Новогуманистическая, патриотическая альтернатива России

29 октября 2016

Россия – самая большая по территории и трудно предсказуемая страна. Она остается мировой проблемой и вместе с тем любовью и надеждой населяющих ее граждан. Резкие сдвиги в России «потрясают мир», как сказал в дни Октябрьской социалистической революции американский журналист Джон Рид. Глубокие геополитические изменения вызвал распад СССР, которые продолжаются и по сей день.

В условиях не снижающегося уровня неопределенности для России все более острой и ключевой становится проблема идеологическая, т. е. – выбор новой стратегии как национальной идеологии, предопределяющей, как известно, стратегию и тактику развития страны, ее место и влияние в мире. Потребность в национальной и международной стратегии в условиях обострении глобальных проблем и не утихающих региональных и мировых кризисов и конфликтов становится поиском выживания и развития россиян и человечества в целом. Новые исторические конфигурации требуют новых идей и идеологий. Наиболее адекватной и отвечающей нуждам россиян и народов мира является, по моему мнению, новогуманистическая альтернатива, получающая в каждой из культур свою национальную, в том числе и патриотическую особенность. Об этом говорят нам как выдающиеся мыслители современного мирового гуманистического движения, так и генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, предложившая свою версию идеи Нового гуманизма.

В моем сравнительном анализе, представлении и убеждении общественный, идейно-политический, партийный гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный, humanitas - человечность) – новое, историческое, универсальное, многогранное и многомерное, комплексное и системное явление и понятие социальной личностностной человечности: 1) социальный закон, тенденция и традиция развития человечества и человека; 2) общественная и личностная цель – идеал; 3) целая наука, система теорий и учение; 4) научное и светское мировоззрение; 5) социальная ценность и идеология интеллигенции интеллектуального общества; 6) национальная идея РФ; 7) политика центризма; 8) интеллектуальная экономика; 9) интеллектуально-социальное движение и общественная практика, социальный прогресс; 10) человеческие и человечные, социальные, в том числе политические, например, партии, институты; 11) интеллектуальные общественная система и общественный строй, исторический тип народа, общества и государства; 12) культура, образ и качество жизни человека и народа; 13) высшее нравственное качество человека и общества; 14) методология и методика, критерий личного и общественного развития; 15) ноосферная эволюция; 16) гармония, «золотая середина», центризм и 17) художественная метафора как Любовь, Истина, Добро, Творчество, Организация, Инициатива, Путь и Красота - первичная, целевая, основная, прогрессивная, удесятиряющая, созидательная, направляющая и заключительная причины.

Точка отсчета. Абсолютное большинство людей естественно, морально - гуманисты. Большинство образованных людей (~1/2 человечества) знают только один гуманизм – гуманизм эпохи Возрождения, немногие (max 1%) – современный гуманизм и лишь единицы изобретают новый гуманизм.

История гуманизма имеет две составляющие: субъективную и объективную. Субъективно гуманизм – это величайшие духовные, образовательные открытия интеллигенции, ее исторические виды и этапы роста всего человечества: первый изм-гилозоизм (всё - живое) у первобытного человека это чувствительный гуманизм и далее гуманизмы знания и опыта - древний философский гуманизм, ранний религиозный гуманизм, средневековый культурный и флорентийский гражданский, этико-политический (!) гуманизм, либеральный  гуманизм эпохи Просвещения и буржуазно-демократических революций, социалистический революционный гуманизм, современный мировоззренческий светский гуманизм и новый общественный, идейно-политический и первый партийный гуманизм XXI века.

Можно идейно-политически и социально обобщить и классифицировать четыре альтернативных исторических оценки – подхода (картины):

1) стабилизация и традиционализм, национализм – реакционный вплоть до международных нацизма-фашизма и терроризма, консервативно-религиозный ультраправых мировых конфессий, национальных аристократий и бюрократий – основная тенденция аграрного общества до 19-го века;

2) глобализация и глобализм – оптимистический («все о’кей») либерально-капиталистический правых, идущий от главного современного класса XIX - XX веков – буржуазии индустриального общества, прежде всего оставшейся единственной мировой сверхдержавы США (хотя «богатые тоже плачут», особенно в кризисные времена);

3) глобальный кризис и антиглобализм – пессимистический коммунистическо-социалистический левых от угнетенного рабоче-крестьянского класса тоже индустриального общества, например, в распавшемся СССР – эксперименте XX века;

4) глобальные проблемы и интеллектуализм эпохи глобализации – реалистический гуманистический центристов от интеллигенции всего мира – прогрессивного класса информационного, интеллектуального общества XXI века.

