Нужны ли политологи МЧС России?

Постановка проблемы. В результате проведения административной реформы в России в 2004 году была создана трехуровневая структура федеральных органов исполнительной власти. Как известно, эти органы власти состоят из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, но только министерства призваны вырабатывать государственную политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование в конкретных областях.

Так, среди основных задач МЧС России особо можно выделить такие:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС [1].

То есть, первейшая и стратегическая задача МЧС России заключается в формировании и проведении одного из видов общегосударственной политики, связанной с обеспечением комплексной безопасности всего общества, отдельных социальных групп и граждан. Мы можем предположить, что в формировании политики не получится обойтись без политологов (об этом свидетельствует разнообразный зарубежный опыт). Но тогда возникает вопрос: существуют ли специалисты в системе МЧС России с политологической подготовкой и нужны ли они отечественному спасательному ведомству?

Зачем политологи нужны в России? В поисках ответа предложим трактовку термина «политика» для применения в данной статье. Политология не дает однозначного определения этой дефиниции, а лишь обозначает разнообразие подходов к ее пониманию. Полагаю, что наиболее приемлемым для МЧС России будет понимание политики как инструмента сознательного саморегулирования общества. Она может распространяться на различные общественные явления: как на требующие постоянного властного регулирования (например, охрана и обеспечение безопасности граждан, общественного порядка, формирование и поддержание безопасной среды), так и на временно приобретающие политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий) [2].

1. Казалось бы, что для выполнения вышеизложенных задач кафедрами государственного и муниципального управления (ГМУ) нескольких вузов МЧС России ведется подготовка менеджеров. Однако отметим, что сегодня в политической сфере, кроме органов государственной власти и местного самоуправления, активно действуют многочисленные негосударственные институты: элитарные слои общества, политические партии, общественные организации, религиозные объединения, союзы предпринимателей, профсоюзы, научные ассоциации, независимые средства массовой информации, представительства международных и региональных организаций, институты семьи и брака. И при подготовке менеджеров на сотрудничество органов власти с перечисленными социально-политическими группами и институтами уделяется минимальное внимание.

2. Речь фактически идет не столько о государственном, сколько о политическом управлении. Поэтому стране сегодня нужны политические менеджеры, а их невозможно подготовить в рамках такого направления подготовки, как «Государственное и муниципальное управление». В этих условиях, политический менеджмент становится востребованным «как особый вид управленческого взаимодействия, отличающийся стремлением одной стороны оказать воздействие на другую, не прибегая к насилию, принуждению, а действуя более изощренными методами и средствами» [3]. То есть, наряду с менеджерами в сфере ГМУ, появляется необходимость в подготовке специалистов в сфере собственно политического менеджмента, в том числе и в системе формирования и реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС. Для краткости далее мы будем называть подобных специалистов политологами.

3. В целях повышения эффективности государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС политологи МЧС России могут проводить прикладные политологические исследования. Ведь именно применение методов прикладной политологии позволяет обеспечить устойчивость и практическую значимость вида госполитики, за выработку и реализацию которой отвечает МЧС России. С помощью прикладных исследований происходит уточнение текущих и перспективных целей, определяется эффективность распределения полномочий между различными государственными и общественно-политическими структурами, прогнозируются качественные изменения политической ситуации.

4. Политологи МЧС России в рамках прикладных исследований могут определить пути предотвращения или разрешения социальных конфликтов и достижения необходимого обществу консенсуса. Такие исследования позволяют наработать для отечественного спасательного ведомства политические технологии разрешения социальных кризисных ситуаций, повысить эффективность антикризисного управления.

5. Политологи окажут помощь чиновникам МЧС России в ведении переговоров с различными социальными группами. Переговорный процесс требует выработки технологии торга, которая преполагает определение приемов и способов взаимодействия сторон. Политологи спасательного ведомства могли бы разрабатывать модели переговорного процесса и на их основе разрабатывать рекомендации действующим лицам от МЧС России относительно стиля их поведения социальных ЧС, определять приемы, позволяющие добиться большего взаимопонимания с оппонентами.

6. Политологи могут оказывать действенную помощь административному аппарату МЧС России в выработке и принятии политических (если точнее – социально значимых) решений. Здесь специалисты в сфере политического менеджмента разрабатывают критерии выделения значимых общественных проблем, обеспечивают необходимую информацию, формулируют варианты принятия альтернативных решений, определяют меры по нейтрализации действий оппонентов.

7. Автор статьи сомневается в том, что чиновники спасательного ведомства без помощи политологов смогут сформировать для общества и системы государственного и мунициального управления ценностные ориентиры политки, за выработку и реализацию которой отвечает министерство. Полагаю, что ценностный фактор в государственной политике в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС имеет следующие характеристики:

– вызывает необходимость согласования ценностей различных социальных групп в социуме;

– определяет такую систему взаимоотношений между властью и обществом, а также между властью и отдельными социальными группами, которая могла бы способствовать выработке единой для всех системы ценностей, направленной на укрепление политического режима. Скорее всего, построение такой системы взаимоотношений невозможно без открытого диалога между властью и обществом, без привлечения к участию в политической жизни как большего числа различных социальных сил;

– в конечном итоге необходима система ценностей в государственной политике в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, способствующая эффективному воздействию властных структур на социум в решении различных проблем в сфере обеспечения комплексной безопасности.

