-нибудь славном губернском городе N. Пожить на преподавательскую зарплату. Всласть почитать лекции, штук пять-семь в неделю, разбавляя их таким же числом семинаров – чтобы слегка отдохнуть, а заодно и послушать, как славно подготовлены к высшей школе после ЕГЭ нынешние студенты. В свое удовольствие пописать – программы, ФОСы, отчеты, анкеты, портфолио, а между ними – научные статьи и монографии, достойные хоть какого-нибудь цитирования. С энтузиазмом поруководить ­– аспирантами, подрабатывающими продавцами, и докторантами, читающими по пять-семь лекций в неделю, а в свободное время пишущими все те же программы и отчеты. А еще лучше – делать это в двух вузах сразу, чтобы свести концы с концами. Вот тогда-то они и узнают доподлинно, чем дышит современное российское образование. Но только делать это следует инкогнито – для чистоты эксперимента.

Я только сформулировала проблемы, решать их не мне. Образование есть только часть еще большей системы, которая именуется государством. И многие болезненные симптомы нельзя устранить, реформируя только образование.

Но кое-что все-таки могу подсказать и я. Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искореняйте коррупцию. Нет успехов? Дайте людям работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает престиж? Начните с того, что избавьте образование от клейма "услуга".

В любом случае, концепция современного российского образования требует серьезнейших, глубочайших изменений. И позитивными эти изменения могут стать только в том случае, если будут опираться на мнение преподавателей вузов и школьных учителей, на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже появляются.

А я желаю российскому образованию здоровья и благополучия.

Доктор философских наук, кандидат физико-математических наук,

профессор, профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Афанасьева Вера Владимировна ..." 

источник : http://www.vzsar.ru/news/2017/04/10/professor-sgy-rasskazala-glave-minobrnayki-o-krizise-vysshei-shkoly.html 


далее: статья 

"Пять причин, по которым не следует становиться профессором"  

от 12 января 2017 года


"Мои умные дети частенько попрекают меня непрактичностью и нерачительным отношением к собственной жизни. Я, обученная математике, не пошла в банкиры; знающая русскую словесность, не вступила на политическое поприще; понимающая толк в хорошей еде, не стала ресторатором – ну, и так далее. А стала я всего-навсего профессором и в результате из всех благ смогла дать им только умение учиться.

Но ведь когда в восьмидесятых я задумывалась о карьере, быть профессором было не только интересно и почетно, но и очень практично. В самом деле, занимался профессор любимым делом; работал с виду совсем немного (часа эдак три в неделю), а зарплату получал как норильский шахтер; мог позволить себе кооператив в центре города и дачу на Волге, а за отпускными приходил в кассу с чемоданчиком – в портфель деньги не поместились бы. Профессоров уважали, их почитали, о них рассказывали легенды, каждый из них был уникален, неповторим и поэтому любим.

Сейчас все совсем иначе, и профессором имеет смысл быть только в том случае, если ты кто-то еще: чиновник, депутат или, скажем, директор театра. Становиться просто профессором сегодня не стоит.

Во-первых, быть профессором теперь совсем неинтересно, потому что отныне не интеллектуал он, а клерк, бумагомаратель. Профессуру замучили (хотя просится другое слово) никому не нужными списками, сведениями, рейтингами, анкетами, портфолио, программами, планами, планами по поводу планов, отчетами, отчетами об отчетах – благо, наша бумажная промышленность, как и прежде, работает отлично. И так много приходится нынешним профессорам писать всякой регламентированной чуши, что заниматься научными изысканиями, работать над книгами, общаться с себе подобными, да что там – просто думать совсем некогда. Горам макулатуры, которые выходят из-под пера нынешнего профессора, может позавидовать любой параноик-графоман. Любая кафедра, всякий вуз – давно уже контора, которая все пишет и пишет. А где бумаги, там и чиновники, чтоб проверять. И над каждым проверяющим есть свой проверяющий, а над тем – надзирающий, тридцать тысяч одних начальников над начальниками. И все они поучают, рекомендуют, проверяют, стращают и строго наказывают тех, кто пишет мало и неприлежно. Скрип перьев разносится над нашим образованием и скрежет зубовный всех, усердствующих в бумагомарании!