Оценочный показатель консерватизма (абсолютизма) – управляемость народа, а также процент чиновников и атрибуты традиций, для либерализма – капитализма – это права человека, деньги и доходы индивида («сколько ты стоишь?»), для коммунизма – диктатура пролетариата, процент обобществления, общественные обязанности человека, а для гуманизма – личностность общества и государства, измеряемая численностью и качеством, уровнем жизни и развития народа (на сегодня лучший показатель этого ИРЧП). Мы вводим новый итоговый критерий развития народа: ГП (гуманистический, личностный, потенциал) = Н (население)xИРЧП. Научнее и практичнее судить об исторических этапах по динамике: населения, ИРЧП и гуманистического потенциала в целом.

Из 233 стран мира наша родина в 1913 году имела гуманистический индекс развития, то есть индекс развития человеческого потенциала, ноль целых три десятых. К 1990 году он достиг более чем ноль целых девять десятых. На шкале индексов мы занимали 26-е место в мире. В 1995 году мы опустились на 114 место, а в 2000 году имели 75-е место при индексе развития человеческого потенциала 0,771. В 2007 г. это было 71-е место (ИРЧП 0,817)), в том числе по образованности– 0,933 (40-е место), по ВВП на душу населения– 0,833 (56-е место) и продолжительности жизни – 0,686 (133-е место. В 2012 г. у нас было 55-е место (при индексе 0.788). Для сравнения – у Норвегии, возглавляющей рейтинг, – индекс 0,943 (1-е место). При этом 67% норвежцев считают себя гуманистами и свободомыслящими. По гуманистическому потенциалу на 1-м месте в мире Китай (2009г.) – 900 млн. = 1381 млн. (Н) * 0,687 (ИРЧП) = 22% мирового гуманистического потенциала, а у России – 109 млн.=2,5% (5-е место).

Диалектика гуманизма как цели, процесса, результата и итога: российский гуманист-личность и личностный гуманный народ, гуманная интеллигенция как класс №1, Гуманистическая партия, гуманное общество и гуманное государство в гуманном человечестве.

Коль скоро мы обсуждаем здесь проблемы современного гуманизма, то встает вопрос о трех организующих формах гуманизма: индивидуальной мировоззренческой, как формы повседневной жизни, организованной как идеологической, имеющей социальные цели, и партийно-политической – как наиболее динамичной и эффективной форме выражения гуманных потребностей народа в сфере политики, экономике, культуры и т.д.

Семь современных исторических объективных целей: 1) Гуманистическое и гуманное решение глобальных проблем; 2) поиск Братьев по разуму в Космосе и защита от возможных космических атак; 3) гуманизация-интеллектуализация человечества; 4) прогресс российского информационного и гражданского, интеллектуального и гуманного общества в передовую страну мира; 5) формирование из многонационального населения нового российского народа, будущей российской нации (поучительный пример американской); 6) всестороннее развитие российской интеллигенции в ведущий класс №1, 7) очеловечивание политики.

Сейчас актуальны, по меньшей мере, семь социальных взаимосвязанных творческих задач:

1) гуманистическое образование и просвещение, в том числе и патриотическое воспитание народа;

2) разработка и реализация новой, отвечающей современности гуманистической идеологии и политики России;

3) создание Российского идейно-политического гуманистического союза как партии патриотического российского гуманизма России, имеющей тесные связи с международным гуманизмом и Гуманистическим Интернационалом;

4) активное участие российских гуманистов в выборах и в работе органов власти;

5) разработка и реализация системы мер по ускоренной гуманизации российского государства;

6) гуманистическое сотрудничество с мировым сообществом;

7) профилактика и обеззараживание общества от идей антигуманизма в любых его формах и проявлениях; особое беспокойство вызывает религиозный фундаментализм и экстремизм, международный терроризм и разлагающее влияние коррумпированной бюрократии. Следует подчеркнуть, что в мировом масштабе главным источником нарушения международной стабильности продолжает оставаться военно-промышленный комплекс США, настойчиво претендующий на роль глобальной полицейской дубинки.

Новый гуманизм есть прогрессивное, человечное и всечеловеческое, личностное и гражданское, научное и интеллектуальное, творческое и инновационное, всестороннее и гармоничное развитие народа, эволюционное и реформаторское совершенствование общества и государства. Для нового гуманизма народ как симфония личностно идентифицированных граждан – это консолидированный субъект творчества и развития, хозяин своей судьбы. Новый гуманизм за гармонию человека, народа и человечества, общества и государства.

