Нужна ли России модернизация?

29 октября 2016

В моём понимании одной из задач государства – является обеспечение безопасности его граждан (в т.ч. и от интересов других государств, противоречащих нашим интересам), а для этого страна должна являться субъектом мировой политики, а не объектом (пример современной Украины достаточно ярок и нагляден). Государство в этом направлении должно решать целый комплекс задач (развитие промышленности, науки, проведение национальной и социальной политики, направленной на сплочение граждан страны в единый народ и др.), остановлюсь на двух.

Продовольственная безопасность – независимость страны от импорта продовольствия. Даже при возможно более высоких издержках производства продовольствия на территории РФ в сравнении с другими странами необходимо развитие сельского хозяйства в России в объёмах обеспечения продовольственной безопасности страны. Второе – армия, помимо численности, соответствующей вызовам времени она должна иметь современное вооружение отечественного производства, соответсвенно развитый и поддерживаемый на уровне передовых стран ВПК.

Осознание необходимости проведения модернизации (с точки зрения дальнейшего развития государства) уже декларируется и элитами:

Президент В. В. Путин заявил, что ныне действующая экономическая модель российского общества себя исчерпала, сохранение нынешней экономической ситуации — это угроза нашей национальной безопасности, и отметил, что необходим переход к новой модели экономического роста и развития российского общества в целом. Комплекс задач, прозвучавший в выступлениях президента, был обозначен им единым и емким определением — «модернизация».

На вопрос «Нужна ли России модернизация?» ответ закончил, далее идёт освещение некоторых аспектов проблем её проведения и вопросы, на которые мною ответы пока не найдены (объём 3 стр. читать, у кого есть время и желание :-).

 

Проблема поставлена довольно давно и проведена большая работа по её осмыслению, в частности отмечены факторы, влияющие на инвестиции и развитие промышленности:

1. Промышленные предприятия стремятся реализовать проекты с быстрой окупаемостью, заинтересованы в инвестициях с коротким циклом, в то время как государство, обозначая общественные цели, заинтересовано в длительном развитии промышленности, сферы НИОКР, обучения, социальных проектах - в медицине, энергосбережении, образовании, экологии, которые имманентно не могут обладать быстрой окупаемостью и высокой рентабельностью;

2. В российской промышленности сформировалась модель, согласно которой предприятия расширяют использование импортной продукции- техники, оборудования. Правительство при этом объявляет целью увеличение занятости и стимулирование развития именно отечественных производств, так что поставленная таким образом задача противоречит сформировавшейся и ставшей типовой модели поведения предприятий;

3. В России уже действует «ресурсная игла» - рынок ресурсов более привлекателен с позиции инвестирования. При этом спрос внутри страны ограничен, а экспортный спрос значительно выше и прибыльнее. Если государство ставит задачу перевода экономики к инновациям, отказавшись от сырьевой ориентации, то должны быть предприняты действия для изменения обозначенных условий, стимулирующих развитие сырьевой экономики;

4. Важнейшим условием развития промышленности является платежеспособный спрос на продукцию собственного производства, особенно на вновь создаваемые изделия. «Эффективный собственник», став у руля промышленных предприятий, видит основную цель развития в получении прибыли, ради которой он идёт на сокращение рабочих мест, повышение интенсивности труда и снижение издержек на труд. Тем самым происходит сдерживание совокупного спроса с последующими сокращениями по всей промышленной цепочке. Интеллектуальный капитал при этом не используется и утрачивается, качество интеллектуального капитала сокращается, отсутствие точек его применения снижает и величину инвестиций.

В связи с вышеперечисленным  становится очевидной необходимость значительного вмешательства Государства в проведение Экономической модернизации. Да и исторические примеры схожих историко-экономических процессов часто демонстрируют достаточно широкое вмешательство Государства (реформы Петра I, индустриальное развитие России на рубеже XIX-XX веков, экономическая депрессия в США, коллективизация и индустриализация СССР (я считаю это взаимосвязанными процессами), послевоенная Япония… иногда с последующей передачей созданного и налаженного производства в частные руки, иногда без).

Однако, в августе 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Комментируя вхождение в ВТО Путин заявил: «Мы рассчитываем, что присоединение к ВТО станет стимулом для модернизации национальной экономики».