8. Политологи МЧС России в своей деятельности обязаны будут разработать структуру государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС. А именно: более четко выделить ее субъекты и объекты; определить цели и задачи; сформулировать принципы и требования; в конечном итоге – разработать Доктрину обеспечения комплексной безопасности в Российской Федерации.

9. Действенную помощь могут оказать политологи в разработке государственной кадровой политики в отношении спасательного ведомства. В настоящее время Концепция кадровой политики МЧС России определяет систему подготовки и выдвижения кадров внутри ведомства. Однако в ней не отражен государственный заказ на подготовку кадров для МЧС России, механизмы их дальнейшего выдвижения на посты в другие органы государственной и муниципальной власти в России.

10. Особо важная роль возлагается на политологов в формировании антикоррупционной политики МЧС России, эффективность которой невозможна без взаимодействия не только с правоохранительными органами, но и с институтами гражданского общества: политическими партиями, общественными организациями, религиозными объединениями и СМИ.

 

Политологи в МЧС России. В каких целях могли бы привлекаться политологи в системе МЧС России? Конечно, прежде всего, для выполнения политико-управленческих задач. В чем они заключаются?

Во-первых, в современном демократическом обществе для управления общественным мнением используют прежде всего коммуникацию и информацию. Управление с помощью информации является необходимым условием деятельности политического менеджера. Этот тезис основан на центральной идее основоположников теории паблик рилейшнз политологов Г. Лассуэлла, У. Липпмана Э. Бернайса о том, что управление с помощью информации – необходимое существование демократического общества. Развивая этот тезис, американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения У. Липпман обозначил механизм этого управления: «Между частным лицом и сложной средой, в которой оно существует, должен быть какой-то посредник-эксперт» [4]. Учитывая, что МЧС России активно взаимодействует с обществом, его политическими и социальными структурами в вопросах обеспечения комплексной безопасности, потребность в таком посреднике-эксперте сегодня очевидна.

Во-вторых, американский политолог, один из основоположников современной политологии, представитель бихевиористского подхода в политической науке и один из основателейчикагской школы социологии Г. Дуайт Лассуэлл и его идейные соратники полагали, что общество не способно к разумным решениям и действиям, поэтому ему помогут найти решения «специалисты по разъяснениям, специалисты по выяснению мотивов, специалисты по связям с общественностью». Справедливой также представляется точка зрения немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса, утверждающего, что доминирующими и определяющими чертами современного этапа развития общества выступает господство инструментального знания и технократического мышления. Общественные проблемы, подчеркивает он, подобно техническим, решаются экспертами, использующими инструментально-рациональное знание. В любом случае в современном обществе, в том числе и в России, эту функцию во многом реализуют сегодня политологи – специалисты по пиару, политконсультанты, политтехнологи и т.п., без которых трудно представить себе современный политический менеджмент.

В-третьих, в политико-управленческом пространстве многих стран мира сегодня широко используются возможности электронного правительства, потенциал социальных сетей. Например, в настоящее время в социальной сети «В контакте» существуют такие страницы, как «МЧС России» и «ВУЗы МЧС», которые ведутся не профессионально. Зачастую админы не в состоянии ответить на разнообразные вопросы подписчиков и посетителе сайта, и практически не освещают важные политические и государственные решения в сфере обеспечения комплексной безопасности и противодействия ЧС. Автор статьи активно участвует в работе указанных интернет-страниц, и самостоятельно старается, хотя бы частично, восполнить этот пробел.

В-четвертых, основные виды профессиональной деятельности политолога в сфере противодействия ЧС и ликивдации их последствий могут сводиться к следующим направлениям деятельности:

– формированию законодательства, наиболее благоприятного для действий МЧС России (шире – всей системы РСЧС);

– мониторингу и прогнозу проводимой государством политики, особенно по направлениям деятельности конкретной организации или структуры, в которой работает политолог;

– формулированию потребностей определенного органа МЧС России в организации взаимодействия с органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления;

– выработке стратегии развития организации/учреждения, в которой работает политолог;

– выработке стратегии взаимодействия организации/учреждения, в которой работает политолог, с органами государственной власти и местного самоуправления;

– взаимодействию с бизнес-сообществом и институтами гражданского общества по формированию безопасной среды и противодействию ЧС, решению проблем в ходе ликвидации их последствий;

– обеспечению дополнительных преференций структуры, в которой работает политолог, со стороны государства;

– пиар организации/учреждения, в которой работает политолог.

В-пятых, политический менеджер в системе МЧС России может быть востребован и в качестве GR-специалиста (по русски – джиар), главная задача которого – видеть проблемы и потенциальные возможности своей организации или команды, давать сигналы своему руководству для принятия решений. В этом случае особую роль приобретает политическая компетентность GR-специалиста. Она подразумевает понимание государственной политики, сформированный интерес к политической информации, устойчивые навыки анализа и интерпретации конкретных готовящихся и принятых политико-административных решений.