Если для современного консерватизма (неоконсерватизма) ведущий, правящий класс – бюрократия, для капитализма – это буржуа, для социализма – рабочий класс (для анархизма – крестьянство и ремесленники – это полукласс, двойной класс: собственник и рабочий), а для гуманизма – это интеллигенция.

Авангардом просвещенного и интеллектуального народа может быть, прежде всего, его лучшая часть – российская интеллигенция, способная в силу объективного роста ее численности и владения информацией быть двигателем исторического прогресса России.

По сущности и роду своей деятельности интеллигенция – социальный источник гуманизма. Если неравенство – это принцип элит (бюрократии), свобода рынка – основной принцип буржуазии, а социальная справедливость – принцип рабочего класса, то в сознании интеллигенции эти принципы облагорожены, синтезированы и реализуются в социальном творчестве и политическом принципе гуманности (человечности). Природа интеллигенции выходит за рамки «класса в себе» и даже «класса для себя». Это скорее «класс для всех» и «класс для других».

В информационном обществе, в эпоху знания интеллигенция превращается в основную производительную силу общества, количественно и качественно растет. В России её удельный вес среди занятых составляет 40% (в Японии на одного работника физического труда приходится10 работников умственного труда). В условиях НТР гуманизм является интеллектуально-социальным детищем и движением научной, гуманитарной, творческой, технической и управленческой интеллигенции, более широко – всех интеллектуалов. Хотя большинство из них пока этого не знает. Многие интеллектуалы («мы не класс») таскают идейно-политические каштаны из огня в огонь или религиозного консерватизма-аристократизма, или буржуазного капитализма, или пролетарского коммунизма. А некоторые, обжегшись на бюрократической КПСС, стали аполитичными или антипартийными.

По интересным исследованиям социолога Староверова (2002 г.), классовая самоидентификация интеллигенции в нашей стране (40%) ниже среднего уровня (49%), на 5 месте, перед бомжами и маргиналами: экономически – 40 % (1-е место у крестьян), социально – 50% (1-е место) и политически – 30% (1-е место у предпринимателей, в том числе государственно – 1-е место у служащих). Жаль, что в этом исследовании нет духовно-идеологического  самоопределения, но можно предположить его еще более низкий уровень.

В социологическом опросе «Есть ли и какая у интеллигенции своя политическая идеология?» (г. Киров, март 2008 г.) относительное большинство (42%) опрошенных признают наличие у интеллигенции своей идеологии, связывая её с личными убеждениями и интересом к политике. Среди названных идеологий интеллигенции на 1-м месте – гуманизм (23% ответивших с идеологией). Но большая часть идеологических респондентов-интеллигентов (77%) признают за свою идеологию идеологии других классов. Всего среди интеллигенции 10% идеологических гуманистов. Российская интеллигенция до своей идеологии гуманизма пока не доросла. Главная причина отсутствия идеологии у интеллигенции – её идеологическая неграмотность.

Гуманистическая национальная идея как жизненный смысл и миссия народа – это конкретизация гуманистической идеологии с учётом национально-исторических особенностей нашей страны.

Гуманизм +патриотизм + федерализм – вот общая идейно-политическая центристская формула, оптимум и «золотая середина» России. Патриотический российский гуманизм или гуманизм с российской спецификой, а в Кировской области, которую я здесь представляю, – и с вятской особинкой. Такова наша гуманистическая национальная идея и идеология. Через гуманизм мы входим в мировую цивилизацию, патриотизм соединяет нас сегодняшних с историческими национальными корнями, а федерализм учитывает разнообразие регионов страны.