Во-вторых, вузовским профессором быть теперь совсем не престижно. Профессоров больше не уважают, и на это есть веские причины. Народ, и не без основания, убежден, что докторский диплом, как и любой другой, сегодня можно купить или добыть его каким-то иным способом, далеким от научных изысканий. Действительно, в стране, в которой так низок уровень образования, а продается практически все, далеко не каждый профессор поражает знаниями по своей специальности; не всякий является мыслителем, эрудитом или даже просто хорошо образованным человеком; не все получили свои дипломы по научным заслугам. И снова вперед выступает делопроизводство: при том количестве бумаг, которое надо оформить для того, чтобы стать кандидатом или доктором наук, многие научные таланты предпочитают тратить время и силы не на оформление диссертационных дел, а на любимое дело, и от степеней и званий бегут, уступая профессорское место тем, у кого амбиций больше, чем способностей. Некоторые считают, и тоже не без оснований, что не только профессор может купить свои дипломы и аттестаты, но и у него можно купить многое: и оценку, и научную экспертизу, и научное руководство, и диссертацию. Что греха таить, и это случается, потому что в стране, где продается все, продается и это. Но что вы хотели, граждане? После того, как образование на государственном уровне было объявлено услугой, сеятели разумного, доброго, вечного уравнялись с официантами, таксистами, портье и разносчиками пиццы, которые, конечно, люди хорошие, но живут на чаевые. Но даже всамделишного и честного профессора в нашем отечестве не уважают. Профессора следует уважать за знания и дарования, а в России, где горе от ума, далеко не у всех собственных знаний достаточно, чтобы ценить чужие. В итоге – видали мы этих умных, которые еще и шляпу с очками надели, да кому нужен их бред, нахлебники они и дармоеды.

В-третьих, профессором быть невыгодно, даже накладно. Профессорские зарплаты сегодня сравнимы с пособиями мексиканских безработных, а работает современный вузовский профессор как пресловутая русская лошадь. Читает он до десятка лекций в неделю; постоянно правит чужие бездарные тексты; тиражирует дежурные статьи и книги (рейтинги же, а значит – и зарплаты!); как заяц на барабане, печатает бредовые бумаги (чтобы хоть на время отстали надзиратели!). Речь при этом идет не о качестве, а о количестве, не о сущности, а о видимости, не о деятельности, а об ее бурной имитации. Здесь уместно напомнить, что великий философ В. Соловьев к своим лекциям готовился по полгода, а Ньютон за всю жизнь написал единственную книгу. А тем временем число вузов растет быстрее, чем колония бактерий, абитуриентов от этого на каждый приходится все меньше и меньше, отсюда непременные сокращения преподавательских штатов. В результате многие работают на кусочек ставки – а это за порогом черты бедности уже не в Мексике, а в Конго.

Да что там маленькое жалование! Скоро с профессоров будут брать деньги за вход, как в том перестроечном анекдоте. В СГУ мы на свои кровные покупаем канцтовары, заправляем картриджи; за свой счет ездим в командировки; сами оплачиваем расходы по конференциям, которые проводим; на свое издаем свои монографии и пособия. Командировочные платят только чиновникам, им же оплачивают их книги, которые написали не они. А недавно нам и вовсе было велено сложиться на зарплату замдекана по работе с молодежью. Произошло это, когда прежний замдекана, немолодой сотрудник нашей кафедры, запросил пощады и оставил своей пост, а достойной, то есть достаточно здоровой и прыткой, кандидатуры на освободившееся место среди его коллег не нашлось. Вот нам и предложили: раз сами такие ленивые развалины, наймите тогда того, кто помоложе да побойчее. И это на полном серьезе и весьма настоятельно.

