Новая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации сформирована на научной основе

Утвержденная Президентом России В.В. Путиным обновленная Стратегия национальной безопасности РФ (далее – Стратегия НБ) была сформирована с учетом новых вызовов и угроз в отношении нашей страны, прогнозирования новейших рисков при принятии политических решений по защите и реализации национальных интересов современного Российского государства. Кроме этого, в Стратегии НБ нашли отражения рекомендации исследователей в области военной политологии, социологии, экономики, культурологи по повышению эффективности системы государственного и муниципального управления в сфере обеспечения национальной безопасности.

Так, например, в новой редакции Стратегии НБ по сравнению с предыдущей, отсутствуют положения о том, что «государственная политика в области противодействия наркопреступности и терроризму формируется Государственным антинаркотическим комитетом и Национальным антитеррористическим комитетом – межведомственными органами, обеспечивающими координацию федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах».

еперь в соответствии со статьей 108 реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

То есть, теперь основным субъектом всех направлений политики обеспечения национальной безопасности, включая политику противодействия экстремизму, терроризму и незаконному обороту наркотиков становится Совет Безопасности РФ под руководством Президента России. Данное решение стало отражением выводов исследователей в области военной политологии о тесной взаимосвязи терроризма, коррупции, «теневой» экономики, включая незаконный оборот наркотиков. В соответствии с этими выводами предлагалось формировать политику противодействия различным угрозам национальной безопасности комплексно, из одного Центра. И таким центральным органом должен быть стать Совет Безопасности при Президенте РФ.

Кроме этого, в обновленной редакции Стратегии НБ нашли отражение рекомендации социологов по определению параметров устойчивости социальных систем, различных видов общественных отношений. В соответствии с ними введена глава, определяющая основные показатели состояния национальной безопасности. На мой взгляд, среди них важнейшим является такой показатель, как децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения), так как с его помощью можно определить уровень стабильности в обществе.

По мнению социологов значение коэффициента больше 10 означает гипотетическую возможность возникновения гражданских беспорядков и начала государственного переворота. Это связано с тем, что разница в принадлежащих разным «кастам» активов настолько велика, что сразу бросается в глаза несправедливость устройства общества.

Таким образом, указанные рекомендации исследователей нашли отражение в новой редакции Стратегии НБ, что создает условия для оптимизма в научном мире – результаты работы ученых, их выводы и рекомендации не остаются без внимания для высшей власти. Более того, существует потребность в проведении дальнейших исследований в сфере обеспечения национальной безопасности.

Новая редакция Стратегии НБ РФ уточняет некоторые положения Военной доктрины РФ от 30 декабря 2014 года. Так, например, определены основные партнеры нашей страны в сфере обеспечения национальной и международной безопасности. Стратегические партнеры на мировой арене – Китай и Индия, другие страны БРИКС. На постсоветском пространстве – государства СНГ, в первую очередь члены ОДКБ и ЕАЭС, Абхазия и Южная Осетия.

Во внешней политике в сфере обеспечения безопасности теперь особым направлением является также «создание в Азиатско-Тихоокеанском регионе надежных механизмов обеспечения региональной стабильности и безопасности на внеблоковой основе, повышение эффективности политического и экономического сотрудничества со странами этого региона, расширение взаимодействия в области науки, образования и культуры, в том числе в рамках региональных интеграционных структур».

Не остается без внимания развитие таких традиционных партнерских отношений, как политическое, торгово-экономическое, военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в области безопасности, а также гуманитарные и образовательные контакты с государствами Латинской Америки, Африки и региональными объединениями этих государств. Одновременно Российская Федерация выступает за выстраивание полноценного партнерства с Соединенными Штатами Америки, укрепление взаимовыгодного сотрудничества с европейскими государствами, Европейским союзом, формирование в Евро-Атлантическом регионе открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.

При этом, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что статья 89 новой редакции Стратегии национальной безопасности РФ снова закрепляет важное положение о том, что для Российской Федерации одним из ключевых направлений внешней политики является развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.

Материал подготовлен для осетинского издания "Nog Uasamonga".

 

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Мельков

Не могу согласиться с тем, что Концепция сформирована, как пишет А.Н. Перенджиев, на научной основе. Судите сами:

1. Например, в п. 10 главы "Россия в современном мире" отмечается, что "Позитивные тенденции наметились в решении задач укрепления здоровья граждан. Отмечаются естественный прирост населения, увеличение средней продолжительности жизни". Даже не знаю, чего больше в этом констатации: лицемерия или оторванности власти от реальной жизни!!!

2. В п. 12 этой же главы отмечается, что "Реализуемая ими (США и их союзниками) политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления". А по-моему, всё совсем наоборот: это Россия старается постоянно оказывать давление на всех ее окружающих и на весь мир. Вот только получается это у нее неважно.

3. В п. 14 этой же главы зафиксирована очередная, на мой взгляд, банальность-нелепость: "В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений". Банально потому, что все это и так знают - что в этом нового? Не понятно. Нелепость потому, что Россия сама делает всё возможное для развития процессов милитаризации многих территорий у своих границ.

