Есть мнение Новости

Нужно ли создавать Международный Банк Развития Афганистана (МБРА)?

29 октября 2016

3 апреля 2013 года в конференц-зале Российского института стратегических инициатив прошла международная конференция на тему: «Афганистан после 2014 года: вероятные сценарии развития региональной обстановки и стратегия России». В ней приняли участие руководители органов государственной власти, ученые, эксперты в сфере национальной и международной безопасности, практические работники министерств и ведомств, сотрудники аккредитованных в Москве дипломатических миссий.

Для обсуждения проблем научного форума был приглашен представитель журнала «Политическое образование», эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев вместе со студенткой Академии гражданской защиты МЧС России Антониной Смоленышевой.

С докладами на конференции выступили: директор ФСКН Виктор Иванов, Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, посол Исламской Республики Ирана в России Саджи Махмуд Реза, личный представитель командующего Сухопутными войсками Пакистана генерал-майор Риаз Амера, начальник НИИ ФСКН Ильнур Батыршин, а также другие научные сотрудники РИСИ и представители общественных организаций в сфере российско-афганского сотрудничества, в том числе и представители афганской диаспоры в Москве.

Что является причинным фактором нестабильности в Афганистане? – задался вопросом в начале своего выступления руководитель Роснаркоконтроля В.П. Иванов. В настоящее время эта страна является международным лидером по производству и продаже гашиша и героина, от чего в мире уже погибло 1 млн. человек почти в 100 государствах. За последний год размер маковых площадей в Афганистане увеличился на 18%, то есть произошел прирост крестьянских хозяйств, вовлеченных в наркопроизводство.

В результате ситуация качественно изменилась. Производство героина стало системнообразующим фактором, а производство наркотиков превратилось из следствия в причину таких факторов, как терроризм, образование и деятельность негосударственных военных структур, организованная преступность. В существующих условиях речь уже не может идти о сдерживании наркотрафика, а о серьезном снижении производства наркотиков.

Существующий в общественном мнении проект парадигмы решения проблемы наркотрафика о легализации легких наркотиков является неприемлемым для российского общества, так как проведенные исследования уже показали их убийственное воздействие на человека и способствуют образованию депрессивной социальной группы.

К сожалению усилий полицейских структур в Афганистане не достаточно, хотя правоохранительными органами уничтожаются тонны наркотиков, ликвидируются сотни лабораторий по их производству, Однако не ликвидируется социальная база, способствующая развитию наркотрафика. Поэтому, по мнению директора ФСКН, решение проблемы состоит в альтернативном развитии Афганистана: «Развивая Афганистан, мы работаем на весь мир».

Виктором Ивановым предлагаются следующие меры:

1) В полной мере задействовать потенциал экономического и социального Совета НАТО;

2) Провести Всемирный антинаркотический форум;

3) Сформировать Всемирный штаб по развитию Афганистана, прежде всего, по инициативе России, Пакистана и Ирана;

4) России, Ирану, Пакистану и Индии, совместно с Афганистаном создать совместные антинаркотические органы.

Выступивший затем Генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа в своем докладе отметил, что ситуация в странах Центральной Азии относительно стабильна. Политическая жизнь развивается активно. А процессы, которые протекают в этом регионе, ничем не отличаются от тех процессов, которые происходят в Германии, Испании, Греции и на Кипре. Но Афганистан – это зона нестабильности, ведения боевых действий, распространения воинствующего исламского милитаризма: формируется подполье, происходят вербовки в ряды своих членов.

Кроме этого, по мнению Н.Н. Бордюжи, нестабильности в Центральной Азии способствует стремление третьих стран выстраивать здесь свой миропорядок. В качестве примера он привел республику Беларусь, на которую оказывается необоснованное давление. Кроме этого, генсек ОДКБ в качестве дестабилизирующих аспектов назвал попытки организации и поддержки деятельности протестных сил.

В тоже время противоречия между государствами Центральной Азии состоят в следующих областях: распределение и использование водных ресурсов, неурегулированность границ, использование транспортных коммуникаций. Остаются традиционными такие вызовы как наркотики, терроризм, информационные атаки, продажа людей, преступная деятельность, которая уже стремится к захвату власти. Оказывает также влияние мировой экономический кризис.

Николай Бордюжа негативно оценил попытки США создать ограничительные контингенты в странах Центральной Азии, но обратил внимание участников конференции на то, что в ОДКБ есть соответствующий прогноз развития событий и предложения по принятию мер в целях минимизации проблем в государствах организации и в центральноазиатском регионе.

Безусловно, обсуждение проблем вокруг Афганистана охватывает количество большое областей: международной безопасности и международных отношений, политическую, экономическую, военную, культурную, социальную и др. Следующие докладчики и участники дискуссии сосредоточили свое внимание на обсуждение следующих тем:

1. Количество наркотрафика после ввода войск НАТО увеличилось почти в 20 раз. При этом не все просто с правовым положением западных коалиционных войск в Афганистане. Складывается впечатление, что США ввели войска в эту страну не в целях борьбы с терроризмом, а закрепления своего присутствия в этом регионе.