В-четвертых, не тот пошел студент, ох не тот! Прошли те времена, когда юные жаждали учиться, а в группах физфака, например, из тридцати студентов случалось по двадцать краснодипломников. Молодой народ испортили Интернет и единый госэкзамен. При этих не то что про яйца Фаберже нельзя упоминать – не стоит произносить ничего, чего нет в ЕГЭ или в инстаграмм Оли Бузовой. Нынешний студент даже не про мифологических героев – про Ленина не знает. Для него Маркс родился в Марксе, а Энгельс – в Энгельсе. Читать он умеет только с экрана. В школе его научили не писать, а ставить галочки. Я лично никогда не заглядываю в лекции своих студентов – не хочу получить сердечный приступ. Надеюсь, что этого не делают и их родители – иначе боюсь даже предположить, что они подумают обо мне. Пользуясь случаем, хочу уверить всех вас, родители моих студентов: я говорю совсем не то, что записано в их тетрадях, если, конечно, эти тетради существуют! К экзаменам больше никто не готовится: студенты давно поняли, что за каждого из них вуз борется с преподавателем и непременно победит, так что равно или поздно оценки в их зачетках появятся. И еще: на лекциях нынешний студент сидит в пальто, и не потому что холодно, а потому что снять лень. А иногда и в шортах, больше напоминающих трусы, и не потому что жарко, а потому что с пляжа зашел.

Ну, и пятая причина. Нынешний профессор пребывает в постоянном страхе. Он боится начальства (все, кто не боялся, давно вылетели прочь). Он боится потерять работу, а вместе с ней и возможность заниматься наукой, ведь современная наука – дело коллективное. Он боится своего природного вольнодумства, которое претит вузовскому руководству, партийным нормам, идеологической цензуре, патриотическим установкам (немцем, немцем был Кант, хотя и жил в Калининграде!), церковным канонам, скудоумию стоящих над ним чиновников. Он боится развязного и невежественного, плюющего на него с высокой колокольни студента. Он боится не смочь, не доделать, не угодить, бездарно умереть от усталости во время очередной никчемной канцелярской кампании. И себя боится, боится того, что рано или поздно вспомнит великие нравственные принципы и идеалы научного познания и пошлет всех своих мучителей и надзирателей так, как это умеют делать только российские профессора. А еще больше боится того, что никогда не сделает этого.

Вот как-то так про эти причины, коротенько, минут на сорок – всего лишь пол-лекции. Так что перерыв, дамы и господа..." Вера Афанасьева

источник: http://www.vzsar.ru/blogs/3174 


Дополнительно:

напоминаем, что официальной датой начала процесса формирования современной системы принято считать 19 июня 1999 года, когда подписана Болонская декларация, Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Если описать происшедшее в двух словах, то российскую (советскую) систему образования стали менять на иную ( болонскую). Характерной чертой динамики развития образования данного этапа является всё более полная его ориентация на англо-американскую культуру высшего образования с теми неизбежными ограничениями, которые накладывают различия "континентальной" и "островной" техник мышления, романо-германской и англо-саксонской правовых традиций. В 2000 году в Европе принимается "Лиссабонская стратегия" - новая стратегическая цель Европейского Союза, направленная на создание Европейского исследовательского пространства, в котором инициатива ориентирована исключительно на обеспечение глобальной конкурентоспособности регионального экономического сообщества в условиях, когда именно знания становятся основой экономики. Начинает развиваться экономика-знаний. Российский процесс реформ сферы образования проходит путем, как теперь уже достаточно видно, простого переноса показателей работы системы в российскую систему образования. Основанная  - "гибридная система" вынуждена работать на старом экономическом базисе, что приводит к разного рода рискам и описанным выше результатам. За рубежом, например, существуют "школы тупикового развития", после которых учащийся никуда поступить не имеет права, и он об этом знает на стадии поступления в эту школу. Сама же процедура обучения в системе образования прописана у иностранцев так, что предусматривает достаточно-необходимые ресурсы для обеспечения процесса. В России, как бы образование бесплатное, это достойно. При этом, существуют процессы обеспечения получения такого бесплатного образования, которые регулируются слабо. Например, можно поступить гражданину из глубинки в московский ВУЗ, при этом надо где-то жить, чем-то питаться, одеваться, культурно-досуговые расходы. Каков размер стипендий? Получается, что  право на получение бесплатного образования, еще не гарантирует равные возможности для реализации этого права в реальной жизни. Кроме этого, здесь  и сейчас следует говорить об отсутствии работающих "СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ" сегодня в России. Получая образование люди не видят будущего. Они не могут найти применение и монетизацию своих вложенных в образование сил и средств. Отсюда берут начало выходы "Против Коррупции". Молодёжь такого рода культпоходы начинает воспринимать, как Победы, ведь других Побед у неё нет. Осознание своей значимости в среде "Против Коррупции", уход от повседневной "неудачности", возможность выразить себя, - выталкивают граждан на улицу.

