Нормативные основания механизмов преодоления дезадаптации современной молодежи в условиях социальной аномии

29 октября 2016

Печатается при финансовой поддержке, оказанной в рамках исследовательского проекта «Механизмы преодоления дезадаптации современной молодежи в условиях социальной аномии (на примере Республики Мордовия)» (Региональный конкурс РГНФ «Волжские земли в истории и культуре России» 2013 – Республика Мордовия а(р) 13-13-13004).

Печатается по решению учебно-методического совета Средне-Волжского (г. Саранск) филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»

 

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Ф. А. Айзятов, доктор философских наук, профессор А. А. Сычев.

 

Рассчитано на специалистов по социальной философии, социальной работе, социологии молодежи, психологии, занимающихся проблемами социальной аномии; лиц, участвующих в реализации государственной молодежной политики на региональном уровне, а также на широкую общественность.

 

Молодежный суицид как явная девиация в аномичном обществе

Куда-то все время уходят дети? С крыш, из окон, с веревками на шеях, с красными линиями на руках. Уходят навсегда с мыслью вернуться в другой, более удобный мир, где все друг друга любят, где учителя не ставят плохих отметок, где не бывает одиноко и где не надо краснеть у доски за еще мамины сапоги с потрескавшимися носками. Их проблемы на наш многоопытный взрослый взгляд - пустяковые. Но дети остаются с ними один на один: наедине со страхом, с унижением, кажущейся безысходностью и бесконечной жалостью к себе.

"7 февраля стало известно о самоубийстве двух школьниц в подмосковном городе Лобне. Две 14-летние девочки спрыгнули с крыши 15-этажного дома. Приехавшие врачи «скорой помощи» оказались бессильны: девочки получили смертельные травмы. По предварительным данным, они решили свести счеты с жизнью, опасаясь наказания за двухнедельный прогул занятий в школе. В предсмертных записках ученицы написали, что предпочитают умереть, чем выслушивать нарекания по поводу своего поведения.  На следующий день из окна своей квартиры, находящейся на 17-м этаже жилого дома на Варшавском шоссе в Москве, выпрыгнул 14-летний мальчик. Школьник погиб практически мгновенно. По предварительным данным, он свел счеты с жизнью после ссоры с отцом. В предсмертной записке, которую обнаружили рядом с телом подростка, школьник написал, что всех любит и просит прощения у родителей, но хочет узнать, что будет после смерти. В конце подросток добавил: «Этого вы мне не сможете запретить». 1 февраля самоубийство подростка произошло в Якутске. Ученик седьмого класса школы № 19 ушел с занятий пораньше, а вечером родители нашли его повесившимся. Причины такого поступка школьника пока неизвестны. Еще один семиклассник ушел из жизни в эти дни в Амурской области. В школе и дома мальчика считали ранимым, обидчивым и замкнутым ребенком. Так как друзей у него было мало, школьник восполнял недостаток общения, посещая чаты и социальные сети. Причиной самоубийства могло стать как раз ограничение доступа к этим сайтам – его брат поставил на компьютер пароли, когда в дневнике подростка стали появляться двойки. 11 февраля список трагедий продолжился. 15-летняя школьница покончила с собой в Москве. Её тело нашли возле высотного дома – по данным следствия, она выбросилась с 24-го этажа"[1].