Далее даже продолжать не буду... Не хочу. Потому что не понимаю, какой такой научный подход Александр Николаевич углядел в этом идеологизированном насквозь документе. Может быть, при его написании были использованы научные методы подготовки решений? Вряд ли.

Даже поверхностный SWOT-анализ явно дает другие результаты. А уж употребление более обстоятельных методов подготовки решений (например, метода Цвикки) не позволило бы изложить текст Стратегии в таком однозначно утверждающем (я бы даже назвал его менторском) ключе. Увы. Обязательно были бы прописаны несколько вариантов. И вообще, этим горе-умельцам (имею в виду создателей этого документа) не мешало бы хоть чуть чуть поучиться аналитике у экономистов.

Аватар пользователя Александр Перенджиев

Сергей Анатольевич, большое спасибо за Ваш такой развернутый комментарий! Хотел бы обратить внимание, что несмотря на всю Вашу критику, в этот документ действительно вошли выводы из различных научных исследований.

Любой подобный документ проходит немало брократических инстанций и согласований, где сидят лица, далекие от науки и очень переживающие за свои кресла. И ВЫ, Сергей Анатольевич, ЗНАЕТЕ это ЛУЧШЕ меня. Поэтому полностью научной, и свободной от идеологических аспектов, любая Стратегия/Концепция быть не может в принципе.

Таким образом, я с позитивом воспринимаю, что несмотря на вышеназванные обстоятельства, результаты научных исследований все-таки становятся частью этих идеологизиронно-политизированных доктринальных актов.

Аватар пользователя Сергей Мельков

Общие слова, меня ни в чем не убеждающие. Увы.

Аватар пользователя Чекалов

 

 

Сергей Анатольевич, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу моего взгляда на данную проблему.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД ДЛЯ РОССИИ

http://samlib.ru/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/edinstwennyjwyhoddljarossii.shtml

http://www.lawinrussia.ru/node/398981

В данной статье старался мыслить абсолютно конструктивно, стараясь доказать свои утверждения.

Аватар пользователя Сергей Мельков

Не могу согласиться с тем, что Концепция сформирована, как пишет А.Н. Перенджиев, на научной основе. Судите сами:

1. Например, в п. 10 главы "Россия в современном мире" отмечается, что "Позитивные тенденции наметились в решении задач укрепления здоровья граждан. Отмечаются естественный прирост населения, увеличение средней продолжительности жизни". Даже не знаю, чего больше в этом констатации: лицемерия или оторванности власти от реальной жизни!!!

2. В п. 12 этой же главы отмечается, что "Реализуемая ими (США и их союзниками) политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления". А по-моему, всё совсем наоборот: это Россия старается постоянно оказывать давление на всех ее окружающих и на весь мир. Вот только получается это у нее неважно.

3. В п. 14 этой же главы зафиксирована очередная, на мой взгляд, банальность-нелепость: "В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений". Банально потому, что все это и так знают - что в этом нового? Не понятно. Нелепость потому, что Россия сама делает всё возможное для развития процессов милитаризации многих территорий у своих границ.

Далее даже продолжать не буду... Не хочу. Потому что не понимаю, какой такой научный подход Александр Николаевич углядел в этом идеологизированном насквозь документе. Может быть, при его написании были использованы научные методы подготовки решений? Вряд ли.

Даже поверхностный SWOT-анализ явно дает другие результаты. А уж употребление более обстоятельных методов подготовки решений (например, метода Цвикки) не позволило бы изложить текст Стратегии в таком однозначно утверждающем (я бы даже назвал его менторском) ключе. Увы. Обязательно были бы прописаны несколько вариантов. И вообще, этим горе-умельцам (имею в виду создателей этого документа) не мешало бы хоть чуть чуть поучиться аналитике у экономистов.

Аватар пользователя Александр Перенджиев

Сергей Анатольевич, большое спасибо за Ваш такой развернутый комментарий! Хотел бы обратить внимание, что несмотря на всю Вашу критику, в этот документ действительно вошли выводы из различных научных исследований.

Любой подобный документ проходит немало брократических инстанций и согласований, где сидят лица, далекие от науки и очень переживающие за свои кресла. И ВЫ, Сергей Анатольевич, ЗНАЕТЕ это ЛУЧШЕ меня. Поэтому полностью научной, и свободной от идеологических аспектов, любая Стратегия/Концепция быть не может в принципе.

Таким образом, я с позитивом воспринимаю, что несмотря на вышеназванные обстоятельства, результаты научных исследований все-таки становятся частью этих идеологизиронно-политизированных доктринальных актов.

Аватар пользователя Сергей Мельков

Общие слова, меня ни в чем не убеждающие. Увы.

Аватар пользователя Чекалов

 

 

Сергей Анатольевич, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу моего взгляда на данную проблему.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД ДЛЯ РОССИИ

http://samlib.ru/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/edinstwennyjwyhoddljarossii.shtml

http://www.lawinrussia.ru/node/398981

В данной статье старался мыслить абсолютно конструктивно, стараясь доказать свои утверждения.