Отметим некоторые основные нормы ВТО (выдержка из аналитического доклада Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» (Центр Кургиняна))

1.1. Нормы ВТО не учитывают международные нормы ООН и др., и имеют приоритет в отношении национальных правовых установлений (в том числе, по охране труда, минимальной зарплате, социальным нормам, экологическим нормам и т.д.). Вступление в ВТО предполагает, что при коллизиях норм будут применяться нормы ВТО.

1.1.2. Если государство заключило соглашение об облегчении торговли с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к инвесторам других стран-членов ВТО.

1.1.4. Решения Суда утверждаются автоматически, если не высказано единогласное мнение об отказе в его утверждении. То есть сторона, желающая блокировать принятие решения, должна убедить все государства-члены ВТО (включая представителей противной стороны) в необходимости отказаться от его утверждения.

1.1.5. В случае, если какая-либо сторона в ВТО обвиняет другую в применении дискриминационных норм, то свою правоту должен доказывать не обвинитель, а обвиняемый. Например, если Россия ограничивает импорт американского мяса, обработанного хлором или содержащего антибиотики, а США заявляют в ВТО протест, то именно Россия должна доказывать, что это мясо вредно.

1.1.6. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации торговли или изменить условия по обязательствам возможно только через три года после вступления в силу этих обязательств, и только после выплаты компенсаций за текущие и будущие убытки торговым партнерам. Объем компенсаций определяет Суд ВТО или назначаемый Орган по урегулированию споров, профильный по конкретным соглашениям.

2. Основные обязательства России при вступлении в ВТО (выдержка из вышеупомянутого доклада)

2.1 Россия в рамках присоединения к ВТО согласилась на ограничение импортных пошлин по более чем 700 товарным позициям.

2.3. TRIPS (Соглашение о защите прав интеллектуальной собственности в сфере торговли) требует выплат за использование страной-членом патентов других стран. Россия в этой части соглашения никаких своих особых условий не оговорила (в отличие от Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и т.д.).

Из первоочередных последствий в данной сфере специалисты предсказывают в России неизбежное подорожание лекарств. Причина в том, что правила ВТО не позволяют закупать и использовать дженерики (дешевые аналоги запатентованных лекарственных средств).

2.4. TRIMS (соглашение по инвестициям) запрещает выдвигать иностранным инвесторам особые условия приема инвестиций. В частности, Россия не сможет требовать от зарубежных корпораций использовать продукты, сырье и материалы, произведенные в стране, нанимать в качестве части работников население страны, а также выдвигать в качестве инвестиционного условия требования передачи технологий.

В этой части соглашений по ВТО Россия (в отличие от Китая, Индии, Бразилии, ЮАР) существенных особых условий также не оговорила.

2.5. AoA (cоглашение по сельскому хозяйству) запрещает странам-участницам ВТО оказывать какие-либо меры господдержки производства и экспорта сельхозпродукции сверх согласованных в ходе переговоров о вступлении.

В итоге на 1 гектар пашни в России выделяется в 40 раз меньше средств, чем в Евросоюзе, и в 15-17 раз меньше, чем в США. Специалисты признают, что российская сельскохозяйственная конкуренция на открытом рынке на таких условиях невозможна.

Таким образом я вижу, что вступая в ВТО государство ограничивает свои возможности влияния на проведение модернизации. Похоже на ситуацию: вот лыжник участвует в Олимпиаде с целью занятия призового места, выходит на старт и… надевает на себя кандалы (наверное, как талисман на удачу), ладно бы он это делал в процессе подготовки к Олимпиаде, но не тогда, когда уже от него требуется выдача максимального результата.

 

Вспоминается один из афоризмов Леонида Шебаршина:

«Возводится что-то непонятное: то ли леса нового дома, то ли эшафот. Но у нас есть стратегия: «поживём, увидим»»

По горькой иронии автор афоризма в результате болезни потерял зрение и 30.04.2012 г. застрелился из наградного оружия (сведения из Википедии).

 

Доклад о ВТО полностью: http://topwar.ru/16551-sergey-kurginyan-smysl-igry-doklad-o-vto.html

Комментарии 2

<p>
Хороший материал, оценка "отлично". Хотя мне лично более интересно читать Ваши личные мысли, чем мнения великих. Организуйте 20 критических комментов за 10 дней.
</p>
<p>
Хороший материал, оценка "отлично". Хотя мне лично более интересно читать Ваши личные мысли, чем мнения великих. Организуйте 20 критических комментов за 10 дней.
</p>