 Почему уходят из жизни дети? Они уходят из жизни потому, что не хотят жить в мире взрослых, где нет правды, добра и справедливости. У подростков свой, очень эмоциональный мир. Максимализм в этом возрасте развит очень сильно. Подросток все переживает более остро. Родитель просто пожурил ребенка, а тот воспринял это как глубокую обиду, личную трагедию. Но в большинстве случаев ребенок совершает суицид потому, что ощущает свою невостребованность, ненужность в семье. Ребенок может пережить бедность, отсутствие одного из родителей, но он должен чувствовать себя любимым. И нет различия, в богатой или в бедной семье живет ребенок. Ребенку нет разницы, бродит ли он по улице, пока его мать-одиночка в три смены добывает пропитание, или он оставлен своими богатыми родителями на попечение гувернантки. Так или иначе, ребенок лишен эмоциональных проявлений родительской любви. Если с таким ребенком что-то случается, то он остается наедине со своей бедой, он не идет к родителям, он даже не знает, что такое бывает. В результате ребенок и подходит к суициду. Иногда делая это назло родителям, чтобы отомстить им за какие-то обиды, за нелюбовь. И тут еще важно отметить, что у подростков несколько иное понимание ценности жизни, а точнее сказать, его отсутствие. Оно формируется к 20-23 годам. Дети не верят в смерть и, следовательно, не боятся ее. Для них переступить эту черту значительно легче, чем для взрослых. Многие в детстве с удовлетворением думают: "Вот умру и тогда посмотрю, как вы все – мама, папа, бабушка, тетя, брат – будете плакать на моей могиле". У некоторых детей эта ситуация прокручивается только в воображении, а другие воплощают свои фантазии в реальность. "Мысленный суицид характерен для каждого ребенка, который чем-то обижен на своих родителей, – рассказал доктор психологических наук, автор книги "Детский суицид" Юрий Синягин. По его словам, дети считают, что не умрут насовсем, в волшебном мире ребенка нет места реальной смерти, именно поэтому они легко решаются на такой шаг. Число суицидов среди детей и подростков превышает показатель среди взрослого контингента. Директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Татьяна Дмитриева все чаще речь идет именно о детях. Встает вопрос: Почему? Конфликты в семье, с окружающими людьми, доступность алкоголя и наркотиков, влиянии СМИ на подростков, прежде всего, телевидения, которое пропагандирует насилие и другие формы неадекватного поведения и так далее. Расколотый детский мир заполняют "добрые" советы собеседника в одном из так называемых виртуальных "клубов самоубийц". Интернет-порталы, где собирались люди, задумывающиеся над добровольным уходом из жизни, появились в нашей стране в начале 2000-х. На форумах и в блогах молодежь обсуждала способы ухода из жизни, искала себе партнеров по самоубийству, жаловалась на проблемы.  В России власти смотрели на такие клубы сквозь пальцы, пока в 2003 году не совершили парное самоубийство два члена такого клуба – жители Петербурга Евгений и Ольга. Сайты самоубийц начали закрывать. Впрочем, сегодня их снова можно найти в сети. Чтобы ответить на главный вопрос - Почему? Необходимо обратиться к традиции русского народа.

"По общему числу суицидов Россия находится на шестом месте в мире – после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Однако по уровню самоубийств среди подростков в возрасте 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. На 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случая суицидов. По данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, в стране ежегодно добровольно уходят из жизни порядка 1,7 тысячи детей и подростков"[2].

Согласно православным канонам, самоубийц и даже подозреваемых в самоубийстве нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики. Человек, обратившийся к суициду, утрачивает исходные православные добродетели – веры, надежды, любви.  Отсюда только один выход - в их обретении. Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если люди утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Подверженных суициду основу своей жизни могут найти только в вере, так как  это суицидальное уныние – результат отхода от Бога. Суицид религиозным заболеванием, излечить которое может вера. Существуют консультанты - понимающими, чуткими и достойными доверия. Но главное – постоянное ощущение любви - в этом сила человека. Мы видим газетные статьи с названиями «Система предотвращения суицидов в России мертва». И выход - заняться спортом, танцами или  живописью. А сама проблема должна рассматриваться при разработке программ по здравоохранению. Тогда почему эта программа не нужна была, когда в России была определена  четкая система ценность в связи с византийской традицией. Страх вызывает ситуация, что в самоубийствах подростки находят кажущееся решение накопившихся психологических проблем. И у них нет больше вариантов – дух слаб, когда  нет веры, надежды, любви. Кажется, что со смертью прерывается мучительное состояние в материальном мире. И какую муку должны пережить дети, которые оказываются в состоянии преступить через естественный  инстинкт самосохранения. Видимо отсутствие веры, надежды, любви больнее, чем простые физические ощущения. Они просто не знают, что там за чертой жизни окажутся навечно со своим страхом и ужасом, отчаянием и унынием, дикой болью. Мы говорим о прогрессе, а среди нас постоянно умирают дети, которые даже не знают, на какую вечную муку обрекают себя. 

В  Республике Мордовия ситуация осложняется тем, что в настоящее время отсутствует единая система учета завершенных случаев и попыток самоубийств детей и подростков с разбивкой по возрастным группам. "Официальные формы статистической отчетности МВД, министерства здравоохранения сведений о самоубийствах и попытках самоубийств детей и подростков не содержат. Еще одна проблема – отсутствие своевременной информации в заинтересованные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения детей и подростков"[3]. Отсутствие единой информации по фактам суицидов делает невозможным решение ситуации на  практике. Не анализируются мотивы совершенных суицидов в Республике. Однако все чаще встает крайняя необходимость профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.  Чаще всего о совершенных попытках поступают сведения следующего содержания:

"19 Апреля 2013 09:45

17 апреля в дежурную часть отдела полиции № 4 УМВД России по г.о. Саранск поступило сообщение о том, что с балкона 8 этажа одного из домов по улице Веселовского  спрыгнула 28-летняя жительница города. В полицию сообщила ее подруга. Прибывшие на место происшествия медики констатировали смерть девушки. По словам подруги погибшей, на столь отчаянный шаг ее могла подтолкнуть недавняя ссора с молодым человеком. Вечером девушка пришла к знакомой и рассказала о своих переживаниях.  В какой-то момент она вышла в подъезд. Спустя некоторое время подруга, обеспокоенная ее долгим отсутствием, пошла за ней, однако на площадке девушки не было.  Заметив приоткрытую дверь балкона, она выглянула на улицу и увидела ее тело[4]".