2. Как будут выводиться войска НАТО из Афганистана? Сколько останется военнослужащих? Называются цифры от 6 до 14 тыс. человек. Где и в каких целях они будут располагаться?

3. Будет ли Россия и ОДКБ размещать свои военные базы в Афганистане? Какая должна быть роль и стратегия России в отношении решения афганской проблемы? Обращалось внимание на неразработанность подобной стратегии.

4. Нужно ли вести переговоры с талибами, которые во время нахождения у власти показали свою эффективность в борьбе с наркотрафиком? Какой политический расклад сил внутри Афганистана? Рассматривались варианты дальнейшего развития этой страны: сохранение единой страны с центральной властью; разделение ее на северную и южную независимые части; сохранение единого государства, но с децентрализованной властью, которая предполагает существование нескольких автономных областей.

5. Какую роль должны сыграть в решении афганской проблемы другие государства, но прежде всего, США, Китай, Пакистан, Индия, Иран? Может ли ШОС внести весомый вклад в этот процесс?

6. Обращалось внимание на то, что афганская проблема – это глобальная проблема, которую надо решать всем миром.

К сожалению, на конференции прозвучало мало конкретных предложений по стабилизации обстановки в Афганистане. Так, по мнению председателя международного общественного Движения развития Юрия Крупнова, в этих целях необходимо проводить форсированную индустриализацию Афганистана с активным участием России, Ирана и Пакистана.

Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев напомнил участникам конференции о словах Хекмата Карзая, троюродного брата президента Афганистана о том, что 30 триллионов долларов позволят решить афганскую проблему. В целях реализации проекта индустриализации и развития обсуждаемой страны А.Н. Перенджиев предложил мировому сообществу создать Международный Банк Развития Афганистана (МБРА). Безусловно, что данное предложение еще требует отдельного обсуждения.

Комментарии 4

<p>
 
</p>
<p>
Говоря о региональной обстановке в  Афганистане, считаю важным отметить , что интересы основных мировых игроков (США, Россия, Китай), во многом противоречащие на глобальном уровне, полностью совпадают в Афганистане и заключатся, на мой взгляд, в том, чтобы любой ценой обеспечить там стабильность. Могу предположить, что интересы  стран Центральной Азии состоят в том, чтобы военное присутствие сил НАТО в Афганистане продолжалось как можно дольше с целью стабилизации здесь обстановки. Однако в перспективе Запад рано или поздно поставит вопрос о расширении участия государств Центральной Азии в реконструкции Афганистана. Очевидно, что это поставит страны региона перед сложным политическим и экономическим выбором.
</p>
<p>
Афганистан и сейчас одна из самых бедных стран мира, где нет ни железных дорог, ни промышленности. Для значительной части его населения единственным источником дохода является производство наркотиков. Афганистан стал базой деятельности международных террористических организаций, как и некоторые другие страны "Юга". Выступая под религиозными, националистическими, классовыми лозунгами, они пытаются методами насилия и террора "отомстить" ведущим державам мира за бедственное положение своих народов. Всё это создаёт новые проблемы на пути обеспечения международной безопасности и стабильности, требует новых решений от правящих кругов высокоразвитых стран мира. Стоит обсудить и предложение о создании Международного Банка Развития Афганистана (МБРА).
</p>
<p>
 
</p>
<p>
Говоря о региональной обстановке в  Афганистане, считаю важным отметить , что интересы основных мировых игроков (США, Россия, Китай), во многом противоречащие на глобальном уровне, полностью совпадают в Афганистане и заключатся, на мой взгляд, в том, чтобы любой ценой обеспечить там стабильность. Могу предположить, что интересы  стран Центральной Азии состоят в том, чтобы военное присутствие сил НАТО в Афганистане продолжалось как можно дольше с целью стабилизации здесь обстановки. Однако в перспективе Запад рано или поздно поставит вопрос о расширении участия государств Центральной Азии в реконструкции Афганистана. Очевидно, что это поставит страны региона перед сложным политическим и экономическим выбором.
</p>
<p>
Афганистан и сейчас одна из самых бедных стран мира, где нет ни железных дорог, ни промышленности. Для значительной части его населения единственным источником дохода является производство наркотиков. Афганистан стал базой деятельности международных террористических организаций, как и некоторые другие страны "Юга". Выступая под религиозными, националистическими, классовыми лозунгами, они пытаются методами насилия и террора "отомстить" ведущим державам мира за бедственное положение своих народов. Всё это создаёт новые проблемы на пути обеспечения международной безопасности и стабильности, требует новых решений от правящих кругов высокоразвитых стран мира. Стоит обсудить и предложение о создании Международного Банка Развития Афганистана (МБРА).
</p>