А если смотреть немного со стороны на созданную "гибридную" систему российского образования, то тяжело избавиться от ощущения "рукотворного вредительства". Кто принимал решение о таком "сломе" системы российского образования? Кто осуществлял столь "эффективные" реформы? Мы выскажем своё мнение, его сложно подтвердить "научно-документально", но , считаем, что чиновники - "осуществившие данный слом" -являются сверхкоррумпированными чиновниками (может уже не являются чиновниками, мы не в курсе). При этом, такого рода вредительство в отношении российской системы образования - это конкретным пример нанесения ущерба Российской Федерации. Можно предположить, что нашим геополитическим партнёрам такие "реформы российской системы образования" обошлись очень дорого. А "дивиденды" от такого серьёзного деяния, как "слом" системы образования, следует искать у вполне конкретных лиц, круг их узок и всем известен.

На сегодня, вопрос о "надлежащем состоянии" системы образования России, расположен в плоскости либо "предложения Правительства России в апреле 2017" , либо более поздних предложений...

...существуют мнения о том, что деятельное раскаяние некоторых лиц, а также внесение "дивидендов" на счета государства, будет способствовать повышению эффективности работы системы образования в случае проведения комплекса мер по реформированию. В таком случае лица, причинившие ущерб пострадают меньше, ... существует мнение ..., также, что ранее изложенное мнение у весьма наивных людей.

Всё будет хорошо!

 


Комментарии 3

Какие "реформы к Победе" предложит Правительство России в апреле 2017 года , когда все граждане России находятся за чертой бедности, но с разных её сторон?
Может уже пора вводить требования к обязательному заключению договоров по трудоустройству будущих выпускников, вводить квоты, ...?
Куда ведёт нас "рука рынка" сегодня, и куда доведёт завтра?

Пока можно наблюдать вот такие комментарии, где описаны ситуации, которые мало веселят:

" ... Зарплата 6 тысяч, койка в общаге - 7 тысяч. На что живут ученые в России?

По данным Росстата, ученые живут очень неплохо. Средняя зарплата составляет 53800 рублей. А по сообщениям зрителей программы «ОТРажение» средняя зарплата – 19 100 рублей, - пишет в своем блоге в ФБ журналист Общественного телевидения России Юлия Ермилова.
Юлия Ермилова

Это – за все: за долгие годы обучения (школа+ университет+ аспирантура), за научные работы, за монографии, за конференции, за изобретения. Ученые у нас из страны бегут? А что им не бежать-то!

«В Чувашских вузах заработная плата доцента составляет 15 тыс., профессора - 17 при нагрузке 900 часов. Звонить не смогу, боюсь остаться без копейки».

«Волгоград, доктор филологических наук, Волгоградский государственный университет, полная ставка 20 т.р.».

