НУЖЕН ЛИ ПАТРИОТИЗМ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ? (к постановке проблемы)

29 октября 2016

Современный мир охвачен перманентной мировой войной, которая проявляется в социальных, экономических, политических, межнациональных, межконфессиональных конфликтах. Неспособность общества в целом и различных социальных групп в отдельности находить мирные пути урегулирования разногласий проявляется в наше время в открытых кровопролитиях в Сирии, Ираке, на Украине.

При этом в таких конфликтах как с одной, так и с другой стороны выступают зачастую люди одного государства, одной религии и национальности. Расслоение, расщепление самосознания на уровне личности, народов (наций) и государств стало основой для взращивания открытых столкновений, кровопролитий и в конечном итоге может привести к самоуничтожению человечества. В этой связи актуализируется и становится первостепенным вопрос национальной идентичности, кризис которой, по мнению С. Хантингтона, носит глобальный характер.

В современной России, по мнению некоторых исследователей, «патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в связи с поиском интеграционных оснований социокультурной идентичности» [3, с. 3]. И разброс точек зрения здесь достаточно большой: от отказа от патриотизма как источника конфликтности до призывов верховной власти к единению российского народа на основе патриотизма и принятия очередной государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

В постперестроечный период, наверное, впервые об актуальности и востребованности нравственной, патриотической и гражданской направленности всего процесса образования было заявлено в Распоряжении Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р «Об утверждении концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы». В ней в частности говорится: «Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства» [4].

При этом в современном обществе нет единого понимания и определения того, что же включает в себя само понятие «патриотизм». Более того, многие философские словари вообще «не знают» такого термина. Так в «Новейшем философском словаре» А.А. Грицанова, выдержавшего несколько изданий, данное слово не рассматривается [5].

На одном из своих уроков истории при обсуждении темы мы с ребятами затронули понятие «патриотизм», к удивлению обнаружилось, что данное оно в сознании современных школьников также весьма размыто и неопределенно. При том, что в нашей школе всегда уделяется много времени и внимания воспитанию чувства любви к Родине, осмыслению ее важности в жизни и личностном становлении каждого. В процессе обсуждения данного вопроса выяснилось, что в сознании подростков концепт «патриотизм» чаще всего ассоциируется с понятиями «расизм» и «нацизм».

О неоднозначности и противоречивости трактовки понятия «патриотизм» размышляет профессор Н.Г. Денисов в своей работе «Патриотическая культура эпохи перемен», указывая на то, что в раз- личных социально-политических и экономических условиях авторы зачастую грешат «политической конъюнктурой, псевдопатриотичностью и шовинистическими пристрастиями». «Ученым еще предстоит очиститься, – пишет автор, – от популистских определений патриотизма в его ценностно-смысловом контексте российской государственности» [1, с.11].

О близости понятий «национализм» и «патриотизм» (и то и другое базируется на любви к Родине) размышляет И.А. Ильин в своей работе «Путь духовного обновления» в главе «О Родине». «Есть на свете предметы, – пишет Иван Александрович, – которые могут быть восприняты, пережиты и приобретены только любовью. К таким предметам принадлежит и Родина» [2, с. 174]. Но вместе с обоснованием того, что «духовная сущность патриотизма остается за порогом сознания» в своей работе он противопоставляет «слепо- инстинктивный» патриотизм, способный вспыхивать «пожаром испуганного и ожесточившегося инстинкта» и перерастать в «националистическую гордыню», истинному «духовному» [2, с. 175]. Как не допустить в образовательном процессе подмены таких важных понятий? Вопрос далеко не праздный.

На Кубани – регионе исторического проживания казаков, одной из социально-политических структур, существенно влияющих на все стороны жизни общества, является современное казачество [6]. Вот уже на протяжении более десяти лет одним из основных направлений своей деятельности Департамент по делам казачества при администрации Краснодарского края считает организацию образовательной деятельности. На конец 2013-2014 учебного года в 585 школах края действовало 1706 классов казачьей направленности. Существуют также казачьи группы в дошкольных образовательных учреждениях, но об их количестве нет пока точных данных. Помимо того, в четырех ВУЗах края созданы казачьи группы, в трех из них они работают факультативно. Таким образом, казачество может оказывать достаточно сильное влияние на подрастающее поколение в деле воспитания гражданственности и патриотизма.

Разработкой программы патриотического воспитания для таких учебных заведений (групп и классов) занимается также и Православная церковь.

На сайте Синодального Комитета Русской Православной церкви по взаимодействию с казачеством размещен проект «Концепции традиционного духовно-нравственного развития и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах», в котором говорится: «Направленность и содержание воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах осуществляется в контексте общих задач возрождения казачества и модернизации современной России, в соответствии с духовными и культурными традициями казачества, на основе православных духовных идеалов и традиционных нравственных ценностей, с учетом условий современной жизни» [7]. Целью данной Концепции декларируется «духовное становление и развитие высоконравственного, творческого, ответственного и социально активного гражданина России, готовящегося для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененного в Право- славной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения» [7]. Центральным понятием в данной концепции выступает «служение Отечеству», укорененное в Православной Вере.

По Ильину, обретение Родины есть «акт духовного самоопределения, предполагающий, что сам человек живет духом», ибо без «органа духа» любовь к Родине заменена «лично-эгоистичесим» или «эгоистически-классовым интересом», становится «злой и хищной страстью – презрительной гордыней, буйной и агрессивной ненавистью», способной двинуть людей на убийство себе подобных. Нацизм, прикрываясь любовью к Родине, на самом деле ее разрушает, ибо «все духовное им враждебно», и то, «чего они хотят, есть новое распределение материальных благ» [2, с. 175].

Как никогда сегодня актуальны мысли, написанные на изломе прошлого века Иваном Александровичем: «Ныне пришло время, когда человечество особенно нуждается в духовно осмысленном и христиански облагороженном патриотизме, который совмещал бы страстную любовь и жертвенность с мудрым трезвением и чувством меры, ибо только такой патриотизм сумеет разрешить ответственных проблем, стоящих перед современным человечеством» [2, с. 174].

Литература:

1. Денисов Н.Г. Патриотическая культура эпохи перемен: монографический сборник. Краснодар, 2015.

2. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993.

3. Беспалова Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества: Автореф. дисс… д. филос. н. СПб., 2011. 40 с.

4. «Об утверждении концепции федеральной целевой программ развития образования на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP;frame=19; n=350111;req=doc

5. Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А.А. Грицанов. 3-е изд., испр. М.: Книжный Дом, 2003. 1280 с.

6. Мациевский Г.О. Казачество современной России: история политической жизни. Старый Оскол, 2012. 402 с.

7. «Концепция традиционного духовно-нравственного развития и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах» [Электронный ресурс]. URL: http://www.skvk.org/wp-content/ uploads/2013/04/concepcia.pdf

Галина Мациевская, аспирант ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры»

Источник: Россия как традиционное общество: история, реалии, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ГБНУ ИГИ РБ. – Уфа: Мир печати, 2015.

Комментариев пока нет