Или:

"29 марта 2013 года, 16:45

В Республике Мордовия возбуждено уголовное дело по факту самоубийства несовершеннолетнего

В правоохранительные органы города Рузаевки 28 марта 2013 года поступило сообщение об обнаружении в одной из квартир жилого дома тела 10-летнего мальчика, покончившего жизнь самоубийством через повешение. В ходе осмотра места происшествия, свидетельствующих о насильственном характере смерти, получено не было. С целью установления мотивов совершения несовершеннолетним суицида, а также причин и условий, способствовавших данному происшествию, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.110 УК РФ (доведение до самоубийства). По данным следствия, ребенок проживал с мамой и младшей сестрой. По предварительным данным, тело мальчика обнаружила его мама, которая пыталась оказать помощь и вызвала бригаду «скорой помощи». Однако к положительному результату это не привело. В настоящее время проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего".[5]

 Сегодня суицид незаметно расползается, словно колоссальная эпидемия смерти.

Анализ предпринятых мер позволяет говорить о том, что в Республике Мордовия  дети и подростки в сложных обстоятельствах обращаются по телефонам доверия: экстренный, молодежный, детский. Функционирует бесплатный федеральный номер 8-800-2000-122, который осуществляет поддержку с 9 до 17 часов. "По словам специалистов, к ним в день поступает до 40 звонков детей и подростков, и проблем у них, анонимно обращающихся к психологам, немало"[6].

Анализируя причины кризисных ситуаций необходимо выделить следующие:

1. Конфликты с родителями, сверстниками, братьями и сестрами.

2. Насилие в семье и школе.

3 Сложности во взаимоотношениях с противоположным полом.

4. Трудности в учебе.

5. Употребление алкоголя родителями.

6. Одиночество.

7. Неуверенность в своей внешней привлекательности. 

8. Беременность.

9. Проблемы с  ЕГЭ.

Детский телефон доверия принимает телефонные звонки от детей,  начиная с 7-8 лет, проблемы которых связаны со страхами, возникающими, когда ребенок, оставшись один дома без родителей, начинает бояться.

Как отмечают специалисты детского телефона доверия: «Дети часто жалуются на непонимание как со стороны родителей, так и со стороны сверстников, друзей, одноклассников. Им не к кому прийти со своей проблемой, – говорят психологи. – И когда эмоций и нерешенных проблем становится слишком много, появляется мысль, что единственное решение - уйти из жизни. Отсутствие доверительных отношений между родителями и детьми, педагогами и детьми - основная причина тех страшных событий, что произошли. Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Нужно только вовремя заметить тревожные сигналы. Наблюдательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их чада. Как правило, причинами суицидов становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми, а вот взрослым – совершенно ерундовыми. Например, ссора с друзьями, даже из-за абсолютного пустяка. Неудачная первая любовь. Смерть кого-либо из близких родственников. Сложная психологическая обстановка в семье, развод родителей. Насилие в семье. Беременность. Приверженность к какой-либо субкультуре»[7].

По мнению врача-психиатра Станции скорой медицинской помощи г. Саранска Германа Наумкина: «Чем больше мы говорим на эту тему, тем больше среди подростков появляется желающих расстаться с жизнью – это «заразно» и приобретает характер эпидемии. Подростки ведомы и внушаемы – многие своим страшным поступком просто хотят обратить на себя внимание. Кроме того, подростковый максимализм, страх перед нерешенными проблемами тоже играют свою роль».