Новгородская обл., ведущий научный сотр. Доктор биол наук 16520 руб , "на руки" 14207 руб.»

В сообщениях - разная география, разные области науки, а цифры одинаковые:

«Ульяновск, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии - 26 тысяч рублей».

«Башкирия. Доцент. Работаю на полторы ставки. Плюс надбавка еще за должность заместителя декана. Итого за все это получаю 30000. Полторы ставки сейчас - это очень большая нагрузка. Так как каждый год повышают количество часов в год, необходимых для ставки, и уменьшают количество часов, выделенных на дипломные и другую проверочную работу со студентами».

А вот сообщения от маститых ученых:

«Новосибирск. Главный научный сотрудник РАН (из бывшей Россельхозакадемии), зав. лабораторией, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, стаж работы в науке 53 года, автор более 240 научных публикаций, в том числе, в последние годы публикуюсь за рубежом. Оклад 17100 руб. С надбавками и районным коэффициентом – 27000 руб. На руки получаю 23700 руб в месяц».

«Я доктор наук, генетик, заведую лабораторией в Сибирском отделении РАН - зарплата чуть более 30 000. Дети взрослые, только потому свожу концы. Правда, позволяю покупать себе несколько толстых журналов - в основном, познавательных. От абонементов на камерные и симфонические пришлось отказаться».

Вспоминаю профессора Преображенского: «Я один живу и работаю в семи комнатах… и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку». Мой знакомый, профессор филологии, светило, на трудах которого мы росли и чье имя произносилось со священным трепетом, в своей монографии напечатал фото: он в кожаном кресле на фоне массивных шкафов с книгами. Нормальная для ученого обстановка, я бы и внимание на этой фотографии не заострила, если бы он не сказал с грустью:

- Красивый кабинет, да? Это я в гостях у немецкого филолога, своего друга, за его столом, в его кресле… Попросил сделать фото. А то мне неловко: каждый раз нужен портрет для публикации, а у меня дома и сфотографироваться негде – я на кухне пишу.

Вот наша статистика. Хоть карту блеска и нищеты российской науки рисуй. Пермский край, Кировская и Челябинская области – зарплаты до 10 000 рублей. Кабардино-Балкария, Карелия, Мордовия, Северная Осетия, Махачкала, Татарстан, Чувашия, Забайкалье, Краснодар, Приморье, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Курганская, Курская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Томская, Ульяновская, Ярославская области и Севастополь – от 10 000 до 20 000 рублей.

Башкортостан, Тыва, Удмуртия, Алтай, Красноярский край, Хабаровский край, Оренбургская, Самарская, Смоленская, Тульская и Тюменская области, Москва и Санкт-Петербург оценивают ученых от 20 000 до 30 000 рублей.

Нет, конечно, в Москве и Питере встречались зарплаты и 80 000, и 90 000. Но и по 20 000 – 25 000 тоже было немало.

Если ученье - свет, то у нас это не свет, а лучина какая-то:

«Доцент, кандидат экономических наук, сзиу РАНХиГС Петербург. Получаю на руки 28900 р. В месяц. 1 ставка. Индексации не было несколько лет. Стаж 17 лет. Имею 9 монографий, более 100 научных работ».

«Кандидат техн. наук, доцент СПБПУ Петра Великого, автор 178 научных работ, 15 патентов, зарплата 19000».

«Новосибирск. Отработал всю жизнь, заслуженный – перезаслуженный, доктор, профессор, декан, выступления на конгрессах, награды, монографии переведены на 6 языков, а зарплата – у французских коллег начинающие столько не получают! Обидно».

Начинающим, только не «у французских коллег», а нашим, тоже обидно: «Дочка работает в Москве аспирантом в институте Биологии развития, живет в общежитии, зарплата 6 т. рублей в месяц, стоимость места в общежитии 7 т. рублей. Приходится в свободное время и в выходные работать еще на 2-х работах».