Теоретически и практически гуманизм формируется, развивается и растет, организуется. Первые теоретические источники: книги датского философа Габриеля Сибберна «О гуманизме» (1858 г.) и британского философа Джона Робертсона «Современные гуманисты» (1891 г.). В 1927 году в Бангалуре (Индия) организован первый Гуманистический клуб. Первые гуманистические общества Нью-Йорка и Голливуда (1929 г.). В 1930 году основан журнал «Новый гуманист». Некоторые начала нового теоретического гуманизма, к сожалению, религиозного, наиболее разработал Николай Бердяев. Эрих Фромм 50 лет назад предложил свою теорию и методику превращения технологического общества в гуманистическое, точнее в марксистский гуманный социализм. Международное гуманистическое движение  действует с 1933 года как альтернатива религиозному консерватизму, фашизму и сталинизму с 7 Манифестами гуманизма. В 1989 году во Флоренции (Италия) на I Международном конгрессе представители 43 гуманистических партий создали Гуманистический Интернационал. Второй конгресс прошёл в Москве осенью 1993 года. В настоящее время в Международный этический и гуманистический союз входит 101 организация из 40 стран с общей численностью более 5 млн. членов (~ 0,1 % населения Земли, каждый 1000-й человек – гуманист). Он ежемесячно выпускает журнал «Международные гуманистические новости». Работает международная академия гуманизма. С 1990 года 21 июня, в летнее солнцестояние, проводится Международный День гуманистов (гуманизма). Это современный светский просветительский мировоззренческий гуманизм. С конца 20-го века политической телегой впереди идеологической лошади Гуманистические и Центристские партии предлагают гуманистические программы общества. Сегодня Гуманистический Интернационал координирует усилия партий и движений 50 стран, которые провозгласили цель гуманизировать нашу планету. То есть, сейчас идейно-политический, партийный гуманизм находится в творческой разработке и развитии.

Как общественными, массовыми, мировыми консерватизм, либерализм и коммунизм делали национальные политические партии и международные объединения, так и коллективным идеологом, инициатором и организатором гуманистической политики в России и в мире могут и должны стать Российская партия патриотического гуманизма и Гуманистический интернационал.

Для России XXI века социально, идеологически, политически и организационно оптимальной, лучшей и прогрессивной является пяти партийная политическая система: 1) либеральная правая буржуазная партия, 2) консервативная правоцентристская бюрократическая партия, 3) социал-демократическая левоцентристская крестьянская партия, 4) коммунистическая (социалистическая) левая рабочая партия и 5) гуманистическая центристская интеллектуальная политическая партия.

Старые идеологии и политики консерватизма, либерализма и коммунизма исторически исчерпали свои положительные прогрессивные потенциалы. Бюрократия как самый сильный политизированный государственный класс приспосабливает все идеологии под себя и для себя в неоконсерватизм. Действуют 4 современных противоречивых мировых тенденции: 1) глобализация и 2) национализм, 3) бюрократизация и 4) гуманизация. Бюрократизация – отрицательная регрессивная общественная закономерность в России усиливается катализатором вождистско-государственного менталитета народа – пока больше население, а не нация и дополняется реакционной религиозацией общества и клерикализацией государства. Новогуманистическая, патриотическая альтернатива России – не догоняющая, а опережающая модернизационная стратегия человеческого и человечного, интеллектуального развития нашей страны, а Российская партия патриотического гуманизма – катализатор и двигатель гуманизации народа, общества и государства.

Нами обобщена (сейчас 160 идей) гуманистическая история и теория в сравнении с другими основными мировыми идейно-политическими движениями: консерватизмом-аристократизмом, либерализмом-капитализмом и коммунизмом-социализмом, в том числе анархизмом и социал-демократией. Раскрыто основное содержание гуманизма-интеллектуализма. И, таким образом, сделано мировое гуманистическое открытие – новый гуманизм: научное в политологии и идеологическое в политике, самое перспективное для России XXI века.

Гуманистическая тенденция в нашей стране действует и развивается «через тернии к звездам». В РФ в настоящее время 32 различных небольших гуманистических организации, группы, действующих разрозненно и даже конкурирующих между собой: около тысячи гуманистов на 142 млн. человек населения (0,0007%). В целом наша родина по уровню организованного, особенно идейно-политического, партийного гуманизма отстает. Но начало положено: в России родился организованный мировоззренческий светский и социальный гуманизм, одна из высших форм развития которого – партия российских гуманистов. Инициативная группа по созданию партии "Гуманная Россия"(73 участника из 35 субъектов РФ + 200 сторонников) приглашает гуманистов. Для регистрации партии надо 500 человек из 42 регионов. У гуманистов должна, может и будет своя центристская партия интеллигенции информационного, интеллектуального общества к выборам ГД-2016. По исследованиям («Властная идейная трансформация. Исторический опыт и типология», Москва, «Научный эксперт», 2011 г.) усреднённый размер временного периода от образования партии контрэлиты до прихода её к власти составляет 17,5 лет. И по нашему теоретическому прогнозу для центристской Гуманистической партии интеллигенции для прихода к власти требуется примерно 20 лет при переходе России к интеллектуальному обществу и смене поколения политиков на гуманистов.

Комментариев пока нет