Определяя причины совершившихся трагедий, директор Городской психолого-медико-педагогической консультации Бася Бурдина отмечает: «Я считаю, что в основе всех этих трагедий в первую очередь лежат взаимоотношения в семье и со сверстниками. – Если уходит из жизни ребенок 10-14 лет – это в абсолютном большинстве случаев непонимание в семье, унижения и оскорбления. Если это подросток более старшего возраста – здесь свою роль играют отношения не только с родителями, но и со сверстниками. В современном обществе, к сожалению, идет расхождение между тем, что нравственно прививается детям, и тем, что они видят в реальной жизни. Поэтому современные подростки не могут сориентироваться в окружающем мире. Играет свою роль и то, что наше общество не подготовлено ходить к профессиональным психологам, психотерапевтам. Родители спохватываются порой слишком поздно. Страшно, когда из-за того, что девочке не купили сотовый телефон, новые сапоги или дети прогуляли уроки, они так легко расстаются с жизнью. Дети в этом возрасте не думают о последствиях, у них нет ответственности за кого-либо. Я задумалась над тем, почему такой высокий процент детских суицидов по стране. Меня это, как специалиста, ужасает. Почему ребенок уходит из семьи, почему он кончает жизнь самоубийством? Только потому, что его не поняли самые близкие люди. Родители в этих ситуациях играют первостепенную роль. Ребенок не привык рассказывать им о том, что происходит с ним. А если нет доверительной нити между родителями и детьми, то родители не будут знать, чем живет, дышит их ребенок. Никогда в душевно здоровой семье ребенок не будет кончать жизнь таким образом. Другое дело, что сегодня очень много детей, имеющих скрытые психологические нарушения. Это увидеть неспециалисту практически невозможно. Поэтому, если родители или учителя замечают какие-то странности в поведении, в разговоре ребенка, то есть он изменился в чем-то и видимых причин этому нет, это повод обратиться к специалисту»[8].

Рассматривая социальную природу суицида, Э. Дюркгейм пишет: "Раньше 5-летнего возраста самоубийств не бывает, да и в этом возрасте они совершенно исключительное явле­ние; к тому же еще не доказано, чтобы эти исключитель­ные случаи объяснялись наследственностью. Не надо забывать того, что ребенок тоже испытывает на себе влияние социальных причин и что этого обстоятельства вполне достаточно, чтобы толкнуть ребенка на само­убийство... самоубийство у детей варьирует в зависимости от социальной обстановки... "[9]. Отсюда особую тревогу вызывает  сложившаяся устойчивая тенденция к детскому суициду, о чем говорилось выше, и к суициду в целом (Приложение В).

Механизмы преодоления обозначенного девиантного явления в условиях современного общества  постепенно начинают складываться. Так,  Уполномоченный по правам ребенка при Президенте России Павел Астахов отмечает необходимость создания специальной программы по профилактике подросткового суицида. Необходим комплекс мер по мониторингу личных страничек школьников в социальных сетях. «Также школьные психологи могли бы просматривать в Сети аккаунты учеников, – считает Павел Астахов. – Ведь о намерениях совершить суицид одна из школьниц написала на своей страничке еще две недели назад, но на это никто не отреагировал»[10].

Анализ причин и сущности обозначенного явления, предполагает выделить следующие личностные механизмы преодоления суицидов в детском и подростковом возрасте:

1. Формирование в сознании ребенка и подростка концепта смерти, которое будет во многом опираться на то, что  смерть есть бесповоротное прекращение жизни, когда не допускается возможность дальнейшего возвращения к жизни. Это связано с тем, что у подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2.Формирование идеологических позиций в обществе, становящихся основой  мировоззрения детей и подростков.

3). Вырабатывание жизненной позиции, направленной на устойчивость к проблемам личных взаимоотношениях, которые приводит к ранним разочарованиям.

4. Механизмы оптимизации семейных взаимоотношений.

5. Решение проблем социальных девиаций (алкоголизма, наркомании, криминализации общества).

Таким образом, молодежный суицид является  явной общественной девиацией, во многом становящийся уходом от естественной нормы. Нарастание этого явление в обществе позволяет говорить о регрессе, а типологические особенности - о возрастание уровня социальной аномии.

 


[1] См.:  Чудовищная эпидемия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saransk.bezformata.ru/listnews/chudovishnaya-epidemiya/2909067/

[2] См.: Чудовищная эпидемия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saransk.bezformata.ru/listnews/chudovishnaya-epidemiya/2909067/

[3] См.: Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в РМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mordovia.rfdeti.ru/display.php?id=7612

[4] См.: Жительница Саранска покончила жизнь самоубийством. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://13.mvd.ru/news/item/942528

[5] См.: В Республике Мордовия возбуждено уголовное дело по факту самоубийства несовершеннолетнего. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.sledcom.ru/news/289369.html?ID=289369

[6] См.: Чудовищная эпидемия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saransk.bezformata.ru/listnews/chudovishnaya-epidemiya/2909067/

[7] Там же.

[8] См.: Чудовищная эпидемия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://saransk.bezformata.ru/listnews/chudovishnaya-epidemiya/2909067/http://saransk.bezformata.ru/listnews/chudovishnaya-epidemiya/2909067/

[9] См.: Дюркгейм Э. Самоубийство : социологический этюд / пер, с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. – М., 1994. – С. 51

[10] См.: Чудовищная эпидемия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saransk.bezformata.ru/listnews/chudovishnaya-epidemiya/2909067/

 

Комментариев пока нет