«Я младший научный сотрудник и очный аспирант. Моя зарплата 5450 в месяц и стипендия 7 тысяч, которую задерживают уже на 3 месяца. И это Москва! Денег не хватает совсем. Думаю, что пора бросать науку».

http://newizv.ru/news/science/11-04-2017/zarplata-6-tysyach-koyka-v-obschage-7-tysyach-na-chto-zhivut-uchenye-v-rossii

источник: https://www.facebook.com/u.v.ermilova/posts/1864308450476316 ,
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/08/08/728387-uchitelya-razocharovalis-putina
« 8 августа 2017 »

Учителя разочаровались в указах Путина

"...Они недовольны зарплатами и ростом не связанной с работой нагрузки.
Учителя и врачи должны ощущать себя средним классом, заявлял в ноябре 2012 г. премьер-министр Дмитрий Медведев. За полгода до этого вышли майские указы президента Владимира Путина, в которых ставилась цель – увеличить зарплаты педагогов: к следующим выборам она должна вдвое превышать среднюю по региону. Предполагалось, что высокая оплата позволит учителю работать в одном месте, а не заниматься совместительством, что у него будет больше времени на подготовку и дополнительные занятия. Для этого учителей, как и других бюджетников, перевели на так называемый эффективный контракт: поставили оплату их труда и социальный пакет в прямую зависимость от качества и количества работы.
Спустя пять лет планы все еще далеки от реализации, показали результаты опроса учителей средних школ, проведенного Высшей школой экономики (ВШЭ) и "Левада-центром" в 2016/17 учебном году. Доля учителей, которым все нравится в их работе в школе, упала до 22% с 42% годом ранее, а до этого поступательно росла (см. график). Доля недовольных зарплатой увеличилась с 28 до 34%. Из-за всплеска инфляции в 2015 г. оценка благосостояния ухудшилась, поясняет один из авторов исследования – Марина Пинская.
Согласно опросам, половина учителей в среднем получают на основном месте работы менее 20 000 руб. в месяц, еще 25% – в пределах 20 000–27 000 руб. и 25% – более 27 000 руб. Средний заработок по основному месту работы в 2016 г. составил 25 975 руб. Это существенно меньше, чем по официальной статистике: по данным Росстата, средняя зарплата педагогов общеобразовательных школ в 2016 г. составила 33 338 руб. Учителя сами оценивали свой уровень заработка – называли сумму, которую получают "на руки", поясняет Пинская, в то время как Росстат подсчитывает начисленную зарплату.
Учителя по-прежнему не готовы отказываться от дополнительных заработков, чтобы сосредоточиться на основной работе в своей школе: 64% опрошенных готовы пойти на это при условии, если их зарплата будет почти вдвое выше текущей. Средний доход учителя от всех видов деятельности сейчас составляет 27 062 руб., он тем выше, чем престижнее школа и чем крупнее населенный пункт, где он преподает.
Доля учителей, которые называют свою зарплату конкурентоспособной, в 2014 г. превысила долю тех, кто так не считает), – люди среагировали на рост зарплат, продолжает Пинская, но в 2016 г. количество довольных вновь стало сокращаться. Тенденция это или нет, покажут данные за 2017–2018 гг., добавляет она. 22% учителей считают, что за последние два года их зарплата уменьшилась, говорит она.
Аналитики РАНХиГС также заметили резкий всплеск недовольства учителей своей зарплатой в последние два года, говорит директор Центра экономики непрерывного образования Татьяна Клячко: доля тех, кого она не устраивает, с 2014 по 2016 г. выросла с 53,2 до 65,3%. Педагоги недовольны не только размером зарплаты, но и тем, как она распределяется, констатирует она: "Видимо, какое-то время все учителя ждали роста зарплат, но этого не произошло, отсюда и рост негатива". Подрабатывают (время от времени или регулярно), по ее данным, 42,6% учителей, чаще всего – в крупных и средних городах, а в малых городах, поселках и на селе – реже, поскольку "там просто негде подрабатывать". "Если почти 54% учителей говорят, что их зарплата практически не выросла, если им денег на жизнь не хватает и они массово подрабатывают, то что тогда можно говорить об эффективном контракте?" – задается вопросом Клячко.
Но даже недовольство зарплатой отошло на второй план по сравнению с раздражением от внеучебной нагрузки, в том числе большого количества документации и отчетности, свидетельствуют итоги опроса ВШЭ: на это жалуются 45% учителей. "Отчетность растет и продолжает расти, уже не один год мы видим, что это очень раздражает учителей", – признает Пинская. Причем учебная нагрузка, хотя и возросла, большинство педагогов устраивает, продолжает Клячко: они готовы вести занятия и работать с детьми. "Не устраивает рост бумажной нагрузки: приходится вести и электронные, и бумажные дневники, писать многочисленные отчеты и планы", – подчеркивает Клячко...."