До недавнего времени в нашей стране GR-деятельностью занимались в основном бывшие чиновники и политики, политические технологи и юристы, хорошо знающие особенности процесса принятия политико-административных решений, сохранившие связи в органах государственной власти. Однако в настоящее время становится очевидной необходимость профессональной подготовки специалистов в области GR-деятельности, обладающих определенных кругом компетенций в этой области.

Сформировав карту политических предпочтений, GR-специалист сможет, полагаем, организовать процесс мониторинга информации, полученной из органов государственной власти, с которыми взаимодействует его структура. Такой мониторинг должен проводиться, исходя по крайней мере из следующих двух критериев:

– несет ли готовящееся политическое решение потенциальные экономические и политические издержки для деятельности конкретной структуры МЧС России и министерства в целом;

– несет ли готовящееся политическое решение потенциальные экономические, имиджевые возможности для деятельности конкретной структуры МЧС России и министерства в целом.

В информации, которую приносят GR-специалисты, сотрудники административных органов МЧС России могут быть чаще всего заинтересованы, так как могут ее использовать ее при подготовке ведомственных заключений. Для них это может оказаться дополнительным источником, пусть субъективной, но экспертной и убедительной информации. Кроме этого, если решения, которые разрабатываются в органах государственной власти, затрагивают интерес той или иной структуры МЧС России, или всего ведомства, GR-специалисты могут осуществлять лоббистскую кампанию с целью корректировки позиций органов государственной власти в интересах своей структуры.

Где готовить политологов? Как, где, каким образом и для каких целей возможно готовить политологов для МЧС России? Приказом Минобрнауки от 21 декабря 2009 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «бакалавр»). Среди областей профессиональной деятельности бакалавров-политологов, которые определяет ФГОС для изучения проблематики, выделенной в статье выделим такие как:

– академические и научно-исследовательские организации, связанные с политологической проблематикой, в качестве научных сотрудников, способных к участию в коллективных исследовательских проектах;

– органы власти и управления, редакции СМИ в качестве сотрудников, способных к участию в разработке и осуществлении реализуемых данными органами решений;

Обратим внимание на то, что ФГОС среди объектов профессиональной деятельности бакалавров-политологов определяет и те, которые есть во ФГОСе по подготовке бакалавров ГМУ – это различные сферы общественно-политического, социокультурного и экономического пространства Российской Федерации и мира.

В собственно политической сфере – это, прежде всего, структуры государственной власти и управления (федеральный, региональный и муниципальный уровни), политические партии и общественно-политические движения, система современных международных отношений. В социокультурном плане – политическая культура и самосознание, общественно-политические настроения. В экономическом аспекте – взаимодействие власти и бизнеса, политические интересы и устремления различных групп экономического сообщества.

Направления подготовки профессиональной деятельности бакалавров по направлению 030200.62 «Политология» также совпадают с направлениями подготовки менеджеров ГМУ: научно-исследовательская; педагогическая (для вузов, дающих квалификацию «преподаватель»); организационно-управленческая; проектная.

Требование ФГОСа о том, что «конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей», дает нам основание для определения места подготовки политологов для отечественного ведомства спасателей в ВУЗах МЧС России на кафедрах политологии. При этом ФГОС определяет, что бакалавр по направлению подготовки 030200 «Политология» при выпуске должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности, которые вполне могут быть применены и к сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России:

1. Научно-исследовательская деятельность:

– участие в работе семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, в подготовке публикаций, в подготовке обзоров и аннотаций;

– составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

– составление разделов научно-аналитических отчетов, пояснительных записок;

2. Педагогическая деятельность (для вузов, дающих квалификацию "преподаватель"):

– преподавание отдельных дисциплин политологического знания в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

– подготовка учебно-методической документации по обществоведческим курсам;

– участие во внеаудиторной и воспитательной работе с учащимися;

– составление установленной отчетности по утвержденным формам;

3. Организационно-управленческая деятельность:

– участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, СМИ;

– участие в проведении политических кампаний, организации избирательного процесса, консалтинговой деятельности;

– обработка данных социологических исследований для последующего политического анализа;

4. Проектная деятельность:

– подготовка документации на разработку научно-исследовательских программ и проектов;

– участие в проектировании научно-теоретических разработок и политических кампаний;

– участие в проектировании социологических исследований политических процессов.

 

Литература:

1. www.mchs.gov.ru/ministry/tasks_functions/tasks (дата обращения: 23 мая 2014 года).

2. Пугачев В.И., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 20.

3. Колесников В.Н., Семенов В.А. Политический менеджмент. СПб: Питер, 2013. С. 10.

4. Колесников В.Н., Семенов В.А. Политический менеджмент. СПб: Питер, 2013. С. 107.

Перенджиев Александр Николаевич,

старший преподаватель кафедры

государственного и муниципального управления

Академии гражданской защиты МЧС России