комменты "...
Вторник, 11:34 - 8 авг 17
гость — «Ответ: питайтесь макаронами, дорогие учителя» пишет:
https://youtu.be/STuFLOPSnjo

И кто виноват: https://youtu.be/ht-LbRm6s_A
Вторник, 11:39 - 8 авг 17
гость — «просто Гость» пишет:
Просто майские указы Путина саботируются правительством Медведева, работу правительства которого положительно оценил Путин.
Вторник, 11:46 - 8 авг 17
гость — «редактору» пишет:
А,что думает Осташко О.А.по этому поводу?
Вторник, 11:53 - 8 авг 17
гость — «Осташко» пишет:
У меня все хорошо.Деньги есть только для приближенных. Ну а учителя пока сосите лапу.
Вторник, 11:54 - 8 авг 17
гость — «Золотова» пишет:
О каких учителях речь? Самим бы успеть наворовать.
Вторник, 12:00 - 8 авг 17
гость — «-=-» пишет:
Хаха! Путин наш президент! Бугага!
Вторник, 12:01 - 8 авг 17
гость — «.................» пишет:
Да здравствует ЕР! Бугага!
Вторник, 12:16 - 8 авг 17
гость — «Шел мимо» пишет:
Причем здесь путин? Он просто, по должности, навевает плебсу сон золотой..., под видом "деда Щукаря"
Вторник, 12:57 - 8 авг 17
гость — «гость» пишет:
ПРЕМИИ БУДУТ ВЫПИСЫВАТЬ. ПИЛИТЬ БЮДЖЕТ СВЯТОЕ ДЕЛО, В УГОДУ ДЯДЮШКЕ СЭМУ.
Вторник, 13:03 - 8 авг 17
гость — «Указы Путина - нам не указ» пишет:
Учителя и врачи должны ощущать себя средним классом, заявлял в ноябре 2012 г. премьер-министр Дмитрий Медведев...
А Дмитрий Медведев (он вам не Димон) ощущает себя - высшим классом, с 80 миллиардов взяток?
Как то - не совместимые понятия о классах, учителях и врачах...!
Получается в России: лучше и выгоднее взятки брать, чем зарплату получать!
Вторник, 13:18 - 8 авг 17
гость — «Ветеран» пишет:
Очень жаль, когда слова расходятся с делом. Думаю скоро и учителя начнут также саботировать, и что нас ждёт? Всё это тревожит души родителей. Нынешняя партия не может, не хочет и наверное самое главное не может управлять в государстве. Поэтому надо голосовать правильно. А президенту надо спрашивать и контролировать процесс, но видно устал....
Вторник, 13:40 - 8 авг 17
гость — «для 13:03» пишет:
Откуда цифра в 80 лярдов? Почему сразу не 1005000 сикстилионов? Что-то ты плохо бабки свои отрабатываешь, тролль. Я бы на месте твоего начальства штрафанул тебя гривен на 500
Вторник, 14:07 - 8 авг 17
гость — «Посмотри внимательно» пишет:
Для
Вторник, 13:40 - 8 авг 17
гость — «для 13:03» пишет:
Откуда цифра в 80 лярдов? Почему сразу не 1005000 сикстилионов? Что-то ты плохо бабки свои отрабатываешь, тролль. Я бы на месте твоего начальства штрафанул тебя гривен на 500

Просмотри от начала до конца:
https://www.youtube.com/watch?v=qrwlk7_GF9g
Вторник, 14:36 - 8 авг 17
гость — «Обслуге» пишет:
Как вы учите и как вы лечите, так к вам и относятся, так вам и платят! А будете тявкать, то школы и больницы опять к попам отползут. А у этих жирных и лохматых чревоугодников-педофилов кладбищ на всех хватит!
Вторник, 14:58 - 8 авг 17
гость — «вот это зашёл» пишет:
Кибер партизаны- "ветераны", хохлоподобные и иже с ними... Не портал стал, а днище какое-то и убежище для комментаторов по жизни, скорее всего, откровенных мудаков. Фубля.
Вторник, 15:53 - 8 авг 17
гость — «гость» пишет:
Это Вам плата учителя за фальсификацию всех честных выборов. У сильного , всегда безсильный виноват. Лижите дальше свою власть и вам позволят поучавствовать в какой нибудь конференции , преобщиться так сказать к миру денег и успеха.
Вторник, 15:59 - 8 авг 17
гость — «гостю » пишет:
Это Вам плата учителя за фальсификацию всех честных выборов. У сильного , всегда безсильный виноват
____________________________________________________________________________________
Ты сначала русский выучи, потом поймай кого нибудь на фальсификации, а потом на пряниках пердеть будешь, одноклеточное.
Вторник, 16:07 - 8 авг 17
гость — «Туляк» пишет:
Тролли - запутинцы, закоррупционеры, которые за воров и за жуликов, за преступную антинародную власть - кипятком ссут от бессилия и немощи, не могут что-то внятное сказать и аргументированно доказать, одни оскорбления... Это Вам не соловьево-киселёвское телевидение, где можно чушь нести и пропаганду двигать! Ложь не прокатит! Факты и жизнь против вас! Заканчивается ваше время! Агония началась - как же: ворам и жуликам в России скоро пи...з...дец будет! Нельзя 18 лет врать, воровать и издеваться над народом! Сколько верёвочки не виться, а конец будет!..."
(источник: https://www.pryaniki.org/view/article/1017490 )
источник: https://medrussia.org/7607-prinuditelnoe-raspredelenie/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
"...
Член центрального штаба ОНФ, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль предложил Правительству России пути решения кадрового вопроса в здравоохранении. В первую очередь, он считает необходимым вернуть принудительное распределение для выпускников медвузов, которые обучались на бюджетной форме. «Я считаю необходимым ввести обязательное распределение выпускников медицинских вузов, которые прошли обучение на бюджетной основе. Таким образом пополнится первичное звено, решится проблема дефицита врачей в сельских и рабочих поселках, а также в отдаленных регионах. Речь идет не только о численности врачей, но и о чрезмерных нагрузках на врачей первичного звена. Поэтому говорить об исполнении поручения главы государства пока не приходится, и рабочая группа «Социальная справедливость» предлагает не снимать его с контроля», — передаёт слова Леонида Рошаля пресс-служба ОНФ. Как сообщалось ранее, эксперты Общероссийского народного фронта отмечают ряд положительных мер, принятых правительством РФ и Минздравом России для изменения ситуации с кадрами в системе здравоохранения..."

Подробнее читайте: Леонид Рошаль: дефицит медицинских кадров – это общегосударственная проблема. 32222119

https://medrussia.org/7607-prinuditelnoe-raspredelenie/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com#hcq=pP2ebsq